Конспект образовательной ситуации по образовательной области «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста «Маленькие помощники»

Автор: Володина Валентина Борисовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Населенный пункт: Город Чебоксары Чувашской республики

Тема: Конспект образовательной ситуации по образовательной области «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста «Маленькие помощники»

Опубликовано: 18.02.2018 18:45

Получить свидетельство      Скачать материал


Программное содержание:

Образовательные задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, внимательное, заботливое отношение к окружающим, воспитывать чувство симпатии к ним. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается; совершенствовать личностные качества.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формировать элементарные математические представления об основных свойствах объектов окружающего мира: цвете (красный, желтый, зеленый), размере (большой — маленький), к их обозначению в речи.
Продолжать знакомить детей с обобщенными способами обследования предмета, определяя и называя его свойства (мягкий, пушистый); побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним (гладить его).
Обучать узнавать в игрушках домашних животных (кошку, собаку, курицу) и их детенышей (щенок, цыплята), определять их названия по звукоподражаниям. Развивать умение двигаться за воспитателем в определенном направлении, решать поставленную задачу, не отвлекаясь при ее выполнении.
Образовательная область «Речевое развитие»
Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек, домашних животных и их детенышей (собака, щенок, кот, киска, курочка, цыплята, яблоки, косточки, конура), прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов (красный, желтый, зеленый, большой маленький мягкий пушистый), наречиями (высоко, далеко). Помогать детям отвечать на простейшие вопросы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Вызывать интерес к действиям с кистью и красками.
Познакомить детей с техникой рисования тычком и алгоритмом действий с ним. Обучать держать кисть тремя пальцами прямо, чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к ее краю. Закреплять умение рисовать на ограниченном пространстве.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободной рукой поддерживая лист бумаги. Обучать бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончания рисования класть на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.
Развивающие задачи:
Развивать слуховое внимание, зрительную память, образное мышление, речевую активность; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство радости от полученного результата.
Методические приемы:
• сюрпризный момент (появление воспитателя в образе курочки);
• игровая мотивация (помочь маме-курочке найти ее цыплят);
• художественное слово (чтение детских стихов);
• вопросы к детям;
• речевые инструкции к действиям;
• поощрения, напоминания, общеположительный анализ детской деятельности;
• показ готовой работы-образца и способа рисования тычком;
• работа над щепотью (кормление цыплят пшеном);
• игра малой подвижности «Вышла курочка гулять»;
• выполнение индивидуальных практических заданий (разложи яблоки по корзинкам, соотнеси косточки с размером животных – собаки и щенка);
• выполнение изобразительной работы.
Материал и оборудование:
• декорация для оформления группы (домик бабушки, скамейка, собачья конура, дерево, куст)
• костюм курицы для воспитателя
• шапочки цыплят по количеству детей
• мягконабивные игрушки (собака, щенок, кошка, цыплята) по количеству детей в группе
• корзиночка для цыплят с тканью для того, чтобы укрыть
• большой поднос и маленькие тарелочки с пшеном (по количеству детей в группе)
• плоскостные силуэты косточек двух контрастных размеров (по количеству детей в группе)
• ведро для косточек
• две миски (большая и маленькая) для кормления собаки и щенка
• муляжи яблок трех цветов (красные, желтые, зеленые)
• три корзинки для яблок одинакового размера трех цветов (красная, желтая, зеленая)
• листы бумаги с силуэтами нарисованных цыплят (ножки, глаза, клюв оформлены заранее) на каждого ребенка
• жесткие кисточки – тычки и подставки для них, тарелки с гуашевой краской желтого цвета, баночки для промывания кистей и влажные салфетки на каждого ребенка
• образец готового рисунка
• мольберт
• маленький домик для оформления выставки готовых детских работ
• угощение для детей
Музыкальное сопровождение:
• аудиозаписи звукоподражаний (писк цыплят, кудахтанье курицы, лай собаки, мяуканье кошки)
• фонограмма: Е. Железнова «Автобус» (минусовка и плюсовка)
• «Вышла курочка гулять». Пианино с огоньками для самих маленьких
«Домашние друзья». Серия «Нажми – мы говорим»
Ход непосредственно образовательной деятельности №1
Звучит аудиозапись: кудахтанье курицы.
Воспитатель, переодетый в костюм курицы, выходит к детям.
Воспитатель: Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Здравствуйте, ребята! (создает видимость того, как будто кого-то ищет).
Вы моих цыпляток не видели? (Нет)
Ах, мои ребятки, желтые цыплятки, убежали от мамы курицы. Куда-то спрятались, озорники…нет! Одной мне их не найти. А вы мне не поможете? (да).
Ну, тогда поехали в деревню, к бабушке, цыплят искать.
Вставайте друг за другом. Поехали!
Звучит фонограмма «Автобус» (Е. Железнова). Дети выполняют движения в соответствии с текстом по показу воспитателя.
Воспитатель: Наш автобус остановился. Приехали! А вот и бабушкин дом. (Раздается собачий лай (аудиозапись)).
Воспитатель: Ой! Кто же это лает?
Бабушкин дом охраняет?
И в дом нас не пускает?
Дети: Собака!
Воспитатель: Конечно, это собака. Она живет вот в этом домике, который называется конура. Где живет собака? (в конуре). (Воспитатель выдвигает собаку вперед из-за конуры к детям поближе). А вот и она!
Кто это? (Собака)
Она здесь не одна. В конуре еще кто-то есть (достает из конуры щенка).
Кто это, ребята? (ответы детей).
Да это же щенок – детеныш собаки! (хоровое и индивидуальное повторение этого слова). Собака – это мама, а щенок – это ее детеныш.
Посмотрите, ребята, и скажите: какого размера щенок? (Маленький). В случае затруднения с ответом воспитатель задает наводящий вопрос: «Собака — мама большая, а ее детеныш – щенок….? (маленький)
Воспитатель: Наши собачки лают, потому что они голодные. А чем мы их можем накормить? (Ответы детей: супом, кашей, хлебом, мясом…)
Воспитатель: Правильно, ребята, а еще собачки очень любят грызть косточки. (Берет ведро, стоящее неподалеку от конуры). Вот, оказывается, бабушка приготовила для своих собачек целое ведро вкусных сахарных косточек.
А косточки-то у нас разного размера. Смотрите! (Показывает две косточки: большую и маленькую). Какого размера эта косточка? (Большая). А эта косточка, какого размера? (Маленькая).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для кого большие косточки? (Для большой собаки-мамы). А маленькие? (Для маленького щенка).
Покормим собаку со щенком? (Да!) Ну, тогда берите косточки. (Дети самостоятельно берут косточки из ведра. Воспитатель задает вопросы каждому ребенку: «Нина, эту большую косточку ты кому дашь?», «Настя, маленькой собачке – щенку ты дашь какую косточку?» Воспитатель дает указание: нужно подойти к собакам и разложить косточки: большие – собаке-маме, а маленькие – собаке-щенку).
Молодцы, ребята! Помогли бабушке накормить собак.
Раздается мяуканье кошки (Аудиозапись)
Воспитатель: Кто это мяукает? (Кошка). Правильно, это кот Василий. А где же он? На дерево забрался, озорник.
Бабушка постаралась: все яблочки в своем саду собрала в корзинки, а кот, проказник, все корзинки опрокинул, яблоки рассыпал, а сам и залез на дерево. Как же теперь бабушка их соберет? Ведь она старенькая, ей тяжело наклоняться. Поможем ей? (Да)
Молодцы, ребята, какие вы добрые. Только слушайте внимательно, как правильно нужно собрать яблочки. Смотрите, собирать будем вот в эти корзины. Какого они цвета? (Красная, желтая, зеленая). Мы будем собирать красные яблоки в красную корзину, желтые яблоки – в желтую корзину, зеленые яблоки – в зеленую. (Индивидуальная работа с детьми по соотнесению цвета яблок с цветом корзин).
(Пока дети собирают яблоки, воспитатель тихонько сажает кошку на дорогу).
Молодцы, ребята, все яблочки собрали правильно, помогли бабушке.
А кошке мы скажем:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Нужно дальше нам идти,
И цыпляточек найти!
(Воспитатель добивается от детей договаривания и повторения слов «брысь», «не садись»)
(Дети идут за воспитателем дальше)
Воспитатель: Ну, где же мои ребятки, желтые цыплятки?
Раздается писк цыплят (аудиозапись). (Воспитатель вместе с детьми находит их в определенном месте, где они накрыты тканью).
Воспитатель: А! вот вы куда спрятались, озорники, наконец-то мы с ребятами вас нашли! (Достает из-под куста корзинку с цыплятами и раздает их детям). Ах, вы, мои хорошенькие, маленькие!
(Гладит своего цыпленка)
Ребята, а вам цыплята нравятся? (Да)
Какого они цвета? (Желтые)
Яркие, пушистые,
Желтые комочки…
Клювики раскрыты
Просят хлеба крошки.
Писк усиливается (Аудиозапись).
Воспитатель: Слышите, ребята, как пищат цыплята? Они, наверное, кушать хотят. Накормим их? (Да). Вот, бабушка приготовила для них вкусные зернышки. (Дети подходят к столу, на котором стоит один большой поднос и маленькие тарелочки с пшеном по количеству детей в группе).
Воспитатель: Возьмем зернышки тремя пальчиками и будем сыпать их на этот большой поднос. Вот так. (Дети кормят своих цыплят: «Цып, цып, цып»).
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне найти и покормить моих ребяток, желтеньких цыпляток! Я думаю, что и вам пора подкрепиться. Для вас, мои дорогие, я приготовила угощение. (Раздает угощение). Звучит сигнал автобуса.
Дети «возвращаются» в детский сад под фонограмму «Автобус» (Е. Железновой).
Ход непосредственно образовательной деятельности №2
Воспитатель встречает детей в группе.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Где вы сегодня были? Куда ездили? (В деревню, к бабушке).
Кого там видели? (Кота Ваську, собаку, цыплят).
Я слышала, что вы помогли маме-курочке найти цыплят? (Да!).
Они вам понравились? Какого цвета были цыплята? (Желтые).
Они были маленькие или большие? А вы с ними играли? Какая у них была шубка? (Мягкая, пушистая).
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю нарисовать цыплят и показать их своим мамам, ведь они в деревню к бабушке не ездили и цыпляток не видели.
(Дети садятся на скамейку перед мольбертом)
Воспитатель: Присаживайтесь и внимательно смотрите.
Посмотрите, какой необычный цыпленок. И шубка у него совсем не пушистая, белая, некрасивая. Может быть, мы его раскрасим? (да)
Какого цвета были цыплята у мамы-курочки? (Желтые)
Как вы думаете, какого цвета краску мы возьмем для того , чтобы нарисовать цыплят? (Желтого)
Воспитатель: Правильно! Нам нужна краска желтого цвета, как солнышко.
Воспитатель: А поможет нам нарисовать вот эта волшебная кисточка – тычок. Сегодня она будет рисовать по-особенному: она будет прыгать вверх-вниз, вверх-вниз. (Показ воспитателем приема рисования в воздухе). Но сначала посмотрите, как нужно держать эту кисточку-тычок.
Показ способа рисования.
-Кисточку я держу прямо, тремя пальчиками правой руки, чуть выше железного наконечника, а листок бумаги придерживаю левой рукой.
-Опускаю кисточку в краску всем ворсом и набираю ее так, чтобы краска не капала. Чтобы кисточка моя не плакала.
-Затем ударяю кисточкой по бумаге так, как будто цыпленок клюет зернышки (Помните, как кормили цыплят?): вверх-вниз, вверх-вниз!
-При работе кисть в воду не опускается.
-Кисточка не торопится, медленно бежит. За линию кисточка не выходит. Ей нужно закрасить всего цыпленка, чтобы он получился пушистым.
(Воспитатель комментирует все свои действия)
Вот какой пушистый цыпленок у нас получился. (Показ готового образца воспитателя).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам присесть за столы. (Проверяет и направляет позу детей за столами). Сядем красиво: прямо, ножки вместе, над столом низко не наклоняемся. Возьмем в правую руку кисточку правильно: тремя пальчиками прямо, чуть выше железного наконечника, и попробуем рисовать в воздухе. Покажем, как будет ударять кисточкой по бумаге: вверх-вниз, вверх-вниз! Не торопимся. Молодцы! (Дети рисуют в воздухе вместе с воспитателем по показу).
Воспитатель раздает каждому ребенку по листу бумаги с силуэтом нарисованного цыпленка (ножки, глаза, клюв оформлены заранее).
Воспитатель: А теперь будем рисовать красками. Держите кисточку правильно, осторожно обмакните ее всем ворсом в краску (кисти предварительно смочены водой). Затем отожмите лишнюю краску о край баночки с краской так, чтобы краска не капала – кисточка не плакала.
Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа с теми детьми, которые с трудом овладевают навыком рисования. Воспитатель использует напоминания, указания, прием пассивного рисования, читает художественное слово:
В руки кисточки мы взяли
И цыплятам показали
Кисть мы держим прямо вверх!
Закрасим мы цыплят всех, всех!
По мере того, как дети заканчивают рисовать, все рисунки убираются в специально подготовленное место, оформленное в виде полянки со стоящим на ней домиком.
По завершении работы появляется игрушечная курочка.
Воспитатель: (берет курочку в руки): Ребята, курочка мне хочет что-то сказать (подносит ее к уху). Она говорит, что вы, ребята, молодцы! Вы нарисовали очень красивых пушистых цыпляток. Все старались. Цыплята получились веселые, желтые, как солнышко, и, конечно же, пушистые! Мамам они очень понравятся!
Курочка хочет с вами поиграть. Покружись, покружись! И в цыпленка превратись!
Проводится игра «Вышла курочка гулять».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector