Конспект НОД для детей 6 – 7 лет с нарушениями ОДА «Помощь бабушке Федоре»

Автор: Дудорова Ирина Владимировна

Должность: Учитель-дефектолог

Учреждение: МДОУ «Детский сад № 15 компенсирующего вида»

Населенный пункт: г. Заречный, Пензенская область

Тема: Конспект НОД для детей 6 – 7 лет с нарушениями ОДА «Помощь бабушке Федоре»

Опубликовано: 02.05.2016 10:32

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект коррекционной подгрупповой непрерывной образовательной деятельности образовательной области «Развитие мелкой моторики и осязания» для детей 6 – 7 лет с нарушениями ОДА.
Составил: учитель-дефектолог Дудорова Ирина Владимировна
Тема НОД: «Помощь бабушке Федоре» (Лексическая тема: «Посуда»)
Продолжительность: 30 минут.
Цель: развитие мелкой моторики и осязания, координации движений, исправление и коррекция плоскостопия и нарушений осанки.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• систематизировать и обобщать знания детей по теме «Посуда» (назначение – кухонная, столовая, чайная; материалы, из которых она изготовлена – фарфор, металл, пластмасса, дерево, бумага);
• совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные от имён существительных;
• совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной плоскости: составлять контурное изображение предмета посуды путём последовательного соединения точек на ограниченной плоскости в соответствии с заданной схемой-образцом.

Коррекционно-развивающие:
• развивать осязательное восприятие; тактильную чувствительность и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук в процессе разглаживания смятых листов бумаги, развязывания узлов на мешочках и сортировке семян;
• развивать мелкую моторику: выкладывание предметов посуды с помощью цветных резинок в соответствии с заданной схемой-образцом;
• развивать мышление, внимание, связную речь; творческий замысел в процессе продуктивной деятельности;
• развивать общую моторику в процессе выполнения физических упражнений; уметь согласовывать свои движения с движениями сверстников;
• способствовать исправлению и коррекции плоскостопия и нарушения осанки.

Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать уважение друг к другу; умение согласовывать свои действия с партнёрами;
• воспитывать положительные взаимоотношения в процессе выполнения заданий.

Материалы и оборудование: мешочки с разными наполнителями (горох, фасоль, семена тыквы, подсолнуха – по 5 штук каждого вида), завязанные на несколько узлов и бант (по числу детей); смятые листы бумаги с зашумлёнными контурными изображениями предметов посуды по точкам (8 шт.); записка с текстом-заданием; индивидуальные дидактические игры мини-«Геометрик» (по количеству детей); разноцветные резинки; выкатные тумбы; диванные подушки (по числу детей); одноразовая посуда (стаканчики и тарелки); материал для украшения предметов посуды разного вида (природный материал, крупа, цветная бумага); ножницы, цветные фломастеры, краски, клей, клеёнки, салфетки, малые подносы; красивый мешок; набор игрушечной посуды, различной по назначению и материалу; силуэтные изображения кастрюли, тарелки, чашки; 2 шнура длиной 1,5 – 2 м; мешочки с песком массой 100 г (по числу детей); следовая дорожка с кругами d = 5 см, в два ряда, расположенных в шахматном порядке; 4 мягких модуля-куба; 1 поднос; 1 контейнер; 5 игрушечных мисок.

ХОД НОД

Этап; цели
Деятельность педагога
Деятельность детей
1
Организационный момент
Цель: создание рабочего настроя и включение дошкольников в образовательную деятельность.
Время: 3 минуты.
Дефектолог обращает внимание детей на смятые листы бумаги, лежащие в природном уголке.
– Дети, кто положил смятые листы бумаги в уголок? (Ответы детей.)
– Здесь ещё и письмо! Прочитаем что в нём написано?
(Дети читают текст: «Здравствуйте! Помогите навести порядок в доме. Одной мне трудно. Бабушка Федора»)
– А вы помните, что случилось с Федорой? (Ответы детей).
– Сможем мы помочь ей? (Ответы детей) Представим, что мы в доме бабушки Федоры.
– Дети, а может в этих смятых листах что-то есть? Как это можно узнать? (Рассуждения детей)
– Разгладьте листок на ладони и увидите, что внутри.
– Что, Илья, ты видишь на своём листе? А ты, Кристина?
Дидактические упражнения «Бумажные комочки» и «Зашумлённые картинки»
Цель: совершенствование зрительного восприятия предмета; развитие мелкой моторики.
– Чашка, сковорода, ложка… Как всё это назвать одним словом? (Это посуда)

Дети заняты свободной деятельностью, затем подходят к учителю-дефектологу.
Дети отвечают.

Читающие дети предлагают свою помощь.

Дети принимают предложение дефектолога.

Дети высказывают свои варианты.

Точно выполняют задание.

2

3

Основная часть.
Цель: систематизация и обобщение знаний детей по теме, развитие логического мышления, внимания, целостного восприятия, координации движений, предупреждение плоскостопия, развитие связной речи, мелкой моторики.
Время: 25 минут

Итог:
Цель: «возвращение в группу»; развитие связной речи, анализ своей деятельности в процессе НОД.
Время: 2 минуты
– Вот смотрю я на эти смятые листы и мне кажется, что у Федоры это был альбом о посуде. Как жалко, что он испорчен!
– Дети, а не создать ли нам картины с изображением посуды, … но необычным способом? И оставить их ей на память!
– Интересно узнать как?
Дидактическое упражнение «Геометрик»
Цель: развитие умения ориентироваться на ограниченной плоскости: составление контурного изображения предмета посуды путём последовательного соединения точек в соответствии с заданной схемой-образцом с помощью цветных резинок.
– Для этого нам понадобятся деревянные планшеты и цветные резинки. Постарайтесь перенести изображение предмета посуды с вашего мятого листа на планшет точно по точкам.
(На столах разложены индивидуальные мини-«Геометрики». Дети удобно размещаются за столами и выполняют задание).
– Какие у вас необычные картины!
– Стёпа, какой предмет посуды у тебя получается? А у тебя, Илюша?
(Детям, которые быстро справятся с заданием, дефектолог предлагает еще выбрать смятый лист бумаги и по аналогии выполнить задание.Если кто-то из детей затрудняется, педагог предлагает другим детям ему помочь).
– Молодцы, ребята! Я думаю, что Федоре понравятся ваши картины!
– Готовы вы и дальше помогать бабушке Федоре? (Да)
– Перед нами узкая дорожка, а около неё лежат мешочки. Что же на них написано? («Сахар», «Соль»).
– Федоре нужно было перенести мешочки с сахаром и солью в кладовую. А как это можно сделать? (ответы детей)
–А если не брать их в руки, то как ещё можно их перенести? (На голове)
– Нужно положить мешок на голову, развести руки в стороны, пройти точно по узкой дорожке и положить мешочки в контейнер.
Ходьба «Пройди, не урони!» (ходьба друг за другом между параллельно лежащими на полу шнурами и с мешочком, наполненным песком, на голове).
Цель: профилактика нарушения осанки; развитие равновесия, координации движений при ходьбе по ограниченной плоскости с мешочком, наполненным песком на голове.
(Дошкольники выполняют упражнение, кладут перенесённые мешочки на поднос).
– Вот мы и в кладовой.
– Для чего она нужна? (Ответы детей)
– Правильно, для хранения продуктов. Сахар и соль мы принесли, а что же может лежать в этих разноцветных мешочках? Как можно это узнать? Мешочки завязаны. (Ответы детей)
– А если не открывать их? (пощупать, потрогать)
Дидактические упражнения «Узнай на ощупь» и «Сортировка семян»
Цель: развитие осязательного восприятия; тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
– Выберите себе понравившийся мешочек и постарайтесь определить на ощупь что в нём.
– Как ты думаешь, Кристина, что в твоём мешочке?
(Рассуждения детей)
– Как узнать, правильны ли ваши ответы? (нужно развязать и высыпать)
– Удобно располагайтесь за столами и проверьте свои предположения (Дети развязывают мешки и высыпают их содержимое на один поднос).
– И семена и крупы перемешались! Что же делать?
(Предлагают перебрать семена).
– Верно! Договоритесь между собой кто и что будет отбирать.
– Но брать семена и гречку можно строго по одной штуке и только большим и указательным пальцем.
(Дети выполняют задание. Педагог следит за осанкой воспитанников во время работы за столами)
– Ловко же вы справились с заданием! Молодцы!
– Как вы думаете, крупы и семена в кладовой лучше хранить в закрытых мешках или открытых мисках?
– Правильно! А чтобы вам было удобно пересыпать семена из миски в мешочек, вы можете объединиться и помочь друг другу.
(Дети предлагают пересыпать семена в каждый мешочек отдельно и выполняют его, объединившись в пары).
Дидактическое упражнение «Пересыпь семена в мешочек»
Цель: развитиесложно-координированных движений пальцев и кистей рук; умения пересыпать зерно из миски в мешочек.
(Дети объединяются и выполняют задание.).
– Ещё одно доброе дело сделано! Отправляемся дальше?
– И опять перед нами препятствие! По этим следам нужно пройти на пятках, убрав руки за спину.
Ходьба «Пройди на пятках» (ходьба друг за другом по точкам на полу, руки за спиной).
Цель: профилактика плоскостопия и нарушения осанки; развитие равновесия, координации движений при ходьбе на пятках.
– Хотела Федора расставить посуду по назначению, сложила в мешок, да и забыла!
– А вы помните, какая бывает посуда? (кухонная, столовая …)
– Поможем бабушке?
Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»
Цель: совершенствование умения выделять признаки предметов по материалу, из которого они сделаны (металл, керамика, бумага, дерево, пластмасса); образовывать относительные прилагательные; группировать предметы посуды по их назначению (кухонная, столовая, чайная).
– В мешок заглядывать нельзя! Всё определять на ощупь!
– Соня, какой предмет ты выбрала? Из какого материала он сделан? Значит он какой? (относительное прилагательное) К какому виду посуды он относится? Куда ты его поставишь? (посуда кухонная, столовая, чайная)
(Дети определяют на ощупь предмет посуды, материал, из которого он изготовлен; образуют относительные прилагательные; проверяют правильность суждений и группируют по назначению с опорой на зрительные ориентиры – силуэтные изображения кастрюли (кухонная посуда), тарелки (столовая посуда), чашка (чайная посуда), лежащие на 4-х мягких модулях-кубах.
– Молодцы! Быстро навели порядок!
– Вот и помогли мы бабушке Федоре! Пора возвращаться в группу! И выберем короткую дорогу.
Ходьба «Паровозик» (ходьба «змейкой», держась за плечи впереди стоящего ребёнка).
Цель: развитие равновесия, координации, умения согласовывать свои движения с движениями сверстников.
– Вот мы и в группе!
– Ребята, а не подарить ли нам бабушке Федоре новую красивую посуду, которую вы украсите своими руками?
– Помогите выкатить тумбы. Приготовьте нужные вам материалы для творчества. Если будет тесно, можно ещё прикатить тумбы. Для удобства можно взять под колени подушки.
Продуктивная деятельность «Украшение посуды»
– Выбирайте понравившийся предмет посуды, материал для украшения, придумайте красивый узор и воплотите свой замысел.
(Педагог наблюдает за деятельностью детей, интересуется детскими впечатлениями)
– Что запомнилось больше всего?
– В каких заданиях вы испытывали трудности?
– С кем бы ты, Соня, хотела поделиться впечатлениями?
– Вашу красивую посуду мы потом перешлём Федоре по почте.

Дети отвечают согласием.

Воспитанникивнимательно слушают задание и выполняют его.

Проходят к столам, на которых лежат индивидуальные мини-«Геометрики» удобно располагаются и выполняют задание.

Дошкольники принимают предложение дефектолога.

Дети читают названия.

Предполагаемые ответы детей.

Дети точно выполняют упражнение в соответствии с инструкцией.

Дети отвечают на вопросы учителя-дефектолога, высказывают свои предположения.

Дети выполняют задание в соответствии со словесной инструкцией дефектолога.
По заключению проверяют правильность своих предположений.

Дети распределяют работу между собой и выполняют задание, точно придерживаясь словесной инструкции дефектолога.

Ответы детей полными предложениями.

Дети делятся на группы и выполняют задание.

Ребята выполняют упражнение, стараясь сохранять равновесие и координацию при ходьбе на пятках.

Дети отвечают полными предложениями.
Дошкольники принимают предложение учителя-дефектолога.

Дети выполняют упражнение в соответствии со словесной инструкцией педагога; закрепляют умение образовывать относительные прилагательные; группируютпредметы посуды по назначению с опорой на зрительные ориентиры – силуэтные изображения кастрюли (кухонная посуда), тарелки (столовая посуда), чашка (чайная посуда).

Дети отвечают на вопросы полным предложением, проверяют правильность выполнения, оказывают помощь в случае её необходимости, исправляют сверстников.

Предполагаемые ответы детей.

Дети выполняют упражнение, стараясь сохранять равновесие, координацию; уметь согласовывать свои движения с движениями сверстников.

Варианты ответов

Дети выполняют задание, оказывают помощь сверстникам в случае необходимости.

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector