Педагогический проект «Ремесла матушки-Руси»

Автор: Пантелеева Елена Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Населенный пункт: городской округ город Выкса, Нижегородская область

Тема: Педагогический проект «Ремесла матушки-Руси»

Опубликовано: 08.01.2018 18:38

Получить свидетельство      Скачать материал


МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Педагогический проект

«Ремесла матушки-Руси»

Выполнила:
воспитатель
Пантелеева Е.А.
I квалификационная категория

Городской округ город Выкса
2017 год
Паспорт проекта:
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный (ноябрь-декабрь).
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Коммуникативная деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Актуальность: Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Учитывая это, было принято решение провести углубленную работу по ознакомлению детей с народными промыслами Нижегородского края, обогащая при этом развивающую среду группы.
Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащённой предметами народно-прикладного промысла,развивает творческие способностей детей, усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа, народно-прикладным искусством Нижегородского края.
Задачи:
— обобщать знания детей о декоративно — прикладном искусстве России;
— развивать у детей познавательный интерес к русскому народно-прикладному творчеству;
— продолжать знакомство с русскими народными промыслами(Городецкой, Семеновской, Хохломской росписями и т.д.), их историей и особенностями;
— закрепить представления детей о народных промыслах Нижегородского края, вызвать у детей интерес к незнакомым народным промысламмалой Родины;
— воспитывать у детей чувство гордости за родной край;
— ориентироваться в различных видах росписи, видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, хохломской росписей и т.д.;
— развивать творческие умения в составлении узоров по мотивам народных росписей, чувство цвета, композиционные умения;
— воспитывать эстетические и этические чувства, уважение к работе народных мастеров;
— активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель, Полхов – Майданская роспись;
— создать условия для применения детьми знаний, умений, творческих способностей;

— привлечь родителей к совместному участию в проектной деятельности, развить интерес к сотрудничеству с детским садом, созданию мини-музея по теме проекта.
— обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».
Ожидаемые результаты:
— у воспитанников группы расширятся представления о различных видах народно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, Полхов-Майданская, семеновская росписи и т.д.), их истории и особенностях;
— дети научатся различать изделия разных народных промыслов, выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции;
— появятся новые представления о ранее неизвестных промыслах Нижегородского края (малой Родины) – Бородачевская игрушка;
— разовьются творческие умения по оставлению узоров по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта;
-сформируется чувство гордости за родной край,уважение к работе народных мастеров;
— пополнится РППС предметами народно-прикладного творчества для применения знаний, умений, творческих способностей детей группы;
— благодаря совместному участию в проектной деятельности родителей воспитанников, детей и воспитателя в группе появится мини-музей «Россияночка»;
— проведенная работа будет способствовать формированию и развитию творческих способностей воспитанников группы в дальнейшей жизни;
— родители будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народно-прикладного творчества.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:
• Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты, альбомы с элементами росписи);
• Подготовка презентации по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
• Разработка цикла бесед о видах народно-прикладного творчества;
• Пополнение РППС группы предметами народно-прикладного творчества;
• Создание мини-музея народно-прикладного творчества«Россияночка» совместно с родителями.

Основной этап
• Проведение тематических бесед;
• Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков (совместно с родителями);
• Презентации (экскурсия в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет);
• Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей, предметов народно-прикладного искусства;
• Чтение сказок, былин и литературных произведений;
• Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок;
• Разучивание русских подвижных народных игр Нижегородского края.
Познавательное развитие:
• Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «История русской матрешки», «Весёлый Городец», «Семёновские сувениры»;
• Просмотр тематического альбома «Народное искусство»;
• Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство»;
• Беседы «Золотая Хохлома», «Сине-голубое чудо», «Веселый Городец», «Дымковская сказочная страна», «Знакомьтесь, русская матрешка», «Богородская резная игрушка»,
• «Русская народная игрушка»- выставка (матрёшки Семёновская, Дымковская, Городецкая, Бородачевская);
• РОД «Путешествие в мир народных мастеров»;
Речевое развитие:
• Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
• Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Золотая хохлома»;
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи)
• Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
• Народные промыслы родного края. Экскурсия в Центральную районную библиотеку.
• Проблемные ситуации «Что случилось у матрешки»;
Социально-коммуникативное развитие:
• Игровые образовательные ситуации.
• Дидактические игры «Мы расскажем, а вы отгадайте», «Да-нет», «Чудо узор», «Подзорная труба», «Собери узор», «Сувенир из России», «Вернисаж», «Русские узоры».
• Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости», «Магазин промыслов», «Угостим матрешек чаем»; «Ярмарка», «Мастерская народных умельцев »;
• Викторина « Матрёшкины загадки»;
• Мастер-класс экскурсоводов мини-музея группы «Россияночка»;
• РОД: «Промыслы Нижегородской губернии».
Художественно-эстетическое творчество:
• РОД по рисованию: «Укрась тарелочку. Хохлома, Гжель», «Купавка» декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи, «Городецкий узор»;
• Лепка «Дымковская барышня», «Городецкая игрушка»;
• Выставка рисунков и поделок «Народные промыслы Нижегородского края»;
• Знакомство с музыкальным песенным творчеством:«Мы веселые матрешки», «Матрёшки»,«Матрешка на окошке»;
• Музыкально-ритмические движенияс деревянными ложками;
• Театрально-игровая деятельность: показ театра кукол по русским народным сказкам: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».
Физическое развитие
• Комплексы утренних гимнастик: «Матрёшки»,«Заводные игрушки»;
• Подвижные и хороводные народные игры:«Ловишка, бери ленту», «Горелки», «Гори-гори ясно», «Лапта», «Воротца», игры Нижегородского края;
• Динамические паузы.

Заключительный этап
• Оформление выставки рисунков и поделок детей;
• Итоговая беседа о народных промыслах;
• Создание мини-музея народных промыслов «Россияночка».

Работа с родителями:
• привлечение родителей к сборупредметов народных промыслов для мини-музея;
• совместное изготовление поделок «Народные промыслы» своими руками;
• создание буклета «Народные промыслы России»;
• консультация для родителей «Местный промысел – Бородачевская игрушка»;
• оказание помощи в подборе информационного и наглядного материала по народно-прикладному искусству Выксунского района – Бородачевской игрушке;
• посещение с детьми музея «Усадебно-промышленного комплекса Баташевых-Шепелевых» (знакомство с Бородачевской игрушкой);
• участие в выставке на уровне ДОУ на тему «Народные промыслы».
Итоги проекта:
В результате проектной деятельности по приобщению детей к народно-прикладному искусству у воспитанников группыпоявился познавательный интерес и желание еще больше узнать о творчестве русских народных умельцев и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали ориентироваться в различных видах росписи, научились составлять выразительные узоры по мотивам народных росписей,различать стили известных видов декоративной живописи.
Они познакомились с историей возникновения промыслов (Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовская роспись и т.д.), а также с народно-прикладным творчеством родного края – Бородачевская игрушка.
Опыт работы по проекту показал, что детей привлекают произведения
народного искусства, они легко воспринимаются ими.Это доступно детскому
восприятию, так как оно несет в себе понятное содержание, которое в
простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть
окружающего мира.
Таким образом, тема декоративно — прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и развивает в детях эстетическое восприятие, воспитывает любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:
• Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
• Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
• Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
• Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
• Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
• Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
• Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
• Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2013.
• Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
• http://www.nsportal.ru
• http://www.maam.ru/

Приложения

БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ
(знакомство с русским декоративно-прикладным искусством)

«Золотая Хохлома»

Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде?
Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.
Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.
В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…
И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно, изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.
Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.) а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.
И чего здесь только нету:
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
И нигде на свете нет таких соцветий.
Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы.
Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:
Братина _ русский шаровидный сосуд ХVI – XVII веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братниных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Так же она использовалась как большая чаша для питья и еды.
Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.
Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.
Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтение стихов).
Вот Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.

Наши ложки хохломские –
Самый лучший сувенир.
С позолотой – не простые
Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос.
В нём алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Шелковые всплески
Золотой листвы.

Братина солнечна весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова («яркая», «Красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит».)
Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.
В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
Откуда пришло название «хохломская роспись»?
Из какого материала делали посуду в Хохломе?
Какие цвета и оттенки используют художники?
Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.
О чем напоминает вам роспись?
Если бы вы были мастерами, то, какое изделие изготовили бы и как его расписали?
Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

«Сине – голубое чудо»

Сине-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.
Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Да, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.
Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области.
Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
П.Синявский
Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.
Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда – сказка.
«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.
Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине – белое чудо», или «нежно-голубое чудо».
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку
Легко перенесла!
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете Вы
Красоты такой!
П.Синявский

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются?
Почему Гжель называют сине-голубой?
Какую посуду делали гжельские мастера?
Что вылепил мастер и как украсил свое изделие?
Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?
Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

«Веселый Городец»

Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит —
Вся земля под ним дрожит!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.
Скажите, пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.
Городецкие кони,
Молодецкие кони.
Гордо шею изогнули,
Круто ножку повернули.
Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. У меня уже есть начало сказки:
«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе… Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.
Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется – «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре – самый крупный и красивый цветок – «розан» или «купавка», по бокам – цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.
Городецкие цветы
Чудо, как хороши.
Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.
Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.
Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят.
Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.
Ох, Россия, ты, Россия,
Славы не убавилось,
Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
Чем знаменит Городец?
Как ты думаешь, что означает утверждение «Городецкая резьба тесно связана с живописью»?
Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?
Что сегодня делают в Городце?
Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?
Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?
А что бы вы хотели расписать?
Скажите, как называются элементы росписи?
Давайте вспомним, как получить розовый цвет? А нежно-голубой?
Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?
Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?
Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

«Дымковская сказочная страна»

Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду. Там вы увидите очень красивые вещи. Он я не буду о них рассказывать. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, и вы все увидите сами. (Дети и воспитатель идут в музей детского сада.)
Итак. Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-то знает, как они называются? Называют ее «Дымкой» — по имени Дымковской слободы города Кирова, где она родилась.

Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно — расписные

Нравится ли вам эта игрушка?
Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.
Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.
Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья».
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – «Свистопляска».
И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки.
Если зайти туда, то сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Как вы думаете, для чего все это? Правильно, все это нужно для создания чуда! Сказочные индюки, похожие на Жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, другая с козлятами, все это – настоящее чудо!
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козёл – золотые рожки
Да куколка в серёжках.
Пёстрые, яркие, славные подарки!
Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем!
Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.
Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Краски используют разного цвета. Какие? Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие – просто и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена. Посмотрите, чем еще отлична эта игрушка? Что такое необычное есть у нее? Да, эта игрушка еще отличается тем, что у нее есть «золотые квадратики». Эта работа так и называется «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки… вот теперь игрушки стали еще ярче и засветились.
Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые или грустные мастера? Как они передали вам свое радостное настроение?
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козёл – золотые рожки
Да куколка в серёжках.
Пёстрые, яркие, славные подарки!
Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Давайте по очереди расскажем о своей игрушке. (Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке). Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях.

Вопросы к детям во время беседы:
Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?
Из какого материала они сделаны?
Что любили лепить дымковцы?
Почему они лепили людей, животных?
Какое настроение создают эти игрушки?
Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?
Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

«Знакомьтесь, русская матрешка»

Я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку.
Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка –
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица –
Для маленькой темница.
Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка есть про матрешек, послушайте:
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
А знаете ли вы, сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.
Кто матрешку создал, мы не знаем,
Но известно нам, что сотню лет,
Вместе с Ванькой–Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector