Системно- деятельностный подход в реализации программы дополнительного образования «Сказки — добрые друзья»

Автор: Васильева Марина Анвтольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани

Населенный пункт: Самарская область

Тема: Системно- деятельностный подход в реализации программы дополнительного образования «Сказки — добрые друзья»

Опубликовано: 13.01.2018 07:55

Получить свидетельство      Скачать материал


Слайд №1. Системно- деятельностный подход в реализации программы дополнительного образования «Сказки — добрые друзья»
Слайд №2Сказка — это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Л. С. Выготский писал о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения, ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.
«У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства. Сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишиться всего: и мудрости, и чувства, и справедливости, и дара воображения и предвидения», – отметил С. Я Маршак.
К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».
Удивительный сказочник Д. Родари сказал: «Сказки злые и добрые могут помочь воспитывать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может озарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее».
Слайд №3. Наша дошкольная организация является соисполнителем Федерального инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода Л.Г.Петерсон с позиции непрерывности образовательного процесса на ступенях ДО – НОО – ООО» Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…». На основании этого, взяв за основу наследие Д. Родари, рекомендации авторов ТРИЗ, и на основе системно- деятельностного подхода  я решила  подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, организовав детскую деятельность, стимулирующую развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества, попробовать самим сочинять волшебные истории, сочинять их вместе с детьми.
Программа дополнительного образования социально- педагогической направленности «Сказки добрые друзья»  создана на основе программы С.А.Кузнецовой «Уроки сказок» и  основана на нетрадиционном методе сочинения сказок. Программа погружает детей в сказку. Она разработана  для развития творческого воображения и эмоционального мира детей с помощью сказочных сюжетов и их театрализации.
Слайд №4. Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход — развитие ребенка средствами сказки, литературы, музыки, театра и изобразительной деятельности. В программу «Сказки добрые друзья» заложен алгоритм, определяющий продвижение детей в процессе изучения любой темы по ступеням познания: увидеть – услышать – обыграть – сделать.
Слайд №5. Цель программы «Сказки добрые друзья», как и цель технологии деятельностного метода «ситуация» – научить детей оригинально, непривычно, по – своему не только решать возникшую проблему, творчески преобразовывать различные концовки, придумать непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, придумывать сказки. На примере русской народной сказки «Рукавичка» я по —  новому предлагаю детям взглянуть на ситуацию. Да, в тесноте, но не в обиде, кому-то а в ущерб? При рассказывании  этой сказки сразу всё внимание приковано к рукавичке и ее гостям. Про деда, который остался зимой без рукавички, совсем забыли. А мы рассматриваем  все стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. Дети предлагали  свои варианты: А может быть не так плохо и для деда, потому, что баба  свяжет новые рукавички деду и зверям есть, где жить.  Плохо, что дед потерял рукавицу зимой, замёрзнут руки, заболеет. Нужно будет старухе прясть пряжу, вязать новую рукавицу, а она  старенькая. 
Нетрадиционный подход даёт возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что – плохо. Мы с детьми создаём новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Это и есть главная установка занятий кружка. 
Слайд №6. Сказки по – новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сказки. Разве не привыкают дети к тому, что колобок – добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Крошечка – Хаврошечка и золушка – трудолюбивые, скромные. Привычные, любимые образы. Много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно их ломать. Для этого и предлагается данный метод. Вроде бы сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Получились новые сказки. 
На образовательной деятельности по дополнительному образованию я создаю ситуации с использованием так называемую «Волшебную палочку». Вначале она помогает сказочным героям, превращает их. А затем сам ребенок «обученный владению «волшебной палочкой», сам начинает действовать, попав в данную ситуацию, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает своеобразная обратная связь: ребенок сам активно действует, творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Слайд №7. Используя этот метод, специально придумываю для детей экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно, то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок находит выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств. Экстремальная ситуация: «Однажды зайчик решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг в это время началась буря, и он начал тонуть… ». Это будет началом новых сказок. У спасателей есть: Блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Дети думают, экспериментируют, что будет, если они сочинили так. Если это им не подходит, меняют сюжет сказки. 
Слайд №8. Еще один метод, которые я использую при проведении образовательной деятельности по программе «Сказки – добрые друзья» – это сочинение сказки про самого себя. Он полезен с различных сторон. Во – первых. Потому что дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними или их близкими: мамами. Бабушками. Любят придумывать про самих себя или своих братьев, сестер. Во – вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате, закончив сочинять, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Для того чтобы еще больше заинтересовать, можно самого себя назвать сокращенно, то есть только по инициалам. Можно вводить в сказки новые и новые точки соприкосновения – любимых персонажей. 
Слайд №9. Рассказывая сказку перед слушателями, записывая ее на листе бумаги, ребенок учиться связно и понятно выражать свои мысли и эмоции. Ребенок творит одним махом, сразу и до конца. Ребенку важна оценка его продукта, ему нужно поощрение взрослого, чтобы его похвалили за то, что он так замечательно  творил. Сказка развивает руки. Не случайно говорится, «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Я детям предлагается что – то вырезать, склеить, нарисовать, изобразить сказку схематично. Кроме того, предложить изготовить из бросового материала, изобразить что – то или кого – то из сказки. Этому мы тоже учимся на своих занятиях. Но на этом творческая деятельность детей не заканчивается. Используя свои модели,  они могут  показать эпизод сказки.
Слайд №10. А с помощью жестов и мимики, а затем инсценировки и драматизации  при помощи масок, и  костюмов показывают сказки, придуманные вместе с друзьями  младшим детям, педагогам и родителям. Образовательная деятельность выстраивается на творческой (авторской) деятельности  детей, на уважении педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формировании и поддержки их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. В образовательном процессе по программе используются  формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям: дидактические, сюжетные, театрализованные игры, проблемные ситуации, инсценировки, беседы, концерты, развлечения. Это способствует развитию фантазии и воображения ребенка и сможет стать основой его творческих способностей.
Слайд №11. Как мы видим содержание знаний, которые получают дети по программе «Сказки – добрые друзья», направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: игровой (инсценирование, театрализация), коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения), познавательно-исследовательской (экспериментирования со словом, сказкой), восприятия художественной литературы и  т.д.). Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Воспитание и обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Образовательная деятельность по программе «Сказки добрые друзья» проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на формирование коммуникативных навыков. А театрализованная игра – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства.
Образовательную деятельность по программе дополнительного образования «Сказки добрые друзья» строю на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирую на интересы и возможности каждого ребёнка и учитываю социальную ситуацию его развития. Я, как педагог, поддерживаю  положительные, доброжелательные отношения детей друг к другу, инициативу и самостоятельность детей,  возможность выбора детьми участников совместной деятельности и общения.
Слайд №12. Важным моментом в успешности работы по программе является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОО с привлечением детей к данной деятельности. Это — книжный уголок, в котором организуются книжные выставки:  данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками,  другие сказки, в которых действуют те же герои,  любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные.
Слайд №13, 14.Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о сказке.
Слайд №15. Организую изготовление самодельной книги,  так  как сочинённую  собственную сказку  необходимо записать и  оформить. Всё это дети успешно творят на наших занятиях кружка. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге, сказкам, придуманным детьми,  как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых впоследствии в играх. Здесь всё зависит от опыта и фантазии детей и педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть – его сказка не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно, в неё играют. Для этого в группе имеются различные театры: магнитный, настольный, кукольный. Имеются костюмы и атрибуты для инсценировки, настоящая гримёрная, с зеркалом и …
Слайд №16. Но все, же главная задача этой программы состоит, прежде всего, в психологической защите ребенка от негативных влияний общества путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки. Ребенок должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность, сохраняя чувство собственного достоинства через развитие своих способностей и умений.  В целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка в образовательный процесс вовлекаются семьи воспитанников.
Слайд №17. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего чада – это то, ради чего дети способны творить. А я предоставляю возможность родителям вместе с детьми побывать в роли актера, режиссера, декоратора. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, родители запечатлеют её с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями.
Слайд №18. Родители по рекомендации дома  создают условия для самостоятельной театрально-игровой деятельности. Приобрели наборы и персонажи кукольного театра. Сшили детали костюмов, изготовили вместе с детьми маски. Организуют  домашние  мини-театры. Это  не только благотворно влияет на формирование творческой личности, но и объединяет взрослых и детей в совместной увлекательной деятельности.
Слайд №19. Таким образом, сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Проживание через сказку позволяет ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять смысл и важность каждого из них.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector