Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей 6-7 лет «Стройка»

Автор: Казанцева Валентина Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Улыбка»

Населенный пункт: Город Нерюнгри

Тема: Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей 6-7 лет «Стройка»

Опубликовано: 07.05.2016 04:43

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим детей 6-7 лет с ТНР
«Стройка. Строительные профессии»

Цель: Способствовать расширению представлений о строительных профессиях, действиях, материалах.

Задачи:
Обучающие:
уточнять и расширять знания детей о процессе строительства и о строительных профессиях;
продолжать знакомить с разными строительными материалами;
обогащать представления о материалах – бетоне, его свойствах и качествах, способах его изготовления;
Развивающие:
способствовать развитию мышления, творческого воображения, внимания, памяти;
создавать условия для развития связной речи при формировании самостоятельного высказывания в различных ситуациях общения;
развивать умение сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки и поясняя свой выбор.
Воспитывающие:
поощрять развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в подгруппе, формировании групп по интересам;
стимулировать интерес к людям строительных профессий;
воспитывать уважение к людям разных профессий.

Образовательная область: интеграция содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Используемая образовательная программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.И.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой

Методы и технологии:
проблемно-поисковые;
дидактические;
наглядные;
игровые технологии.

Предварительная работа:
Чтение художественной литературы (Г. Люшнин «Строители»; С. Баруздин «Строим дом»; С. Михалков «Три поросенка»; В. Маяковский «Кем быть»).
Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним.
Сюжетно-ролевая игра («Строим дом», «Строители»).
Дидактическая игра («Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию»).

Дидактическое обеспечение:
Игрушка – заяц; картинки с изображением домиков из сказки «Три поросенка», других домов и строительных материалов; материал для проведения игры-эксперимента «Изготовим бетон» (песок, цемент, вода, формочки, салфетки).

Особенности организации:
Работа по схемам, практическая исследовательская деятельность.

Используемая литература:
Данная разработка является авторским продуктом.

Дополнительные упражнения:
В заключительной части можно провести словесную игру «Дом и гном»
Цель: дети должны догадаться, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую строчку.
Дом и гном.
Жил да был веселый гном, он в лесу построил …(дом).
Рядом жил поменьше гномик, под кустом он сделал… (домик).
Самый маленький гномишко под грибом сложил…(домишко).
Старый, мудрый гном-гномище выстроил большой…(домище).
Был он стар и был он сед и большой был…(домосед).
А за печкой, за трубой жил у гнома…(домовой).
Очень строгий, деловитый, аккуратный…(домовитый).
Мох, калину, зверобой – все из леса нес … (домой).
Есть любил он суп вчерашний, пил он только квас …(домашний).
Каждый день соседи-гномы навещали деда…(дома).
Всех встречал радушно гном, все любили этот…(дом). И.Лопухина

Ход
Организационный момент
Педагог: Давайте представим, что нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Будущие строители». Вы согласны быть участниками передачи? (Ответы.) А я кем буду?
Дети: Телеведущей.
Педагог: Спасибо за доверие, я постараюсь его оправдать. Ребята, а как называют людей, которые смотрят телевизионные передачи?
Дети: Телезрителями.
Педагог: Посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Наши гости сегодня станут телезрителями.
Телеведущий: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места (дети проходят на стульчики, стоящие полукругом). Приготовились? Начали!
Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о строительных профессиях и разнообразии строительного материала.
Но прежде чем мы начнем, предлагаю вам отгадать, кто пришел к нам на передачу:
Что за зверь такой лесной,
Встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
Уши больше головы?
Дети: Заяц.
Телеведущий: Конечно, это Заяц (педагог заносит в группу игрушечного зайца).

Основная часть
Проблемная ситуация «Заюшкина избушка»
Дети сидят на стульчиках полукругом, педагог рядом так, чтоб всем детям были видны Заяц и «телеведущий».
Заяц: Здравствуйте! Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что когда пришла весна избушка у Лисы начала таять и она меня выгнала из моего домика.
Телеведущий: Успокойтесь, пожалуйста, мы вам поможем. Но мне кажется, что я уже слышала где-то подобную историю.
Дети: Такая история была в сказке «Заюшкина избушка».
Телеведущий: Как вы думаете, почему растаял домик лисы?
Педагог выслушивает ответы детей и подводит к выводу, что у лисы домик был сделан изо льда, поэтому он и начал таять с наступлением весны.
Заяц: Я хочу построить новый дом, но не знаю, какой материал использовать.
Телеведущий: Зайка, ты правильно сделал, что к нам на передачу обратился. Мы тебе обязательно поможем. Правда, ребята?
Дети: Правда!
Телеведущий: Подскажите ребята, из каких материалов можно построить дом?
Дети: из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы и т.д.
Педагог предлагает детям поиграть в игру.

Игровое упражнение «Назови какой дом?»
Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.
из бетона – из пластмассы — из бумаги —
из камня – из металла — изо льда —
из глины — из стекла — из дерева —
Телеведущий: Зайка, ты слышал историю про трех поросят? Они строили красивые дома из различных материалов. Мы сейчас с вами вспомним, что у них из этого получилось.
Телеведущий: Я вам предлагаю совершить небольшое путешествие по сказке «Три поросенка». А для этого нам нужны экскурсоводы. Ребята, кто такой экскурсовод?
Педагог выслушивает ответы детей и подводит к выводу, что экскурсовод – это человек, который может дать пояснения.

Игровое упражнение «Путешествие по сказке»
Педагог предлагает выбрать трех экскурсоводов. Экскурсоводы выбирают, о каком доме и материале они будут рассказывать. Детей приглашают подойти к столу, на котором расположены картинки с изображением домов трех поросят и лежат материалы, используемые в сказке для строительства: солома, веточки, камни.
Телеведущий: В помощь нашим экскурсоводам предлагаю схему, которая поможет интересно провести экскурсию.
Далее детям предлагается план, по которому они составляют свой рассказ:
Кто из поросят строил дом?
Какой материал использовал для строительства дома?
Сколько потребовалось времени для строительства?
Насколько прочным оказался дом?

Экскурсоводы поочередно рассказывают, опираясь на предложенный план. В случае затруднения, педагог обращает внимание на схему, или предлагает детям помочь экскурсоводу.

Исследование «Что прочнее?»
Во время экскурсии дети подходят поочередно к столам, на которых расположены материалы для проведения исследования.
1 стол: картинка с изображением домика Ниф-нифа из соломы, солома;
2 стол: картинка с изображением домика Нуф-нуфа из веточек и прутиков, веточки деревьев;
3 стол: картинка с изображением домика Наф-нафа, камни.
Дети выслушивают экскурсоводов.
Телеведущий: Нам рассказали о домах, построенных из разных материалов. Но как определить, какой материал прочнее? Как это сделать?
Педагог предлагает на практике определить прочность и надежность материала, из которого построен данный домик. В ходе исследования педагог стимулирует спонтанные высказывания детей о свойствах и качествах материала, уточняет с детьми возможные способы проверки – поломать, помять, намочить, бросить и т.д. Дети делают вывод, какой из построенных домов оказался самым крепким и почему.

Физкультурная минутка
Телеведущий: Предлагаю поиграть в игрушечную стройку.
Получили мы подарки: дети изображают, как выкладывают
Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.
Из коробки мы берем,
Строим мы красивый дом.
Строим быстро, строим скоро, дети садятся на корточки,
Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,
Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.
Есть карниз, труба и крыша.

По окончании игры Заяц благодарит экскурсоводов за интересный рассказ, а участников исследования за полезную информацию.
Заяц: А я хотел еще узнать, из какого материала люди строят дома?
Телеведущий: Люди давно научились возводить самые разнообразные дома из различных материалов. Сейчас мы рассмотрим картинки, и ребята расскажут, из чего построен каждый дом.
Телеведущий приглашает детей к доске. На доске расположены картинки, на которых изображены дома, построенные из различного строительного материала: деревянный (бревенчатый), кирпичный, блочный и панельный.

Игровое упражнение «Из чего построен дом?»
Дети рассматривают картинки и называют строительный материал, из которого построен каждый из представленных домов.
Дети: Этот дом деревянный, построен из бревен; этот дом кирпичный, построен из кирпичей и так далее.
Телеведущий: А это панельный дом, его строят из бетонных плит. Для вас это новые слова. Давайте вместе проговорим: бетон, бетонный (дети повторяют).
Заяц: Я тоже хочу жить в крепком и надежном доме. Ребята, с чего начинают строить дом?
Дети: Сначала подготавливают фундамент, потом возводят стены и после этого устанавливают крышу.
В случае затруднения воспитатель показывает схему строительства дома.

Игровое упражнение «Продолжи…»
Телеведущий обращается к детям с просьбой продолжить фразу:
Фундамент нужен дому для того, чтобы…
Крыша нужна дому для того, чтобы …
Двери нужны дому для того, чтобы …
Окна нужны дому для того, чтобы …
Как вы думаете, легко ли построить дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей).

Заяц: Ребята, где мне можно узнать, как получается надежный строительный материал?
Телеведущий: Для этого мы проведем игру-эксперимент.

Игра-эксперимент «Изготовление бетона»
Педагог предлагает подойти к столу, на котором находятся песок, вода, цемент.
Телеведущий: Приглашаю вас к столу. Рассмотрите и скажите, с какими материалами вы уже знакомы? (Дети называют и показывают песок и воду.) А сейчас я познакомлю вас с самым главным компонентом бетона – цементом (показывает). Посмотрите на него, он сыпучий, сухой, как и песок. Давайте повторим название этого материала: цемент.
Педагог показывает детям схему изготовления бетона.
Телеведущий: Ребята, посмотрите внимательно на эту схему и расскажите, что здесь изображено? (выслушивает ответы детей и подводит к выводу, что на схеме изображена последовательность изготовления бетона)
Телеведущий: Чтобы получился бетон нам надо смешать песок с цементом, добавить воды, все хорошо перемешать и разложить по формочкам. Прежде чем приступить к работе, нам необходимо надеть фартуки, чтобы не испачкаться.
Дети под руководством педагога выполняют действия, изображенные на схеме.
Телеведущий: Раствор готов. Мы будем делать из него фундамент будущего дома. Скажите, что для этого надо? (педагог выслушивает ответы детей и подводит к выводу, чтобы бетон не растекался, нужна формочка)
Телеведущий: (показывает формочку для фундамента) Посмотрите, вот в эту форму мы будем заливать бетон, но чтобы фундамент был более крепким и надежным строители заливают его на арматуру – каркас для конструкции. Мы сделаем так же.
Дети полученную массу выкладывают в формочку.
Телеведущий: Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. Мы формочку поставим, и будем наблюдать, сколько понадобится времени. Для строительства домов необходимо много бетонных плит, их делают на бетонном заводе, затем уже готовые плиты привозят на стройку.

Дидактическое упражнение «Кто чем занимается?» — дополнительное
Телеведущий: Чтобы настоящий дом построить, много мастеров должно потрудиться. А каких — мы сейчас с вами вспомним. Какие строительные профессии вы знаете? (Ответы: бетонщик фундамент для дома закладывает, крановщик кирпичи наверх подает, каменщик стены из кирпича кладет, штукатур отделывает стены и потолки, а маляр их красит).
В случае затруднения проводится дидактическое упражнение «Кто чем занимается?»
Чем занимается каменщик? (кладет кирпичи, выкладывает из кирпичей стены домов);
Чем занимается столяр? (делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы);
Чем занимается маляр? (красит стены и белит потолки);
Чем занимается электрик? (прокладывает провода, чинит электрические приборы);
Чем занимается слесарь-водопроводчик? (чинит водопровод и канализацию);
Чем занимается плиточник? (плиточник кладет керамическую плитку на стены);
Чем занимается дизайнер? (занимается оформлением квартиры, подбирает красивые цвета стен, штор, полов и других вещей в доме, занимается внешним видом комнат и дома).

Заключительная часть

Заяц: Спасибо, ребята! Я так много узнал: из какого строительного материала строят дома, и как много существуют строительных профессий. Попробую сам построить новый дом. Но мне пора возвращаться в свою сказку. До свидания!
Дети прощаются с зайцем, педагог провожает зайку до двери.
Педагог: Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша телепередача. Большое спасибо участникам передачи и нашим телезрителям, которые были с нами. А в следующей передаче мы с вами поговорим о профессиях архитектора и дизайнера, а также о том, как выбрать проект будущего дома.

Связь с другими видами деятельности
1. Изучение технологического цикла постройки дома.
2. Уточнение перечня строительных профессий.
3. Техника и трудовые действия.
4. Практическая деятельность детей при постройке дома из настоящих кирпичиков.
5. Сюжетная игра «Новоселье» — обыгрывание постройки домика из настоящих кирпичиков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector