Формирование нравственной культуры дошкольников

Автор: Баранова Светлана Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Структурное подразделение «Детский сад 52» ГБОУ СОШ № 26

Населенный пункт: Самарская область, г. Сызрань

Тема: Формирование нравственной культуры дошкольников

Опубликовано: 06.05.2016 21:36

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа.
Проблема воспитания подрастающего поколения духовно-нравственного сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В связи с этим заметно возросла роль патриотического воспитания детей. В дошкольных учреждениях ведётся работа по формированию нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями. 
Что значит быть патриотом своей страны? Нужно знать историю своей страны, народ, его устои, традиции, фольклор. Работая по теме: «Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями», считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями русской народной культуры. Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Не секрет, что представления воспитанников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Следуя теме проекта, я провела исследование, чтобы узнать достаточно ли дети знают русскую народную культуру, фольклор, русские народные промыслы. В течение опроса выяснилось, что некоторые вопросы вызывают затруднение у детей, а ответы давались однозначные. Знания детей поверхностны. Дети не использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
Не все знают названия сезонных праздников и умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает, не знают историю русского народного костюма.
У детей не полные представления о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и др.), не достаточны практические навыки в работе с тестом, тканью. Многие ребята не отличают архитектурные сооружения Древней Руси от современных построек. Исходя из этого, я планирую ряд проектов и педагогических и детских по знакомству с народно — обрядовой культурой русского народа. Где же познакомиться с русскими народными промыслами, услышать народные песни, заклички, пословицы и поговорки, поиграть в русские народные игры, спеть частушки и поплясать «свою удаль показать»?
Конечно же, на русской ярмарке. А как же попасть туда? Вот проблема. Для нас это не проблема. Это же так просто, а мы сами её и организуем в нашем детском саду. Вариантом решения этой проблемы в нашем дошкольном учреждении является организация ярмарок. Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, да звонкими песнями, весёлыми плясками, да шумными играми.
Проект «Русская ярмарка» долгосрочный групповой содержит 2 блока: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЯРМАРКА (проходит перед Новым годом) и ПАСХАЛЬНАЯ ЯРМАРКА (на пасхальной неделе).
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель.
Цель проекта: Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями. Приобщение детей к возрождению традиционных народных праздников, обрядов, ремесел, музыкального, художественного и других видов народного творчества; воспитание чувство гордости патриотизма за своё Отечество.
Задачи проектной деятельности:
1.Дать представление о проведении ярмарки на Руси как народной традиции.
2.Воспитывать уважение к традициям русского народа.
3.Формировать у дошкольников потребность в сохранении исторических и культурных традиций русского народа.
4.Закреплять знания детей о различных виды русского прикладного искусства на примере дымковских, филимоновских, богородских игрушек и матрешек, на предметах хохломской, городецкой росписи.
5.Применять эти знания в рисовании, лепке и аппликации (элементы росписей, способы лепки). Закреплять практические навыки в работе с тестом, тканью, украшение головного убора, изготовление самодельных игрушек из соломки и тряпичных кукол.
6.Уточнить знания об истории русского народного костюма, различать головные уборы (женские, девичьи, мужские)
6.Использовать в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения и т. п.
7.Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
8.Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми при работе над проектом.
Предполагаемый результат:
1. Ярмарка – должна стать традицией в нашем дошкольном учреждении.
2. Дети и их родители должны пополнить свои знания о русских народных праздниках, обычаях, фольклоре и русских мастерах.
3. Выставка поделок детей и родителей из самого различного материала. Использована разнообразная техника их изготовления (расписные матрёшки, игрушки и свистульки из глины, поделки из солёного теста, рисунки по теме проекта, украшения и элементы костюмов, расписные доски и подносы).
4. В своих работах дети используют элементы росписей народных мастеров.
6.Итоговое развлечение с участием детей и родителей «Русская ярмарка» с песнями и танцами.
Этапы проекта (таблица)
Этапы и сроки проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
Деятельность родителей
I этап
1. Анализ ситуации и актуальность темы. Провести цикл мероприятий по исследованию знаний детей о русских народных традициях и промыслах, проанализировать, достаточны ли знания в этой области. 2.Формирование проблемы. Что нужно сделать, чтобы лучше и больше узнать о русских традициях? Где, как ни на Русской ярмарке, можно познакомиться со всем этим. Как попасть на ярмарку? Нужно самим её организовать в нашем саду. Как?
2. Вводит в игровую ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко). Вводит в игровую ситуацию.
1. Желание попасть на ярмарку. Ответы детей на вопросы исследования по теме проекта.
2. Вхождение в проблему.
3. Вживание в игровую ситуацию.
4. Принятие задачи.
5. Принятие игровой ситуации и вхождение в игру.
1. Помощь детям и воспитателю.
2. Участие в игре. 3.Анкетирование по теме проекта.
I1 этап

1.Подбирает дидактический и методический материал. Беседа и обсуждение с педагогами
2. Организует деятельность детей и родителей.
3. Оформление зала,
спортивной площадки для проведения ярмарки. Практическая помощь детям (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
1.Проведение цикл бесед на темы: «Русские народные праздники», «История возникновения ярмарки», «Русские народные костюмы», «Мастера на Руси» и т.п.
2. Рассматривание иллюстраций по теме проекта и презентация.
3. Знакомство с главными персонажами русских ярмарок (скоморохи, петрушки, зазывалы, коробейники и.т.д.) 4.Чтение и разучивание, поговорок, прибауток, потешек, народных песен, танцев. 
5.Объединение детей в рабочие подгруппы по изготовлению поделок из глины и солёного теста. Темы: «Дымковские игрушки», «Русские матрёшки», «Что нам осень подарила», «Пасхальные чудеса», 6. Рисование на темы: «Веселая ярмарка», «Украсим тарелочку», « Роспись барашка», «Козлик»,«Матрёшка», «Красивый платок», «Русский самовар», «Хохломские узоры», «Ложки деревянные», «Русский хоровод» и т.п.
8.Лепка на темы: «Свистулька», « Дымковская барышня» «Матрёшки» и т.д.
9.Игры – инсценировки «В гостях у Дуняши», «У самовара я и моя мама»
10. Дидактические игры «Чьи это узоры», «Одень куклу на праздник», «Угадай, какой это праздник»,
«Назови ласково», «Как называется эта роспись».
11. Оформление выставок: «Русь моя родная!» и т.д.
12. Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья», «Едем на ярмарку», «На базаре», «Магазин».
13. Чтение русских народных сказок, произведений о русском народном творчестве и о мастерах.
14. Ручной труд «Открытка-приглашение на ярмарку»,«Коробочка»«Корзина».
15. Разучивание русских народных танцев, песен, хороводов, музыкальных и подвижных народных игр.
1. Изготовление костюмов, матрёшек для росписи, выпечки, семейные поделки из овощей и фруктов.
2. Разучивание с детьми потешек, закличек, пословиц и т.п.
3. Просмотр телепередач про русские народные традиции.
4.Экскурсии в городской музей.
5.Участие в выставке «Русь моя родная».
6. Изготовление книжек — малюток о народных промыслах (на выбор родителей)

III этап

1. Развлечение «Русская ярмарка».
2. Выставка рисунков, поделок в музыкальном зале.

1. Активное участие детей в развлечении «Русская ярмарка».
2. Посещение выставки рисунков и поделок в музыкальном зале.

1. Участие в развлечении «Русская ярмарка», выставка своих работ (русские народные костюмы, выпечка, книжки-малышки)

В проекте могут участвовать дети разных возрастных групп. И поэтому тематика игр, изобразительной деятельности, музыкальный репертуар педагоги подбирают согласно возрасту детей и программным требованиям.
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение проекта
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение проекта по данному проекту предполагает:
тесное сотрудничество воспитателей, психолога, музыкального руководителя, родителей с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на воспитание у детей патриотических качеств, развитие устойчивого интереса к русской культуре, на укрепление психофизического здоровья дошкольников;
тематические педсоветы, методические совещания, круглые столы для сотрудников ДОУ
тематические родительские собрания и мероприятия, проводимые совместно с родителями: походы, экскурсии, КВН, тематические праздники и др.
предупреждение конфликтных ситуаций «взрослый-ребёнок»;
решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у детей в процессе занятий какой- либо деятельностью;
организацию психологических консультаций для родителей дошкольников по вопросам воспитания ребёнка в семье, анкетирование;
психологические диагностики детей;
участие родителей в творческой жизни детского сада.
Материально – техническое обеспечение проекта
включает в себя:
учебно-методический и демонстрационный материал;
Российские символы;
художественная литература;
уголки по познавательно-практической деятельности
музыкальный зал и спортивная площадка
спортивный инвентарь и спортивное оборудование;
костюмы и маски; музыкальные инструменты;
Аудиозаписи колокольного звона, фанфар; р. н. м. «Деревенька», музыка «Гномики». Лотки с изделием народного промысла.
атрибуты к сюжетно-ролевым и дидактическим играм;
предметы декоративно-прикладного творчества;
предметы русского быта;
рисунки и плакаты на тему «Ярмарка»
фотоальбомы и фотографии;
фильмотека и видеотека;
необходимый материал для изодеятельности;
выпечка и варенья;
компьютерная база данных.
Проведенная работа по теме «Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями» показала свою высокую практическую значимость. Она помогает дошкольникам раскрыть свои творческие способности, воспитывает доброту, честность, отзывчивость, любовь к своей земле, людям. Учит неформальному общению, предполагает развитие инициативы, познавательных интересов ребенка. Проект ярмарки удался, цели были достигнуты, задачи выполнены. Подготовка и участие в народных праздниках так же обогатили детей новыми знаниями, развили у детей чувства и эмоции. Уровень многих детей поднялся на ступень вверх. При подготовке проекта происходило преображение робких, застенчивых детей в более раскрепощенных, инициативных.

Библиографический список:

1. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 7
2.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.2008г.
3.Образовательные проекты в детском саду. Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова.2008г.
4.Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Скрипторий 2006.
5. О русской истории и культуре. Панченко А. М. из-во Азбука.
6.Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор.
О.А. Ботякова, из. Детство-Пресс -2010г.
7.  А.Попова « Развитие детей в русской народной культуре»
8.А.Е.Клиентов «Народные промыслы»
9.Проектный метод в детском саду» Л.Л. Тимофеева «Детство- Пресс» 2011
10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. АРКТИ 2012
11. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector