Формирование эмоциональной культуры личности ребенка посредством развития эмоций у детей дошкольного возраста.

Автор: Болотова Марина Генриховна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

Населенный пункт: го Краснотурьинск Свердловская область

Тема: Формирование эмоциональной культуры личности ребенка посредством развития эмоций у детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 14.01.2018 23:19

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование эмоциональной культуры личности ребенка через развитие эмоций у детей дошкольного возраста.

Не бойся сказок. Бойся лжи.
 А сказка? Сказка не обманет.
 Ребёнку сказку расскажи —
 На свете правды больше станет.
Валентин Берестов.

Развитие детей дошкольного возраста  представляет  собой  глубокий,  целостный  процесс,  который  связан  с  развитием  эмоций.  Эмоции  играют  большую  роль  в  развитии:  определяют  эффективность  обучения,  принимают  участие  в  становлении  творческой,  трудовой,  учебной  деятельности,  взаимоотношениях  ребенка  со  сверстниками.  В  дошкольном  возрасте  дети  недостаточно  умеют  управлять  своими  эмоциями,  поэтому  задачей  взрослого  становится  научить  ребенка  управлять  своим  поведением  и  деятельностью,  предвидеть  ее  результат  и  контролировать  выполнение. 
Осваивая  социальную  обусловленность  эмоций,  дошкольники  овладевают  нормативными  категориями,  эталонами  их  проявления,  что  способствует  начальному  становлению  эмоциональной  культуры  личности.  Ребенок  с  развитыми  эмоциями  легче  преодолевает  эгоцентризм,  лучше  включается  в  учебно-познавательные  ситуации,  успешнее  самореализуется  в  деятельности. 
Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного  образования  (приказ  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  «17»  октября  2013  г.  №  1155)  включает  задачи  «охраны  и  укрепления  физического  и  психического  здоровья  детей,  в  том  числе  их  эмоциональное  благополучие».
Изучение эмоциональной  сферы  детей  дошкольного  возраста  занимались  отечественные  и  зарубежные  ученые  (Л.И.  Божович,  В.  Вунд,  Л.С.  Выготский,  У.  Джеймс,  К.Э.  Изард,  Н.С.  Ежкова,  И.Ю.  Кулагина  и  др.),  а  также  педагоги-психологи  дошкольных  образовательных  учреждений  РФ  и  РС  (Я)  ( Н.М.  Каблаш  г.  Алдан;  Н.И.  Шиднина  г.  Саратов;  Н.А.  Смирнова  г.  Нерюнгри;  О.Б.  Кондратюк  г.  Нерюнгри;  Е.В.  Охотникова  г.  Шарья),  которые  в  своей  работе  используют  разнообразные  методы  арттерапии:  пение,  рисование,  музыку,  театрализованную  деятельность, а так же сказкотерапию. 
Есть еще немало людей, у которых термин «Сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как к «детскому» методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.
В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия». Ученый определяет, что сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия — один из эффективных методов работы с детьми, испытывающих эмоциональные и поведенческие затруднения. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. Сказка – лож, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок.
Метод сказкотерапии позволяет рещать следующие цели: развитие гармонизации чувств у детей; формирование способности рефлектировать свои чувства; формирование эмпатии; формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности,  принятия ответственности за свой выбор и действия «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной», способностей контактировать с другими детьми; развитие сенситивности к процессу преодоления трудностей.
Учитывая вышесказанное, передо мной встал ряд разносторонних задач: профилактика и коррекция негативных тенденций социального развития дошкольников; формирование представлений дошкольника о жизненных явлениях и социальных нормах; научить определению модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации; обогащение внутреннего мира детей; развитие речи.
Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории — это сказки, мифы, притчи.
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса.
Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, на которые я опираюсь в своей работе с дошкольниками.
Анализ сказки. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.
Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций.
 Рассказывание сказки. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему.
Сочинение сказки. Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе.
Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.
По моему мнению, сказка эффективна при работе с детьми потому что:
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Так же привлекательность сказок для гармонизации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и развития личности ребенка заключается в следующем: отсутствие в сказках дидактики, нравоучений; неопределенность места действия главного героя; образность языка; победа Добра; наличие Тайны и Волшебства.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки — это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической и эмоциональной защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Если обратится к трудам отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А. Венгер, Р.С. Буре, Н. Вастерман, С. Дональдсон, К. Изард, К. Роджерс), нетрудно заметить, что все они подчеркивают необходимость постоянного сопряжения познавательного материала с логикой эмоционального восприятия его детьми. Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector