Совместная деятельность детского сада и семьи в создании единого образовательного пространства

Автор: Захарова Ольга Александровна

Должность: Педагог-психолог

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №23 «Золотой петушок»

Населенный пункт: Сахалинская область, г.Корсаков

Тема: Совместная деятельность детского сада и семьи в создании единого образовательного пространства

Опубликовано: 24.01.2018 01:55

Получить свидетельство      Скачать материал


СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОЗДАНИИ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Захарова Ольга Александровна, педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №23 «Золотой петушок»
Сахалинская область, г. Корсаков
dou23@list.ru
Педагогика должна стать наукой для 
всех – и для педагогов… и для родителей… 
Какими бы прекрасными ни были наши 
образовательные учреждения, самыми главными 
«мастерами», формирующими разум, мыс- 
ли детей, являются мать и отец. Поэтому 
нам, педагогам, прежде всего необходимо 
заботиться о повышении педагогической 
культуры родителей, разъяснять им смысл 
и работать с ними в одном направлении. 
В. А. Сухомлинский
На важнейшую роль родителей в образовании 
указывали великие мыслители Востока, Западной Европы и России. В основе таких работ лежат постулаты: прежде чем воспитать своего ребёнка, воспитай себя сам; воспитывает не только слово, воспитывает прежде всего пример; ребёнок не раб и не царь, ребёнок – друг, товарищ, соратник; счастливы тот отец и та мать, у которых дитя находит применение и выход своим позитивным мыслям и чувствам, стремится к благородным поступкам.
Роль семьи в формировании личности ребенка является исходной, определяющей. Но в настоящее время общество преимущественно занято повседневными заботами, связанными с материальным обеспечением, которые отдаляют друг от друга взрослых, ответственных за воспитание детей. Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничестве с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ, так как большую часть времени дети проводят именно в семье. Одним из основных направлений деятельности нашего детского сада является психолого-педагогическое сопровождение семьи в решении вопросов взаимодействия и развития ребенка, создание единого образовательного пространства: детский сад — семья. [5, с.23-31].
Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечивает решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых. [4, с. 23-31].
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса.[8, с.60-68].
Выстраивая общую концепцию программы взаимодействия педагогов, родителей и детей мы исходили из того, что психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС — это целостная, системно — организованная деятельность психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в дошкольной среде. С введением ФГОС происходит процесс слияния дошкольной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения детей.
Именно поэтому в настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по вопросу психолого-педагогического сопровождения семьи, которое предполагает формирование развивающего образа жизни дошкольников, их индивидуальности.
Ведущая цель психолого-педагогического сопровождения семьи в нашем дошкольном учреждении — донести до родителей, что совместная деятельность родителей и детского сада может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности, развить способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. На первом этапе мы провели мониторинг вовлеченности родителей в образовательный процесс и выяснили, что только 19% родителей заинтересованы и готовы к тесному, активному сотрудничеству и участию в жизни детского сада.
Поэтому мы поставили цель:
• повысить психолого-педагогическую культуру родителей через внедрение наиболее эффективных форм работы;
• привлечь как можно больше родителей к участию в жизни детского сада и постараться создать единое образовательное пространство ;
Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применения их в системе.
Я использую разные формы работы с родителями: 1.Групповые 2.Индивидуальные, 3.Наглядно-информационные.
I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, воспитателей  и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.
Перечислю некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:
• родительские собрания, включающие выступление психолога;
• анкетирование/опрос родителей;
• психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
• проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.
Кроме традиционных форм таких как родительские собрания, групповые беседы, лекции, консультации, мы используем современные формы работы: семинары, семинары-практикумы решению педагогических ситуаций, «круглый стол», конференции.
При проведении родительских собраний в группе раннего возраста вновь поступивших детей знакомлю с основными направлениями своей работы, с расписанием работы, информирую о том, с какими вопросами можно обращаться к нему.
На первых встречах с родителями мы проводим анкетирования/опросы родителей, с целью сбора информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогических знаниях. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а так же есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей (особенности того, или иного возрастного периода). Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома, какие игрушки нужны детям.  Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с готовностью к школе. Эти темы мы обсуждаем и в индивидуальных беседах с родителями, а так же размещаем информацию в родительских уголках.
Анкетирование родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребёнок к школе?» актуализирует некоторые аспекты школьной готовности ребенка. Интересный прием мы использовали на родительском собрании в подготовительной группе. Перед родителями была поставлена задача отметить,  какие качества больше всего необходимы ребенку, чтобы считать его готовым к школе. Свои ответы родители записали на листочках и прикрепили их к нарисованному дереву. Среди важных качеств, по мнению родителей,  были и физическая выносливость и ответственность и умение читать и считать, самостоятельность. Проведенный опрос и послужил началом очень интересного обмена мнениями.
Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга проводим как отдельно, так и в рамках семинара, семинара-практикума, групповых семейных консультаций. Они направлены на: 1. Знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы) 2. На групповую сплоченность 3. На выявление стиля семейного воспитания и способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Это помогает формированию у родителей практических навыков воспитания детей.
Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей — совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.[2, с.18-22].
В конце учебного года необходим, на мой взгляд, опрос родителей, позволяющий спланировать работу на новый учебный год,  выделить «трудные» вопросы, оценить  результат практического применения полученных знаний.
II. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.
В своей практике стараюсь чаще использовать индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ к психологу, выделила наиболее часто встречающиеся с которыми вы можете ознакомиться на экране.
На индивидуальных консультациях применяем все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка.
Сюда же можно отнести беседу с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в кабинете, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.
III. Наглядно-информационные формы работы с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.
Из наглядно-информационных форм работы использую следующие:
• информационные проспекты для родителей;
• памятки;
• буклеты.
С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах и папках-передвижках вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:
— «Детские страхи»;
— «Причины детской агрессии»;
— «Поиграем вместе с детьми»;
— «Игры и упражнения для развития памяти»;
— «Ребенок и ТВ»;
-«Агрессивный ребенок»;
-«Гиперактивный ребенок» и др.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Так на сегодняшний день результаты повторного мониторинга показали, что принимают активное участие в жизни ДОУ, стремятся получить необходимую информацию, посещают семинары-практикумы, конференции, делятся опытом, участвуют в праздниках 52% родителей.
В заключении можно сказать, что задача взрослых, родителей и педагогов– создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться, активно строя свою уникальную личность. Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Вот так и формируется жизненная линия человека. Хорошо, когда родители и образовательное учреждение действуют сообща и двигаются в одном направлении.
Литература:
•  Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания — родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 — 92.
• Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М., 1994.
• Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). — Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
• Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23 — 31.
•  Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. — С. 41 — 49.
•  Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. — С. 60 — 68.
•  Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. — С. 87 — 91.
•  Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс. — 2001. — С. 25 — 26.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector