Развитие словаря у детей с нарушением речи

Автор: Позднякова Наталья Петровна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №7

Населенный пункт: Новокузнецк

Тема: Развитие словаря у детей с нарушением речи

Опубликовано: 16.01.2018 14:46

Получить свидетельство      Скачать материал


Развитие словаря у детей с нарушением речи

Словарь детей с нарушением речи и в количественном и качественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. Целый ряд доступных возрасту слов дети не могут назвать, хотя имеют их в пассиве. Вместо части предмета называют сам предмет. В словаре детей мало прилагательных, в основном это цвета, допускаются ошибки при употреблении приставочных глаголов, не умеют образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением, относительные и притяжательные прилагательные. Важным фактором развития словаря детей, и их речи в целом является речь взрослого, который находится рядом с ребёнком. Известный дефектолог С.А. Миронова считает «Развитие средств общения – это, прежде всего, накопление словаря и развитие значений слов».
Организуя различного рода деятельность детей: прогулки, наблюдения, игры и занятия педагог вырабатывает у детей умение наблюдать, сравнивать и обобщать, как явление окружающей жизни, так и различные явления языка.
В детском саду ведущую роль в развитии словаря детей берут на себя воспитатели в силу специфики своей работы: непосредственное общение с детьми в течении дня и организация различного рода детской деятельности (занятия, прогулки, экскурсии).
В логопедической группе любой режимный используется в целях накопления и активизации словаря: умывание, приём пищи, сборы на прогулку, прогулка, игры и т.д.
Рекомендуется 2-3 минуты любого занятия в логопедических группах отводить на составление предложений. Составлять полезно предложения с одному или нескольким опорным словам, тем, которые дети только узнали, или которые имеются у них в пассиве.
Словарной работе необходимо уделять 20-25 минут в день, лучше во второй половине дня. Перед изучением новой лексической темой воспитатель проводит предварительную работу: целевые прогулки, экскурсии, во время которых знакомит детей с названиями предметов, признаков, действий. Также беседует с детьми, рассматривают предметы, называют характерные признаки, сравнивают с другими предметами. После этого логопед проводит работу с детьми в практическом словоизменении и словообразовании, работает над предложением. Совместно логопед и воспитатели проводят работу по введению лексико-грамматического материала в связную речь ребёнка (заучивание стихов, знакомство с художественной литературой, рассказывание, пересказ).
Словарь по каждой лексической теме подбирается в строгой последовательности:
• название предмета;
• эпитеты, характеризующие предмет;
• название действий;
• глаголы с приставками;
• выделение характерных признаков предметов;
• наречия.
Особое внимание уделяется подбору однокоренных слов, работе над сложными словами, употреблению предлогов, подбору сравнений, решению речевых и логических задач.
Разберём лексический материал на теме «Птицы».
1. Название предметов (классификация птиц)
• перелётные
• зимующие
• домашние
2. Подбор эпитетов, характеризующие предмет:
• по внешнему виду
• по повадкам
3. Название действий:
Летает, порхает, вьётся в воздухе, кружится, нахохлился, поёт, звенит, щебечет, трещит, чирикает и др.
• Употребление глаголов с приставками:
Влетел, залетел, прилетел, облетел, слетел, полетел, подлетел и др.
• Выделение характерных признаков:
Тоненький клюв, как иголочка у синицы, скворца. Клюв большой и крепкий у дятла. Галстучек на грудке, шапочка на головке у синицы, у снегиря. Хохолок у свиристеля, глаза большие у совы.
Песенка зяблика задорная и весёлая. Голосок трепетный , звонкий, нежный.
• Наречия:
Воробей чирикает весело, задорно. Соловей поёт звонко или грустно. Сорока прыгает осторожно по земле.
• Подбор однокоренных слов:
скворец – скворечник, скворчонок, скворчата, скворчиха.
• Работа над сравнениями
Птица похожа на цветок (о зяблике). Как луч яркого солнца (об иволге) Забавная песенка, точно дразнилка ( у овсянки). Глаза, как чёрные бусинки (у синички).
• Слова – антонимы:
Ловкий – неуклюжий, весёлый – грустный и т.д.
• Многозначность слов:
Крыло у птицы, самолёта, у здания. Молоко покрыла пеночка, варится каша овсянка. За окном щебечет овсянка, попевает ей пеночка.
• Логические задачи:
Найти ошибки в предложении:
Осенью возвращаются из жарких стран перелётные птицы — скворцы, снегири, журавли и голуби.
Изменить предложение, заменив слово «летают» другими, более характерными словами: Высоко под облаками летают стрижи, ласточки, жаворонки. Высоко под облаками кружат ласточки, проносятся стрижи, вьются жаворонки.
При словарной работе максимально используется наглядный материал, дидактические пособия и игры для более быстрого закрепления речевых навыков.
Учитывая плохую речевую память детей, следует постоянно возвращаться к знакомому уже усвоенному словарю, но в связи с новой темой и разными заданиями.
Эффективным методом словарной работы являются дидактические игры, особенно словесные.
«Подбери слово»
«Подбери действие к предмету»
«Подбери признак»
Подбор объектов к действию. Кто и что делает?
Самолёт, птица, бабочка, стрекоза, лётчик в самолёте, жук, муха, пчела, оса, шмель, комар, пушинка от ветра, тополиный пух, воздушный шар, листья с деревьев…
Что можно поливать?
Цветы, огород, деревья, огурцы, ягоды, газон с цветами, поле…
Дополни предложение.
Садовник поливает ……(что? где? когда? Зачем?)
Из чего состоит?
Дерево – корни, ствол, ветки, сучья, листья, почки, цветы, плоды.
Составь предложение по опорным словам
Мальчик, собака, испугаться.
Объясни, что это такое?
-Что такое одуванчик?
-Что такое чашка?
-Кто такой доктор?
Нужно – не нужно (игра на классификацию предметов)
Жук, бабочка, комар – дети поднимают руки, это насекомые, если называют не насекомых – дети руки не поднимают.

В речи детей всегда нужно подмечать каждое удачное слово, заменять неудачные слова более подходящими, спрашивать, на что это похоже, с чем можно сравнить.
Словарная работа проводится систематически, последовательно и в доступной форме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector