Поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности.

Автор: Ионина Наталья Леонидовна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад » 2 «Метелица» комбинированного вида»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Минусинск

Тема: Поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности.

Опубликовано: 22.01.2018 15:47

Получить свидетельство      Скачать материал


Поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности.
Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенствование организма, повышение умственной и физической работоспособности. Чтобы раскрыть механизмы управления здоровьем ребенка, необходимо учитывать системные связи между различными физиологическими функциями, реализуемыми в процессе адекватной деятельности на соответствующих этапах индивидуального развития. Следовательно, целесообразно учитывать, с одной стороны, индивидуальные особенности каждого ребенка (биологический, психологический, социальный возраст, пол, состояние систем организма, наличие конкретных заболеваний, степень двигательной активности и др.), с другой – воздействовать на наиболее зрелые ведущие функции, оказывая тем самым положительное влияние на развитие других функций.
Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из – за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети не всегда понимают требование педагога. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность.
Формы использования речевой активности в процессе двигательной активности детей:
одной из самых доступных и распространенных форм являются подвижные игры.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Игровая деятельность для дошкольников – способ познания окружающего. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.
Многолетние педагогические наблюдения педагогов и специалистов дошкольных учреждений показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются следующие виды подвижных игр.
Подвижные игры на развитие общей моторики (большой, средней и малой подвижности).
Подвижные игры с речевым сопровождением.
Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста).
Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка соответствует его возрасту, то его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Для развития мелкой моторики используют упражнения и игры с мячом разного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.
4. Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха.
По согласованию и рекомендации логопеда в физкультурные занятия, а также в непосредственную образовательную деятельность в группах включаются различные подвижные игры.
5. Подвижные игры на развитие звукопроизношения.
Логопед планируя совместную деятельность, определяет (обычно на неделю) так называемый «дежурный» звук, который необходимо отработать с детьми на занятиях. Этот звук обыгрывается и на занятиях физической культуры.
6. Подвижные игры на развитие коммуникативных функций.
Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения.
7. Подвижные игры с музыкальным сопровождением (в том числе хороводные игры и музыкально-ритмические композиции).
Использование музыки при проведении подвижных игр способствует скоординированности, согласованности, четкости движения, чувства ритма и темпа.
При проведении данных подвижных игр используются элементы ЛОГОРИТМИКИ.
Логоритмика- преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Упражнения с речетативами можно использовать помимо подвижных игр и при проведении О.Р.У (как на физкультурном занятии, так и при проведении утренней гимнастики).
При выполнении упражнения дети одновременно проговаривают речетатив.
Элементы логоритмики используются и в оздоровительных технологиях: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж, физминутка.

Список использованной литературы:
Дошкольная педагогика №9 /2011г. Статья А.А.Ульяновой, Ю.В.Полищук «Взаимодействие учителя логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционной работе с детьми с ОНР»
Дошкольная педагогика №7/2011г. Статья Ю.А.Кирилловой «Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в логопедических группах детского сада в процессе физического воспитания»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector