Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни у дошкольника

Автор: Старчак Юлия Андреевна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №23″Золотой петушок»

Населенный пункт: Сахалинская область, г.Корсаков

Тема: Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни у дошкольника

Опубликовано: 24.01.2018 05:52

Получить свидетельство      Скачать материал


Роль физической культуры в формировании здорового
образа жизни у дошкольника

Старчак Юлия Андреевна, инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 23 «Золотой петушок», г. Корсаков

Духовно-нравственное воспитание –одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Заложить в детях нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности на современном этапе.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее и станет его и нашей жизнью.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности  своего народа. Физическое развитие включает приобретение двигательного опыта связанного с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы, развития равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, повороты ).
Физическая культура может внести свой вклад в духовно-нравственное воспитание дошкольников, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связаны с воспитанием нравственно волевых черт личности.
В двигательно-игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, его законы и особенности. Двигательная активность и физическое развитие являются благодатной основой для формирования духовно-нравственных качеств воспитанников.
Работу по духовно-нравственному воспитанию мы осуществляем в процессе реализации проектов, т.к. на базе нашего дошкольного учреждения работает региональная инновационная площадка по теме «Проектная деятельность в формировании духовно- нравственных качеств личности дошкольника».
В течение 2016 — 2017 учебного года реализовано три проекта: «Ладушки», «Чайники и чайнички», «Люблю березу русскую». В ходе работы по проектам дети получали знания о традициях русского народа, предметах быта, праздниках, знакомились с русскими народными играми. Игра -основной вид деятельности детей дошкольного возраста поэтому мы используем в образовательной деятельности игровые методы и приемы. Во время проведения утренней гимнастики, с детьми младшего возраста используем стихотворную речь. С младших лет она привлекает ребенка: еще не понимая смысла, он реагирует на ритм потешек. Ритмичный бег, ходьба, прыжки, движение галопа в сочетании с потешками содействуют общему физическому и психическому развитию детей. Используем игровые формы проведения утренней гимнастики со стихотворной речью. Благодаря игровой форме дети представляют образ того или иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнять движения. Проводим утреннюю гимнастику тематическую, сюжетную например «Поход в березовую рощу», «Колобок» и д.р. А также занятия по физической культуре например:
— игровые: «Курица и цыплята»,»Зимние забавы»;
— сюжетно — игровые: «Колобок», «Ежик топал по дорожке»;
— сюжетные «Игрушки», «В гости к медведице», «Морское царство»;
— тематические: «Мой веселый звонкий мяч» и. д.
В конце каждого занятия проводятся подвижные игры. Игра всегда радует ребенка, а подвижная игра благотворно влияет на повышение жизненного тонуса.
Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Особенно ценны в этом отношении народные подвижные игры. А. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт считали народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр состоит в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. Организуем народные подвижные игры с учетом возраста детей, разновидностью движений. Знакомить детей с русской народной подвижной игрой мы начинаем уже с младшего дошкольного возраста. Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого используем игры типа: «Карусели», «Зайка серенький», «Хоровод», «Пузырь». и д. р. Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для старшего возраста в ходе работы по проектам используем такие игры как «Хороводные» — «Во поле березка стояла», «Люблю березу русскую»,» Добеги до березы».

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями, воспитать у них чувство коллективизма. Мы планируем тематические и фольклорные праздники и развлечения. В нашем дошкольном учреждении мы проводили такие праздники и развлечения «Праздник русской березки»,«Делу –время, потехе – час», «Мы мороза не боимся», праздники«Веселые старты», «День Здоровья», спартакиада и др. Физкультурные праздники и развлечения – это эффективная форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребенка проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях. Совместная деятельность со сверстниками учит детей сопереживать успехам и неудачам товарищей, радоваться их достижениям, поддерживать дружеские отношения между собой, уважению к партнерам по игре и команде соперников. Соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию морально-волевых качеств. Приглашаем родителей на праздники и развлечения. Родители с интересом наблюдают за своими детьми и видят, как дети помогают друг другу в проблемной ситуации, пытаются найти самый лучший вариант. А также, мы предлагали родителям поучаствовать в соревнованиях со своими детьми.
Духовному единению детей, родителей и воспитателей способствует проведение праздников «Масленица», «Малые олимпийские игры», «Папа, мама, Я – спортивная семья», «В здоровом теле, здоровый дух!» и др. Родители вместе с детьми активно участвуют в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов, эмблем.
В этом году для детей и родителей старших групп мы организовали спортивные соревнования «Спортивная семья — здоровая Россия». Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют своё умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, но особенно детям, так как это создаёт определённый эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей.
По нашему убеждению, только союз педагогов, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования всесторонне развитой, духовно-нравственной личности.
Заложить в детях нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности на современном этапе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector