Проект » Мой город»

Автор: Потапова Евгения Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 143»

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Тема: Проект » Мой город»

Опубликовано: 16.12.2017 23:22

Получить свидетельство      Скачать материал


Потапова Евгения Владимировна

Проект «Мой город».
(Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группы)

«Любовь к родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры».
Толстой А. Н.

 «Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю».
Тургенев И. С. 


Описание проекта:
Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Он содержит практический материал по формированию у детей нравственно-патриотических чувств, знакомство с родным городом, краем. Проект включает в себя познавательные и творческие занятия по всем образовательным направлениям развития ребёнка, беседы, игры; предполагает партнёрское сотрудничество детей с педагогами и родителями.
Работая над созданием проекта, учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, общие закономерности его развития и особенности становления личности.

Актуальность.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Поэтому считаем тему нравственно-патриотического воспитания актуальной и необходимой.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.

Объект проекта:
Детская исследовательско — творческая деятельность в процессе знакомства с городом, краем.
Предмет проекта: Совокупность методов, приёмов и средств, направленных на развитие творческой инициативности, обогащение личного опыта детей в процессе знакомства с городом, расширение и систематизирование знания детей о городе, профессиях, достопримечательностях, известных людях.

Цель: Формирование нравственно – патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом.
Задачи:
1.Углублять и систематизировать представления детей о своей «малой» Родине – городе Нижнем Новгороде.
2. Воспитывать интерес к прошлому и настоящему своей родины, осознание принадлежности к своему народу,
чувство привязанности к своему городу как гражданина.
3.Способствовать развитию речи детей в процессе ознакомления с родным городом.
4. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми.
5. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс по ознакомлению с родным городом через разные формы взаимодействия.
Методы работы:
— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения, чтение и рассказывание художественных произведений.
Эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
— наглядные методы: использование наглядного материала: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, использование мультимедиа и аудио -материалов, экскурсии; способствуют развитию мышления детей;
— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы, моделирование, экспериментирование, игры -драмматизации.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Участники проекта: 
дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников;
психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию.
Предполагаемый результат:
Дети имеют представления о городе, в котором они живут, об исторических памятниках. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности; культуру, обычаи и традиции коренных народов Нижегородской области, могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения. Проявляют интерес к родному городу, краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе. Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры нашего края, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу и краю.

Интеграция образовательных областей:
 «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Сроки реализации проекта:
4 месяца.
Используемая литература:
1.Основная общеобразовательная программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-352 с.
2.«Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
3.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». (Приказ Мин. обр. науки России №1155 от 17.10.2013г. требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования);
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (Постановление от 15.05.2013г. N 26 «Об утверждении СаНпиН 2.4.1.3049-13» (с измен. От 04.04.2014г.)).
5.Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).- М.:УЦ «Перспектива», 2011г.
6.Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998г.
7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Сфера, 2010
8.Интернет-ресурсы.
Подготовительный этап:
(Сентябрь)
1.Выявление знаний детей о родном городе, традициях, достопримечательностях, истории города (викторины, беседы, наблюдение, анкетирование).
2.Изучение и подбор литературы, изучение информационных технологий.
3.Подбор художественного слова по теме: стихи, легенды, рассказы, пословицы, поговорки и др.
4.Подбор иллюстративного материала.
5.Подбор музыкальных произведений.
6.Составление бесед (вопросов).
7.Мультимкедийные презентации.
8.Подбор консультаций, анкет для родителей.
Основной этап:
(2 месяца)

Октябрь

ФОРМЫ РАБОТЫ

Ознакомление с художественной литературой
Продуктивная деятельность
Игровая деятельность
Использование ИКТ(информационно-коммуникативных технологий)
Экскурсии и целевые прогулки
Первая неделя
Чтение стихотворения Н.Забилы «Наша Родина» (Беседа по содержанию)
Рисование « Мой город славный!»
Игра: «Кто где живет?» (Дети передают друг другу мяч и называют свой полный адрес (город, район, улица, дом, квартира)).
Просмотр видеофильма «Мой город».
Целевая прогулка по ближайшим улицам.
Вторая неделя
Чтение легенд о Кремле, башнях Кремля (беседа по содержанию)
Конструирование из бросового материала «Башни Кремля».(с дальнейшим оклеиванием бумагой).
Игра «Кто назовет известные и любимые места отдыха в нашем городе?»,

Презентация «Прогулки по Кремлю».
Организованная экскурсия совместно с родителями в Нижегородский Кремль.
Третья неделя
«Люблю свой город Нижний и горжусь». автор: Леонид Абросимов (от лица любимой внучки)
Рисование «Город вечером». Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни.
Игра «Угадай, где я нахожусь?»
Песня о Нижнем Новгороде (разучивание слов, слушание мелодии)
Экскурсия в библиотеку.

Четвертая неделя
Пословицы и поговорки о Родине.
Лепка « Дома на нашей улице»(оформление коллективной работы на плоскости)
Игра «Узнай по описанию».
Заочная прогулка по улицам района.(просмотр фильма)
Экскурсия в школу номер 48.

Октябрь

ФОРМЫ РАБОТЫ

Театрализованная деятельность, ООД
Организация РППС
Взаимодействие с семьями воспитанников
Беседы, рассматривание картин и составление рассказов.
Первая неделя
ООД «Мой город- мой дом».
Организация книжной выставки «Мой город».
Консультация для родителей «Познакомьте ребенка с родным городом».
Анкета для родителей по ознакомлению с родным городом.(флешкарта)
Беседа о названиях улиц в честь известных людей.(знакомство с известными людьми нашего города) Рассматривание картины Баранова В.С. «Осень в Н. Новгороде»
Вторая неделя
Конкурс «Знатоки родного города»
Выставка рисунков «Мой город славный».
Консультация для родителей «Воспитание любви к родному городу Нижнему Новгороду»
Беседа «Район в котором я живу». Закреплять название района, известные места в районе. Еськов И.И. «Пейзаж с Кремлем». (составление описательного рассказа)
Третья неделя
Совместное мероприятие детей, педагогов и родителей «Край родной, навек любимый».
Фотовыставка «На рубеже веков»
Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота». (флешкарта)
Беседа «Любимый уголок в городе» Цель: воспитывать любовь к родному городу.
Четвертая неделя
ООД «История родного города». Закреплять знания детей об истории возникновения родного города, его основателя. Расширять знания детей об истории возникновения Кремля.
Внесение карты Нижегородской области.(отметить город на карте)
Консультация для родителей: «Родной свой край люби и знай».
Анкета для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка»( анкета является анонимной).
Беседа о памятниках защитникам Отечества- Минин и Пожарский.

Ноябрь

ФОРМЫ РАБОТЫ

Ознакомление с художественной литературой
Продуктивная деятельность
Игровая деятельность
Использование ИКТ(информационно-коммуникативных технологий)
Экскурсии и целевые прогулки
Первая неделя
Чтение главы из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем»( «Волга-кормилица».(беседа по прочитанному)
Рисование «Самое любимое место в городе».
Аппликация «Герб нашего города»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Просмотр презентации «Памятники города».
Экскурсия в библиотеку.
Вторая неделя
Чтение стихотворения «Про Нижний Новгород» Чекмарев Сергей
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.
Игра «Найди ошибку»
Показ слайдов «Самые красивые места города»
Посещение детского кинотеатра «Зарница». Просмотр фильма.
Третья неделя
«Сказ про Нижний Новгород»
Серж Новиков
Изготовление макета родного района.
Игра «Давайте прогуляемся».(с макетом района)
Презентации «Их именами названы улицы нашего города»
Экскурсия к памятнику памяти солдатам павшим в Чечне и Афганистане.

Четвертая неделя
Чтение произведений М. Горького для детей: «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Горящее сердце», «Случай с Евсейкой», «Утро».
Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

Дидактические игры: «Красивые слова – тебе, любимый город».
Просмотр фильма о М. Горьком. (беседа по просмотренному)
Прогулка по улице Батумской( где находится наш дет. сад №143)

Ноябрь

ФОРМЫ РАБОТЫ

Театрализованная деятельность, ООД
Организация РППС
Взаимодействие с семьями воспитанников
Беседы, рассматривание картин и составление рассказов.
Первая неделя
ООД «Встреча с прекрасным»(музеи родного города)
Совместная деятельность воспитателя и детей: создание копилки «Улицы города», оформление страницы фотоальбома «Любимые уголки родного города»
Дети с родителями изготавливают план-карту района.
Нижний Новгород в 1806 г. на акварели Мартынова

Вторая неделя
Праздник «Люблю тебя, мой город родной» (игры, песни, хороводы).
Пополнение и смена книжной выставки.
Выставка рисунков «Достопримечательности города»
Оформление информационного стенда «Праздники и традиции нашего города»
Рассматривание картины «Вид на Нижний Новгород». Исаак Иль

Третья неделя
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию «История моего города»
Фотоколлаж «Прогуляемся?»
Рекомендации для родителей по теме : «Моя Родина» (флешкарта)
Беседа «Известные люди города».

Четвертая неделя
Инсценирование отрывка из рассказа «Воробьишко»
Конспект тематического развлечения «Моя Малая Родина: Вы откуда? Мы из Нижнего Новгорода». (Для детей и родителей)
Изготовление атрибутов к инсценировке «Воробьишко»
Оформление стенда(совместно с родителями) « Я и город»
Беседа(итоговая) «Город мой, горжусь тобой!»

Результаты работы:
Для детей — дети получают необходимые знания о своем городе, крае; наблюдается положительная динамика развития представление о городе, крае, промыслах, достопримечательностях, известных людях.
Для родителей и социального окружения – происходит расширение образовательного пространства посредством взаимодействия с родителями и объектами социума.
Для педагогов — повышают педагогическое мастерство и осваивают метод проектирования воспитательно-образовательной работы в условиях педагогического сотрудничества, интеграции образовательных областей и комплексно-тематического планирования образовательного процесса.
Перспективы – продолжать воспитательно-образовательную работу по данному направлению.
Заключительный этап:
(декабрь)
1.Анкетирование детей и родителей.
2.ООД «Путешествие по Нижнему Новгороду »(интеграция образовательных областей).
3.Мониторинг

Результаты работы:
Д ля детей: Наблюдается положительная динамика:
повысился уровень развития детей в знания детей о родном городе.
Для родителей и социального окружения:
Расширяется образовательное пространство посредством взаимодействия с родителями и объектами социума. Повысился уровень заинтересованности родителей.
Для педагогов:
Повысился уровень педагогической компетентности. Осваивается метод проектирования воспитательно–образовательной работы в условиях педагогического сотрудничества, интеграции образовательных областей и комплексно –тематического планирования образовательного процесса
Перспективы:
Продолжить работу с детьми. Обобщить опыт работы, оформив методическое пособие.

Приложение
Пословицы и поговорки о Родине.

• На чужой сторонушке рад родной воронушке.
• Кто за Родину горой – тот истинный герой.
• Кто Родине изменяет, того народ презирает.
• Своя земля и в горсти мила.
• Чужбина – калина, Родина – малина.
• Матушка-Волга и широка, и долга.
• Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
• Нет земли краше, чем Родина наша.
• Народы нашей страны дружбой сильны.
• Москва от глаз далека, да сердцу близка.
• Родина поучает, Родина и выручает.
• За край родной иди бесстрашно в бой.
• Жить – Родине служить.
• Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
• На чужой стороне и летом холодно.
• Одна у человека мать, одна и Родина.
• Береги землю любимую, как мать родимую.
• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
• Родина – мать, умей за неё постоять.
• За край родной иди в бесстрашный бой.

Конспект тематического развлечения «Моя Малая Родина: Вы откуда? Мы из Нижнего Новгорода».
(Для детей и родителей старшей группы)

Идея праздника – формирование любви к своей малой Родине.
Предварительная работа:
Беседы о родном городе Нижнем Новгороде, кратко даётся история названия. Дети рассматривают картины, фотографии о родном крае, составляют рассказы о том, где родились и живут. Провести экскурсию по улице, где находится детский сад, экскурсия в музей района, парк и т.д.
Впечатления высказываются, затем в беседе и передаются, желательно, в сюжетно-ролевых играх. Свои впечатления ребёнок может отразить в рисунках. Осуществляется знакомство с местными промыслами.
Дети разучивают песни о городе. Желательно обсудить с детьми, как лучше и интереснее провести праздник города.
Дети приглашают на праздник сотрудника музея, своих родителей, которые готовят стихи.
Воспитатель с детьми поют песню о Нижнем Новгороде.
Оформление праздника:
Зал оформлен в соответствии со временем года: в вазах — цветы, на одной стене — картины с пейзажами родных мест, на другой стене расположена выставка детских работ «Мой родной край». Около окна телевизор с видеомагнитофоном.
Ход праздника:
В зале звучит музыка. Гости и дети заходят в зал и усаживаются в круг.
Ведущая: Я очень рада всех Вас видеть. Все нарядные, красивые! Правильно – ведь у нас сегодня праздник! А называется он «Вы откуда? Мы из Нижнего Новгорода!». Верно, мы все нижегородцы! Так называются жители нашего города, мы и стихи будем читать о Нижнем Новгороде.
Девочка:
Я иду по нижнему Новгороду, кланяются клёны,
И берёзы машут нежною рукой.
Что–то шепчет тёплый ветерок спросонок,
И заря алеет яркой полосой.
Мальчик:
В нижнем всё знакомо: улицы и люди,
Каждая тропинка, каждый тротуар.
Стороной не ходят праздники и будни,
Не хотят, чтоб кто-то Нижний покидал.
Музыкальный руководитель предлагает исполнить детям и взрослым песню: «Нижний Новгород».

Ведущая:
У каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и первый снег. Это место называется малой Родиной. Для многих из нас – это наш город Нижний Новгород.
А кто-нибудь знает, откуда такое название?
(Все присутствующие беседуют по теме).
Ведущая:
А хотели бы Вы, совершить прогулку по городу, по нашей малой Родине?
Дети:
Да.
Ведущая:
Тогда отправляемся в путь. А чтобы веселей шагать было, песенку запоём! Мы будем, как бы ещё раз идти по городу и делать остановки там, где нам понравится.
Звучит мелодия В. Шаинского «Вместе весело шагать». Включается видеозапись. На экране проплывает панорама родных мест, аллея родного парка «Швейцария». Ведущая объявляет первую остановку – «Сурикова». Звучит песня о листопаде. Родители раскидывают листья: кленовые, дубовые, берёзовые.
Дети играют в игру:
«Кто быстрее соберёт листочки и станет в свой круг» (3 круга).
Ведущая:
Продолжаем нашу прогулку. (Дети поют песню, включается видеозапись).
Вторая остановка – «площадь Минина и Пожарского».
Воспитатель обращает внимание детей, что именно здесь находится Нижегородский Кремль, главная достопримечательность города! А дети рассказывают, что интересного они видели, побывав в кремле.
Включается видеозапись фрагментов экскурсии, проведённой с детьми.
Затем выходит дедушка одного из детей и рассказывает, как был построен Кремль.
Ведущая спрашивает детей – Не пора ли в путь?
Все отправляются дальше.
Ведущая:
Ребята! Куда мы ещё с Вами не ходили?
Дети:
В магазин.
Ведущая:
Да, у нас в городе очень много больших магазинов, и мы с вами отправимся на площадь Революции в универмаг.
Универмаг – любимое место ребят и девчат.
Ведущая и другие взрослые спрашивают детей, любят ли они ходить в универмаг?
Дети отвечают утвердительно, так как там для них покупают их любимые игрушки. О них всегда мы с удовольствием поём.
Песня про игрушки.
Ведущая:
Сегодня магазин наш волшебный, в нём можно купить всё, даже без денег. Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, знают ли родители желания своих детей.
Ведущая поясняет, что в Универмаге все игрушки стоят парами.
Сначала дети закроют глаза, а родители купят для своего ребёнка желанную ему игрушку и спрячут за спину. А затем выйдут дети и купят игрушку по своему желанию.
Совпадут ли покупки? Все играют. Подводят итоги. Выявляются победители. Затем исполняется под музыку свободный танец с игрушками.
Ведущая предлагает продолжать экскурсию, включается видеозапись. Дети идут в дом культуры «имени Кринова».
Ведущая:
Дети, что это за дом? Что в нём можно увидеть?
Дети:
Кино, концерты, конкурсы.
Ведущая:
А давайте посмотрим, кто сейчас выступает (включается видеозапись, на сцене выступают дети бывшей подготовительной группы, они исполняют танец).
Ведущая:
Вот и подошёл к концу наш праздник Родины.
Мы все гордимся тем, что мы Нижегородцы!
А Вам низкий поклон, удачи в делах, здоровья, добра и вершин мастерства!
Самовар шумит, подходить велит.
Бублики, баранки, как на самобранке!
Чаепитие детей, родителей.

Конспект развлечения «Мой город – мой дом»
Задачи:
1. Закреплять представления детей о городе.
2. Воспитывать чувства восхищения, интереса, гордости за свой город.
3. Способствовать проявлению творческих возможностей детей: творческого воображения и мышления.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности.

Материалы к занятию:
1. Карты-схемы и макеты проспекта Гагарина и Нижегородского Кремля.
2. Аудиозаписи (музыка, слова героя – Данилки).
3. Кроссворд.
4. Изображения наиболее интересных архитектурных сооружений улиц города.

Ход занятия:
Слышится стук в дверь, входит Данилка.
Данилка: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Данилка: Меня зовут Данила, а мама зовет Данилка. Я живу в Москве. Приехал в гости к старой бабушке в Нижний Новгород. Ваш город такой красивый, но я ничего о нем не знаю, мне бы хотелось побольше узнать о нем, вы не поможете мне?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем познакомить Данилку с нашим городом, с Нижним Новгородом?
Дети: С помощью рисунков, картинок, фотографий, рассказов об улицах и достопримечательностях нашего города, пригласить к себе в гости.
Воспитатель: Ну что же, Данилка, садись поудобнее и слушай наш рассказ. Помогай нам с ребятами разгадывать кроссворд (показывает), а что в конце занятия у нас получится в кроссворде, мы вместе и прочитаем.
Воспитатель обращается к детям: Ребята, наверное самое дорогое для человека – его дом, его семья, улица, на которой он живет. Расскажите на каких улицах Нижнего Новгорода вы живете?
Дети рассказывают о своих улицах.
Воспитатель: Молодцы! Я вижу ваши улицы красивыми и уютными. А где же вы больше всего любите быть вместе с мамой и папой, где вам тепло и уютно?
Дети: Дома.
Воспитатель: Вот мы с вами и отгадали первое слово нашего кроссворда. Это слово «дом» (вписывают слово в кроссворд).
Воспитатель: Ребята, а если бы вы моги, то чтобы вы преобразовали, изменили на своей улице?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, Данилка приготовил вам загадку, послушайте.
Данилка: Ребята, я знаю, что Нижний Новгород находится на слиянии двух рек: Оки и … а другую реку я забыл, подскажите пожайлуста.
Дети: Волга.
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали, давайте впишем это слово в наш кроссворд. Следующая загадка: Это место центральное в нашем городе – с него он начинается.
Дети: Нижегородский кремль.
Воспитатель: Ребята, а кто бывал в Кремле? Вам там понравилось? (этот вопрос можно задать, пока вписывается слово в кроссворд.
Далее загадка про Вечный огонь (слово «огонь» также вписывается в кроссворд).
Воспитатель: Как же, ребята, нам добраться до Кремля? Наверное, мы начнем свой путь с проспекта Гагарина. Этот проспект красивый и длинный, и назван в честь первого космонавта Ю.А.Гагарина. А хотите оживить наш макет проспекта?
Дети вместе с воспитателем выкладывают изображения главных зданий и достопримечательностей проспекта Гагарина, помогают друг другу.
Воспитатель: Ребята, а наш детский сад по-моему тоже находится на проспекте Гагарина?
Дети: Нет, наш детский сад находится на улице Батумской.
Воспитатель: Ну пока мы с вами разговаривали, мы пришли в Нижегородский кремль. Представьте себе, что мы внутри Кремля. Какие крепкие и прочные его стены, какие красавцы его башни, а, кстати, сколько их?
Дети: тринадцать.
Воспитатель: А какие башни вы знаете? (дети называют) По-моему какой-то одной башни не хватает?
Дети: Коромысловой.
Дети собирают Коромыслову башню (звучит музыка).
Воспитатель: Молодцы! Собрали башню. Наверное много событий помнит Кремль, ведь раньше очень давно весь наш город помещался внутри Кремля, и люди сложили о нем легенды.
Звучит музыка, входит Алена.
Алена: Здравствуйте! Услыхала я, что вы очень интересно беседуете и мне захотелось погостить у вас, а зовут меня Алена. Вы меня узнали?
Дети: Вы из старой легенды об Алене, которая спасла наш город от захватчиков, потому что была очень смелая и храбрая и отбила всех врагов коромыслом. В честь вас даже одну из башен так назвали: Коромыслова Башня.
Алена: Молодцы, порадовали вы меня, вижу, что интересуетесь вы историей Нижнего Новгорода и любите его, спасибо вам! А пришла я к вам не с пустыми руками, а с гостинцем, угощайтесь, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, а пряник-то не простой, на нем герб нашего города. А почему именно олень, вы знаете?
Дети рассказывают легенду об олене.
Алена прощается с детьми и уходит.
Воспитатель: Ребята, давайте впишем слово «олень» в наш кроссворд. Ой, мы же с вами весь кроссворд уже разгадали, что же за слово у нас получилось?
Дети читают: Город – это дом.
Воспитатель (удивленно): Так значит город – это наш дом, вот почему нам всем здесь так тепло и уютно. Согласны, ребята?
Дети: Да!
Данилка: Спасибо вам, ребята. Я так много теперь знаю про ваш город и про то, что вы относитесь к нему как к своему родному дому.
Дети поют песню про Нижний Новгород, а затем приглашают Данилку и гостей попить с ними чаю.

ЛЕГЕНДЫ

Легенда: «Как есть встал батюшка Нижнiй Новгородъ».

«Ехал русский князь Мурза по Волге; на ту пору на горе мордва в белых своих балахонах молилась богу; спросил Мурза своих воинов: «Что это за березник мотает­ся-шатается, к земле-матушке на восток приклоняется?» По­сланные донесли, что это не березник мотается-шатается, а мордва своему богу молится; в бадьях у них стоит пиво слад­кое, на рычагах висит яичница, в котлах янбеды (жрецы) говядину варят… Старики из мордвы, узнав о прибытии рус­ского князя Мурзы, послали ему с молодыми людьми говя­дины и пива; молодые люди дорогой говядину съели, пиво выпили, а русскому князю Мурзе принесли земли да воды. Князь Мурза обрадовался этому дару, принял его за знак покорности мордовского племени и поплыл далее по Волге-реке; где кинет на берег горсть поднесенной ему земли — там быть, городу, где бросит щепотку — там быть селу. Так и покорилась русским земля мордовская и основан был Ни­жний Новгород»

Это предание записано от мордовского племени терюхан в селе Рождественском в 1848 году и передано позднее П. И. Мельникову.

«ПОЧЕМУ ТАТАРЫ НЕ ВЗЯЛИ НИЖНИЙ»

Старики сказывали, что в очень давнюю пору, когда татары на Руси бесчинствовали, дошел до их князя слух про Новгород Нижний.
И вот повелел этот князь войскам своим нече­стивым пойти на Нижний, захватить да разгро­мить богатый город.Направили татары коней своих быстроногих вдоль Волги-реки и — долго ли, коротко ли — до Нижнего доскакали. Выслал князь вперед дозор­ных своих и ждет…В те поры, видишь ли, весна была, и случилось так, что первыми заметили ворога нижегородские бабы: они на Волге белье полоскали.Почуяв недоброе, похватали бабы коромысла свои — да на татар!.. А те уж к стенам кремлев­ским подбираются. Напали бабы на татар и давай их дубасить!..
Испужались супостаты и к князю с донесением.Выслушал князь татарский дозорных и молвил:
— Ежели уж бабы здесь такие, то каковы же мужики нижегородские?..Сказал и повернул войско свое нечестивое об­ратно. Не пошли татары на Нижний. Побоялись.
«Почему татары не взяли Нижний». Предание записано от Петра Григорьевича Овчинникова, 1884 года рождения, в поселке Октябрьском Борского района Горьковской области. Записали 8 июля 1965 года В. Н. Морохин и Г. Н. Горшенков

КАНАВИНО (Кунавино) откуда название пошло?

По-разному объясняют в народе слово «Канавино». Говорят, что, мол, на левом берегу Оки, на­против Нижнего Новгорода, в былое время было очень много вымоин, рытвин и «канав». Вот поэто­му якобы Канавино, когда оно стало, еще в стари­ну, небольшим селением, и начали так именовать.Другие сообщают, что у левого берега Оки из­давна было удобное место для остановки разных судов, которые прибывали и с Оки и с Волги. Тут они вставали по разным причинам: и для перегрузки с больших судов на малые, и наоборот, и для того, чтобы пополнить свои запасы продо­вольствия, необходимого для дальнейшего плава­ния, и нередко для простого обмена товарами.
Во времена татарского владычества такая мено­вая торговля производилась под контролем вла­стей, а за обмен обязательно брали пошлину. Мо­жет быть, люди, бравшие пошлину, жили за Окой. Ну а пошлины брали тогда не деньгами, а «куна­ми». Вот от этих «кун» и место, где брали пошли­ну, стали именовать «кунавиной слободой».

Канавино. Предание, с незначительными сокращениями, пе­чатается по книге И. А. Милотворского «Нижний Новгород, его прошлое и настоящее». Н. Новгород, 1911 стр. 105—106

«НИЖЕГОРОДСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ МИНИНА и ПОЖАРСКОГО»
(предание земли родной)

В ту трудную для Руси пору, когда на землях предков наших, сея смуту, бесчинствовали шайки приверженцев Лжедмитрия, а в столице белока­менной восседали поляки, пришли в Нижний гра­моты от москвичей. «Гибнет Москва, — писалось в тех посланиях, — а Москва есть основание Рос­сии; не забудьте, что пока крепок корень, то и дре­во крепко; не будет корня, на чем оно будет дер­жаться?..»
Эти пламенные слова произвели сильное влия­ние на умы нижегородцев. И вот собрались посад­ские и другие власти у воеводы, чтобы совет держать. Был тут и говядарь Кузьма Захарович Минин-Сухорук, занимавший тогда в Нижнем должность городского старосты.
А на другой день, хотя и был он будний, на соборной колокольне зазвонил большой колокол. Все подумали, что сзывает он по поводу каких-либо печальных известий, так часто приходивших из Москвы.
В то время как народ заполнил площади и хра­мы, из Спасского собора вышел Минин. Он спу­стился на Нижний посад, на постоянно запружен­ную торговым людом площадь, которая была «у Николы на торгу», и с паперти этой церкви об­ратился к народу, прося его нести все на алтарь отечества:

— Буди нам похотети помощи Московскому государству, ино нам не пожалети животов наших… Да не токмо достатков своих, и дворы свои про-давати, и жены, и детей закладывати, и бити че­лом, чтобы кто вступился за истинную веру и был у нас начальником. Дело великое! Мы сотворим его…
Минин не довольствовался теми словами крас­ными. Он принес на площадь все свое богатство, деньги, украшения жены и даже золотые и сере­бряные оклады с образов.
После этого воззвания и взноса Нижний посад города особенно оживился. Каждый день с ранне­го утра по нему ходил народ и открыто выражал свою заветную думу. Нижегородцы последовали примеру своего земляка, и все—богатые и бедные, старые и молодые — несли в жертву отечества кто что мог. Постоянно появлялся здесь как свой чело­век Кузьма Захарович Минин. Он разговаривал с людьми, а на вопросы: «Что делать?» — отвечал одно: «Ополчаться!»
Когда же его стали спрашивать, где взять сред­ства на ополчение, он с паперти церкви восклик­нул:
— Я не очень богатый человек с товарищами своими, всех нас 2500 человек, и денег у нас в сбо­ре 1700 рублей; брали третью деньгу; у меня было триста рублей, и я сто рублей в сборные деньги принес, то же и вы сделайте…
— Быть так, — ответила толпа, и тут же начал­ся сбор.
Когда стали решать о том, кто возглавит ниже­городских ополченцев, то и Минин, и народ оста­новились на имени доблестного военачальника По­жарского, который в то время, после ранения под Москвой, жил в своем имении за Балахной.
И вот тут одни говорят, что Пожарский, мол, охотно принял предложение, а другие оспаривают и убеждают, что он заставил просить «многажды» и согласился только при условии, чтобы ему вы­брали человека, который был бы с ним «у великого дела и выдавал бы казну на жалованье ратным людям». Но не в этом главное! Сообщают, что По­жарский сам указал на Минина, которому «такое дело за обычай».

Выборные вернулись от Пожарского и сообщи­ли о его согласии возглавить ополчение и желании иметь вместе с собой «у великого дела» Минина. Тот согласился, но под непременным условием, чтобы нижегородцы обязались вполне им с Пожарским повиноваться и давать деньги.
— Если денег не будет, — сказал Минин, — то вы должны дать нам право силою отбирать не только животы, но и жен и детей в кабалу отда­вать, чтобы ратным людям скудости не было…
Проникнутые великой идеей спасения отечества, нижегородцы согласились на все и составили в этом смысле договор, который и был отослан Пожар­скому. После этого Минин круто повел дело сбора «трети деньги». Еще Пожарский был у себя в Юрине, а ополчение в Нижнем начало готовиться к по­ходу. И город снова, как и раньше, сделался сбор­ным пунктом для войск. Теперь сюда пришли смо­ляне, вязьмичи, дорогобужане. Ну а когда прибыл сам Пожарский в Нижний Новгород, то к нему присоединилис

Классическая легенда о Дятле.
(Первые жители Нижегородчины)

Легенда найдена П.И.Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847гг.
«Возник Нижний Новгород на

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector