«Использование инновационных образовательных технологий в ходе знакомства дошкольников с историей России и формирования нравственно-патриотических начал»

Автор: Рачкова Екатерина Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОАУ д/с № 29

Населенный пункт: Амурская область, г. Райчихинск

Тема: «Использование инновационных образовательных технологий в ходе знакомства дошкольников с историей России и формирования нравственно-патриотических начал»

Опубликовано: 13.01.2018 16:07

Получить свидетельство      Скачать материал


«Использование инновационных образовательных технологий в ходе знакомства дошкольников с историей России и формирования нравственно-патриотических начал»

И сладко песнь в честь Родины поётся,
И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! Здесь край моих отцов!»
И. Никитин
Для чего детям знать историю своей страны, — данный вопрос задается в наше время необычайно часто.
Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом? Быть отрезанным от мудрости и опыта своего народа?
И ответ напрашивается однозначный: конечно же, нет!
Многие возразят, что в наше время детям нужны лишь навыки для наилучшей адаптации к текущему времени, умение «выживать» и обеспечивать себя, а все остальное, в том числе и знание истории, совсем не является необходимым. А тем более детям, которые ходят в детский сад.
Дошкольное образование, как и образование в целом в настоящее время переживает сложный период – период модернизации, главная задача которого повышение доступности и качества образования. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки.
Для того, чтобы сформировать в дошкольниках патриотические начала, дать представления об историческом прошлом нашего государства, одним из разделов основной общеобразовательной программ в соответствии с реализацией ФГОС является патриотическое воспитания детей дошкольного возраста, частью которого стало знакомство детей с историческим наследием родной страны.
Дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине. Основой воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств является усвоение принятых в обществе норм поведения, накопления социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории, культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны. (Цель)
Задачи историко-патриотического воспитания состоят в том, чтобы посеять и взрастить в душе каждого ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.
Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно понять, зачем необходимо это делать. Как сделать сухой, летописный материал, повествовательным, занимательным и доступным для понимания ребенку дошкольного возраста.
Одной из новых эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием учебных кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей и широко применяется в практике современной школой. Метод кейса это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала воспитанника и воспитателя. Кейс — технология – в узком понимании – это копилка методов и приёмов, направленных на формирование и закрепление конкретных знаний и умений, в нашем случае на закрепление знаний об истории России. Для того, что бы внести разнообразие в образовательный процесс, сделать занятие насыщенными и красочными, решила применить и адоптировать данную технологию в своей деятельности.
Одним из методов технологии кейса, является «Метод акцента».
Особенность этого метода в том, что ребенок сам находит информацию для принятия решения, акцентируя внимание на конкретных, ярких особенностях предметов, явлений или событиях. Наиболее понятно объяснить данный метод можно при ознакомлении дошкольником с историей родной страны в ходе чтения художественной литературы. Например, для того, чтобы познакомить ребят с бытом русского народа широко применяю русские-народные сказки, в которых акцентируется внимание на конкретных предметах, используемых только русскими людями , например русская печь, колодец, коромысло, прялка и т.д. данный метод ярко демонстрируется в сказках — «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», и др.
В ходе формирования представлений дошкольников о красоте русской природы, о любви русского человека к России широко использую стихотворения русских поэтов. Россия! Какое красивое слово!  И роса, и сила, и синее что-то…» – так писал о России поэт Сергей Есенин много лет тому назад.
О. Милявский
Любите Россию

Колышет березоньку ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон…
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.

Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлет журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.

М. Лисянский
Я себя не мыслю без России

Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей…
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!

С. Васильев
РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Какие замечательные стихи. В них и красота и любовь и сила России. Все это можно себе представить, прочитав всего несколько строк.
Следующий прием, используемый в технологии кейса – «Практическое использование игры»
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.  Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление передаваемого материала. Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Примером могут быть следующие игры: «Древо познания», «Три предложения», «Из уст в уста», «Экскурсия», «Живая картина», «Творческая лаборатория», «Проблемная ситуация» и др.
Одним из примеров такой игры является игра, которая называется «Угадай словечко». Суть данной игры заключается в том, чтобы угадать или предположить, что означает то или иное слово, например слово:
-рушник – полотенце с вышивкой, края полотенца в старину всегда вышивались, считалось, что это оберегает семью от болезни;
— коруна или кокошник – женский головной убор;
— ковш-налёвка – суповая разливная ложка, или одним словом поварёшка;
— ставчик – деревянная точеная чашка, общая застольная миска, из которой ела вся семья;
— зыбка — детская люлька;
— погребец – дорожный сундук;
— ботало – колокольчик для коров;
— бурак, зобенка или туесок – берестяной коробок с крышкой для сбора ягод;
В такой непринужденной форме можно знакомить ребят и новым, трудно запоминающимся и сложным для восприятия дошкольника материалом.
Следующий метод, который я использую в своей работе – «Работа с видеоматериалами»
— данный метод позволяет воочию, здесь и сейчас продемонстрировать ребятам то, с чем мы знакомимся на занятии.
-дает возможность отбирать необходимый материал из нескольких источников.
-позволяет сопоставлять исторические источники, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
— позволяет извлекать из нескольких исторических источников необходимую информацию, обобщать и анализировать ее.
Примером является беседа поговорить об одном из известнейших декоративно-прикладном искусстве, знаменитом на весь мир, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку:
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о …? (Гжели)
Почему о гжельском промысле говорят «Синь России»? Потому что эта посуда расписана синими красками и является предметом народного промысла России.
— Какие предметы называют гжельской керамикой?
— Квасники, кумганы, маслёнки, вазы, чайные пары, блюда, сахарницы, соусники и т.д.
— Символом гжельского промысла являются кумган и квасник. Кумган – это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой, а квасник имеет круглое отверстие в центре тулова. Часто эти сосуды украшены лепными фигурками людей и животных, а  ножки сосудов напоминают лапы льва.
Изготовление посуды происходит в несколько этапов. Жидкой глиной заполняют форму и обжигают в печи. Потом форму разбирают и достают готовое изделие. Затем изделие шлифуют и готовят к росписи. Изделие шлифуют, покрывают глазурью и отправляют в печь на обжиг. Такая техника получила название «роспись под глазурь».
Для усвоения материала предлагаю ребятам расписать масленку в техники гжель.
Выполнение работы происходит пошагово.
Перед детьми лежит заготовка чайной пары.

Для гжели существует несколько основных элементов, прежде всего – это «Сетчатый орнамент». Он располагается на предметах по вертикале для разделение его на несколько условных частей. Детям предлагается расположить сетчатый орнамент на чашке так, как показано у педагога на экране.

Следующим элементом является «бордюр». Он используется для того, чтобы придать изделию нарядный, законченный вид. Дети украшают пару красивым бордюром.

Синяя роза – один из главных мотивов гжельской керамики. Для ее изображения используется характерный мазок с тенью – «агашка». В центре, между сетчатым орнаментом располагают такую розу.

Про гжель говорят «Синь России». Краска, которой расписывается посуда, называется «кобальт». Посуда, расписанная синими красками, является предметами народного промысла России. Самые неожиданные предметы могут быть украшены в стиле Гжели.
Хочется отметить, что данный прием направлен не столько на развития изобразительных способностей воспитанников, сколько на знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства.
Следующий метод, который я применяю в своей практике – «Метод активизации». Данный метод широко применяется в изобразительной деятельности, конструировании, ручном труде, там, где существует продукт детской деятельности, где ребята, проявляют свое творчество, фантазию.
Сейчас я хочу показать, как можно использовать данный метод при изготовлении тряпичной куклы.
Кукла, сделанная своими руками, имеет свой неповторимый образ, а главное — вложенную в нее часть душевного тепла. Такая игрушка, не подвержена влиянию времени, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей.

Большинство ученых считают, что кукла стала игрушкой не сразу. Сначала у древних кукол было другое назначение: участие в ритуалах, праздниках, их сжигали в качестве жертвы. «Куклой» на Руси называли нечто свернутое, скрученное, например деревяшка или пучок соломы, которые девочки пеленали и завертывали, играя в «дочки-матери».

Куколки делались и  для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы был в доме достаток. В изготовлении кукол не использовались ножи, иглы и ножницы. Народные куклы делятся на три большие группы:  игровые , обрядовые и обереги .

КУКЛЫ ОБЕРЕГИ — эти  куколки были защитой от болезней, несчастий, злых духов. О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Каждая из кукол-оберегов имеет свое предназначение: от порчи и сглаза, от горя и болезней, от тоски и кручины и имена имели свои особенные. Колокольчик, Кубышка-травница, День и Ночь, Пеленашка.
Сегодня я предлагаю сделать куклу-оберег «День и ночь»
Для изготовления куколки Вам потребуются:
1) одинаковые квадраты светлой и темной ткани:
2) небольшие кусочки синтепона;
3) красная нить;
4) тесьма или шнурок для подвешивания куколки.

Привяжите к шее тесьму или шнурок, и можно повесить куколку в любое удобное место.
Смотрите на неё почаще и улыбайтесь!
Хочется отметить, что работа по нравственно-патриотическому воспитанию, по ознакомлению дошкольников с историей родной страны, родного края и города в нашем дошкольном учреждении ведется систематически плодотворно и целенаправленно. В 2016-2017 учебном году мы приняли участие и стали победителями в конкурсе региональных инновационных площадок Амурской области, в направление объединяющем инновационные практики и проекты, имеющие культурологическую и этнокультурную ориентацию.
Библиографический список:

• Алексашкина, Л.Н. Н.И. Ворожейкина «Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей при изучении истории» М. – 2010.- № 4. – С. 14
• Теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).
• А. Герасимова «Знакомство дошкольников с историческим прошлым России» — консультация.
• Н.И. Ворожейкина «Формирование нравственных ценностей у дошкольников через ознакомление с культурой и традициями своего народа»
• http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2016/01/28/prezentatsiya-dlya-doshkolnikov-nasha-rodina-rossiya.
• http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/27/prezentatsiya-moya-rodina-rossiya.
• Фрагменты презентации к проекту «Народные куклы» — руководитель Ткачук Е.Б.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector