Моя Малая Родина

Автор: Кожанова Елена Петровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад № 3 «Капелька» г. Вольска Саратовской области»

Населенный пункт: Саратовская область, г.Вольск

Тема: Моя Малая Родина

Опубликовано: 19.01.2018 12:36

Получить свидетельство      Скачать материал


ПРОЕКТ, посвященный 80-летию Саратовской губернии
ТЕМА: «Моя малая Родина»

Тип проекта: воспитательный.

Участники: учитель – логопед Паймолова Е.И.,
воспитатели старшей группы Кожанова Е.П.
воспитанники группы , родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: 2 года.
База реализации проекта: ДОУ, группы.

Актуальность:
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира  может стать основой формирования  патриотизма.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.
Поэтому, за основу нашего проекта мы взяли нравственно-патриотическое воспитание детей.

Гипотеза:
Не следует ждать от детей форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории, символике, достопримечательностях родной страны и малой Родины, начнут проявлять интерес к событиям жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель проекта:
Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, родном городе, природе родного края средствами музыки и поэзии.

Задачи проекта:

Образовательные:
— Систематизировать и пополнять знания детей по теме: «Россия – родина моя».
— Стимулировать у детей интерес к знакомству с историей своего родного города, с его достопримечательностями; приобщать к изучению и сохранению природы и культуры.

Развивающие:
— Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь.
— Создавать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую нравственно — патриотическому воспитанию.
— Способствовать повышению познавательной активности воспитанников, общей культуры и компетентности по теме проекта.
— Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с художественными произведениями.
— Стимулировать развитие мышления, внимания, памяти, наблюдательности.
Воспитательные:
— Способствовать формированию у старших дошкольников чувства привязанности к своему дому.
— Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусств.
— Способствовать формированию у детей чувства любви к своему родному городу, краю на основе приобщения к родной природе, культуре.
— Воспитывать гражданина и патриота своей страны, формировать нравственные ценности.

Предполагаемый результат
• 1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта:
«Моя малая Родина», «Россия – Родина моя».

• 2. Дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

• 3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

• 4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

• 5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

• 6. У родителей: появление интереса к работе ДОУ, к воспитанию детей; улучшение детско-родительских отношений.

Ресурсное обеспечение проекта: мульти-медиа аппаратура (проектор, экран, ноутбук); Интернет, стихи российских и вольских поэтов о Родине, музыкальные произведения современных композиторов, картины русских художников.

Механизмы реализации целей и задач проекта

Этапы
Мероприятия
Срок
Ответственный
1
Информационно-накопительный:

Изучение литературы по проблеме.
Подбор литературы для детей, материалов в уголки краеведения в группах.
Написание конспектов занятий, сценария и бесед с детьми.

2015г.-2016г.

Муз. рук-ль
Учитель – логопед Паймолова Е.И.
Воспитатели старшей группы.

2
Организационно-
практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Вольск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Россия!»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Символы России», «Природа родного края»
Разучивание стихов о Родине и крае.
Оформление дидактических игр по краеведению:  «Собери картинку» (достопримечательности Вольска), «Реки Саратовской области», «Животные Саратовской области», «Растительность Саратовского края».
Создание макета: «Моя улица».

Разработка мультимедиа – игры «Узнай улицу г. Вольска».
Составление слайд – шоу «Россия», «Вольск», «Достопримечательности Вольска».

Выставка продуктов детской деятельности – рисунки о городе Вольске
2015г.-2016г.

Воспитатели старшей группы.

Воспитатели старшей группы, родители,

учитель – логопед, родители

Воспитатели групп.

Воспитатели, родители, дети старшей группы.

учитель – логопед Паймолова Е.И.

учитель – логопед Паймолова Е.И.

Воспитатели групп.

3
Презентационно – завершающий

Открытое занятие “Наша Родина»

Конкурс чтецов «Наша Родина»

2015г.-2016г.

Муз. рук-ль
учитель – логопед воспитатели группы

Муз. рук-ль
учитель – логопед воспитатели группы

4
Оценка этапов реализации проекта детьми

Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
2015г.- 2016г.
Муз. рук-ль
учитель – логопед

Достигнутые результаты:

• Повысилась познавательная активность детей.

• высокий уровень социализации детей старшей группы: дети являются активными участниками выступлений в ДОУ, в выставках совместных работ с родителями в детском саду , спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города.

• повышение активности родителей в делах групп.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя».

Приложение.
Открытое занятие с участием родителей
в старшей группе
«Родина моя».
Цель: воспитание нравственно- патриотического отношение к нашей Родине.
Задачи:
1)Образовательные:
• расширить знания детей о Родине, о г. Вольске;
• познакомить детей с памятниками и улицами Вольска,
• воспитывать умение детей выразительно рассказывать стихи;
• закрепить умение детей составлять из отдельных элементов целое изображение;
2) Развивающие:
• развивать память детей;
• развивать зрительное восприятие детей;
3) Воспитательные:
• развивать умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми;
Ход занятия:
Педагог. Здравствуйте, дорогие дети. Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы собрались, чтобы воспеть нашу любимую Родину. А скажите, ребята, в какой стране мы с вами живем? ( В России) Правильно, в России. Россию издавна воспевали поэты в своих стихах. Вот, например:
«Россия — какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что – то…»
А наши ребята тоже знают стихи о нашей Родине.
1 часть «Родина. Россия» (рассказывают стихи, а на проекторе демонстрируется слайд – шоу о России.)
Слайд – шоу о России.
1. Стихотворение «Главные слова»
2. Стихотворение «Что мы Родиной зовем».
3. Стихотворение «Поезжай за моря, океаны»
4. Стихотворение «Родина»
Мы с вами проведем викторину.
Вопросы детям и родителям:
• 1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
• 2. Как называется столица нашей Родины? (Москва)
• 3. Президент нашей страны? (Путин В. В.)
• 4. Назовите символы нашей страны? (флаг, герб, гимн)
• 5. Какие цветом полосы на Российском флаге (красный, синий, белый)
Педагог: А вот теперь мы проверим знания о Родине наших гостей. Кто отвечает правильно — получает жетон и в конце мы выясним, кто из родителей является лучшим знатоком родного края.
• Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)
• Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)
• Какое дерево называют символом Урала? (рябину)
• На какой реке стоит город Вольск? (Волга)
• Как назывался город Вольск в прошлом? (Волгск)
• Какое животное изображено на гербе Вольского района? (медведь и три стерляди)
• Как называется район, в котором находится наш детский сад
• Какая птица изображена на гербе России? (орёл двуглавый)

Педагог. А наши дети знают стихи о Малой Родине.
Слайд –шоу «Вольск»

2 часть: «Наш край. Малая Родина»
1. Стихотворение «Наш край»
2. Стихотворение «Привет тебе, мой край Родной»
3. Стихотворение «Здравствуй, Родина моя»
4. Стихотворение «Что мы Родиной зовем»

Педагог: Сейчас еще небольшая пауза и еще одно задание для детей и гостей. Вот здесь у меня находятся изображения 5 памятников и монументов города Вольска, но в необычном, а в разрезанном состоянии. Нужно собрать их воедино и назвать памятник.
Для этого мне нужны 5 пар: участник со своим родителем.

Конкурс «Собери памятник».

Педагог. Теперь вы можете проверить свои знания о памятниках города Вольска , глядя на экран.
Презентация «Памятники Вольска».

Педагог. Итак , мы продолжаем.
3 часть: «Природа родного края»
1. Стихотворение «Над родною землею»
2. Стихотворение «Родимая страна»
3. Стихотворение «Родная земля»
4. Стихотворение «Какая наша Родина»
5. Стихотворение «Журавель»

Педагог: А теперь, еще раз проверим наших гостей. Посмотрите на экран и узнайте улицу или достопримечательность старого города Вольска, изображенную на экране.
Презентация «Старый Вольск».

4 часть: Рефлексия.
Игра малой подвижности «Ручейки и озера»
(Дети образуют малый круг, взрослые большой. По сигналу педагога «Ручейки» дети и взрослые начинают двигаться змейкой в любом направлении. По сигналу педагога «Озера» обе команды должны встать в круг.)

Педагог. Ребята, что вы нового узнали о своем городе?
Уважаемые родители, понравилось ли вам наше занятие?
Подведение итогов конкурса среди родителей, выбор лучшего знатока родного края.

Планирование коррекционно-образовательной работы с детьми 5-6 лет в рамках проекта «Наша малая родина»

Тема проек-та
Конеч-ный про-дукт
Образователь-ная область
Непосредст венно-образователь-ная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Отметка о выполне-нии
Наша малая родина
Занятие -путешествие по улицам Сарова
Познание
Ознакомление с окружающим «Зимние забавы»
Рассматривание фотографий наиболее знакомых зданий и объектов города. макеты

Социализация

Сюж.рол. игры: «Семья», «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», «Автобус».

Труд

Человек в истории и культуре: «Такие разные профессии»
Помощь в изготовлении атрибутов к сюж. рол.играм.

Безопасность

Экскурсия к перекрестку.
Экскурсия к проезжей части

Коммуникация

Краеведение: «История нашего города»
«Город в котором мы живем»
«Улицы нашего города»

Чтение художественной литературы
В.Вересов «Братишка»
«Моя улица», С.Михалков; «Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев; «Вместе тесно, врозь скучно», К. Ушинский.
Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

Физическая культура

Русские народные игры: «Прятки», «Пастух и стадо». Игры со словами: «Я по городу иду».

Художественно -эстетическое развитие
Аппликация «Большой дом в моем городе»
Рисование по трафаретам «Транспорт», «Дома».

Музыка

Фольклор: «Барашеньки-крутороженьки»;
Игры: «Жмурки», «Две тетери».

СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Цель: 1) осознание понятия «Родина»; использование полученных знаний
для поиска дополнительной информации об историческом прошлом
города и района;
2)развивать умение работать с дополнительными источниками информации, делать выводы;
3) воспитание чувства патриотизма, толерантности, любви к своей малой Родине.

Содержание:
-История возникновения города Вольска Саратовской области;
-Памятники архитектуры;
-Река Волга;
-Животный мир нашего края.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою»
C.А.Есенин

 
Россия – многонациональная страна. В ней живут русские и татары, башкиры и удмурты, ненцы и чуваши… Но для каждого человека, кроме страны, в которой он живёт, дороже всего на свете его малая родина.
Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу. И для каждого этот процесс происходит по-разному. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. И неважно, чем является твоя Родина: большим промышленным городом или маленькой деревенькой и как этот город или деревня выглядят. Главное то, что это всё родное, знакомое тебе с детства.
Родину, как и отца с матерью, не выбирают. Ты её принимаешь, любишь такую, какая она есть. И только взрослея, человек постоянно осознает свою принадлежность к матери-родине, ответственность за нее, а главное — несоизмеримую любовь к ней. Так рождается гражданин, так формируется патриот.
Во все времена поэты слагали стихи и песни о Родине. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. С именем Отчизны в сердце и на устах шли её лучшие сыны и дочери в бой с врагами, совершали героические подвиги. Ведь любовь к Родине можно сравнить только с любовью к своим близким. Потеря их означает глубокую скорбь, а потеря Родины — потерю человеческого счастья, потерю веры в будущую жизнь, потерю самого себя. А если нужно было постоять за любимую Родину, за её честь и независимость, то люди отдавали самое дорогое, что есть у человека – жизнь.
Для каждого человека в его малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать. Вот и я хочу описать свою Родину с её неповторимой историей возникновения и природой, с её памятными местами и многими другими важными для меня вещами.
Моя малая Родина – г. Вольск Саратовской области. Он расположен на правом берегу Волги, в 147 км к северо-востоку от Саратова.
  Образованный в ноябре 1780 года Вольский уезд был довольно крупной административной единицей. Его восточные границы протянулись более чем на 80 километров по реке Волги от протоки у острова Пустынного, что возле села Девичьи Горки, до Ильменьерика, находящегося в 10 км. Ниже села Воскресенское. 6 января 1781 года Вольск торжественно отметил акт возведения его в ранг городов уездного значения. Ему было учреждено знамя и герб. На верхнем голубом поле герба красуются три серебряные стерляди, на нижнем, позолоченном — спящий медведь; он как бы символизировал неразбуженную силу этого богатого края.

Главным культурным богатством Вольска является большое количество сохранившихся и поддерживаемых в хорошем состоянии памятников архитектуры. Три таких здания занимают Вольские музеи. Исторический отдел краеведческого музея располагается в здании бывшей городской управы на Революционной улице (дом 6), построенном в 1812 году. Картинная галерея занимает двухэтажный дом купца Менькова в неорусском стиле 1888 года постройки на улице Октябрьской. В также двухэтажном здании бывшего купеческого особняка 1841 года на улице Толстого (дом 102) размещается музей природы.

На Троицкой площади сохранились пожарная каланча и особняки городского головы Струкова-Мельникова (бывшая почта) и Матвеева-Сидорова, более известный как дом Брюханова, где долгое время размещался приют и пансион для девочек.
Примечательны также дом Шведова, особняк Сапожникова и прилегающий городской парк со множеством скульптур, изящное здание музыкальной школы у набережной 1912 года постройки (бывшая Народная библиотека). Богат Вольск и целым рядом интересных памятников и мемориалов. Главным из этих монументов является памятник первой конституции, принятой 10 июля 1918 года.
Чуть дальше к Волге, на площадке у музыкальной школы в 1975 году был открыт памятник героям борьбы за советскую власть в Вольске, бойцам красной волжской флотилии.

Как и во всех российских населённых пунктах, в Вольске чтят память земляков, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. На въезде в город водителей встречает памятник погибшим воинам-автомобилистам – установленный в 1980 году на постамент с высокой стелой грузовик ЗИС-5.

На центральной площади Вольска в 1975 году к 30-летию победы был зажжён вечный огонь у нового мемориала павшим, сооружённого по проекту местного художника Н. В. Савельева. Памятник выполнен в виде широкой стены с барельефами воина и держащей штык руки, надпись в центре гласит: «Солдатам Родины». У школы, в которой учился легендарный лётчик В. В. Талалихин, установлен памятник Героям Советского Союза.

На территории Высшего военного училища тыла установлен мемориал с фигурой воина-победителя, ещё один памятник погибшим находится на территории цементного завода «Красный Октябрь». Имеется в городе небольшая выставка военной техники под открытым небом, рядом установлен памятный валун с именами Героев Советского Союза, чья жизнь связана с Вольским районом.

В нашей местности протекает много рек, больших и малых. Самые большие реки Вольской области – Волга и Иргиз. Кто хоть раз плыл по Волге вниз, наверняка запомнил панораму крутого обрывистого правого берега с уступами, холмами, поросшими темным лесом. Наша Волга богата многообразными видами рыб, таких как лещ, судак, щука, сом, толстолобик и др.

Многие богатства хранят недра гор и холмов, окружающих город. Множество неповторимых лесных угодий разбросано по их поверхности. Некоторые по праву стали памятниками природы.
Вольск расположен в низинах, окольцованных довольно таки высокими холмами. Многие улицы тянутся почти до вершин, создавая, наверное, владельцам домов невероятные трудности с подъемом на эти кручи. Высота холмов не слишком большая, но достаточная, чтобы открывать величественный вид на город и на Волгу. Холмы чередуются с низинами. На их склонах растут леса, в которых обитают различные животные: зайцы, белки, лисы, кабаны, косули и многие виды птиц.

Наш край называют соловьиным краем, так как здесь обитает большое количество этих прекрасных птиц.

Вершины холмов засеяны различными культурами: зерновыми, сахарной свеклой, кукурузой и подсолнечником. Когда смотришь на поля, колосящиеся пшеницей, рожью, то кажется, что это зелёное море.

  В нашем городе есть холм с православным поклонным крестом. Отсюда открывается шикарный вид на город. Как на ладони весь центр, основные улицы, центральная площадь, обе церкви. Если повезет, вдали можно увидеть стоящий на земле огромный дирижабль, ежедневно поднимающийся в воздух и служащий для метеорологических целей. Ну и что важнее всего – шикарный волжский пейзаж. Я тоже была на этом холме и могу сказать, что для меня красивее этого места нет на земле. Когда я смотрела сверху вниз, то у меня захватывало дух.

Я могу продолжать описание своей малой родины ещё очень долго. Но хочется сказать главное: надо сохранить эти красивейшие и уникальные места для будущих поколений, чтобы они знали и понимали, чем восхищались их предки! Когда я смотрю на окрестности Вольска, у меня сильней бьётся сердце, на душе становится так тепло и радостно, ведь я знаю, что всё это наше, родное, знакомое с первых дней жизни. Я испытываю чувства любви и гордости за свой родной край.
Закончить своё сочинение я хочу стихотворением Анны Стрельцовой
«Любимый город мой!»
Вольск, Вольск ты мой!
Мне не нужны ни Питер, ни Москва.
Мне дороги твои лишь улочки и переулки!

Зимой ты — тихий, весь в снегу,
Пушистый, бело — серебристый,
Переливаешься на солнышке, искришься.
Снег на деревьях шапками мохнатыми лежит
И крыши укрывает покрывалом.
И дремлешь ты, мой город, замираешь,
Как — будто, силы собираешь.

А в марте — ты звенишь!
Звучишь капелью, песнью смелых птиц.
Ты наполняешься журчаньем ручейков:
Они торопятся, бегут, спешат,
Стать капельками Волги величавой так хотят!

А летом — в зелени ты утопаешь,
Теплом своим окутываешь, согреваешь,
На пляж песчаный манишь, зазываешь
И запахами Волги, свежесвареной ухи с дымком,
Гостей ты приглашаешь.

А осенью одариваешь нас ты листопадом.
Ты шуршишь!
И в лужах разноцветные кораблики пускаешь,
Разнообразием на ярмарке осенней удивляешь.

Ты разный. Но всегда спокойный, мудрый.
Неторопливо жизнь твоя течет.
Уж столько лет! Из года в год!
Так радуй нас всегда величием и простотой,
Любимый город мой!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector