Программа развития

Автор: Бочкарева Наталья Ивановна

Должность: Заведующий

Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106»

Населенный пункт: г. Оренбург, Оренбургская область

Тема: Программа развития

Опубликовано: 07.05.2016 12:00

Получить свидетельство      Скачать материал


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
 
МБДОУ № 106
 
НА 2016 – 2020 год
 
 
 

 2016г.
 
Содержание.
 
1.Паспорт Программы развития.
2.Пояснительная записка.
3. Проблемный анализ уровня работы учреждения.
4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ.
5. Теоретическое обоснование программы.
6. Концепция развития ДОУ.
7. Стратегия развития ДОУ.
8. План действия по реализации программы.
9. Ожидаемые результаты.

Паспорт Программы развития МБДОУ № 106
 
Основания для разработки программы
— Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
— Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 30 августа 2013 г. № 1014«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н);
— Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 г. №2148-р);
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
— Устав МБДОУ № 106, утвержденныйраспоряжением управления образования администрации города Оренбурга от 01.07.2015 г. № 546. 
Назначение программы
• Реализация стратегии устойчивого развития учреждения; создание системы личностно-ориентированного образовательного пространства учреждения; повышения качества дошкольного образования; развитие воспитанников, посредством эффективного использования современных образовательных технологий и всех видов ресурсов учреждения.
Проблема
• Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
• Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования
• Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно — государственные формы управления.
• Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий.
• Необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг.
Сроки реализации программы
 Программа реализуется в период 2016-2020 гг.
Название
Программа развития   МБДОУ № 106 на 2016-2020 года 
Авторы
Творческая группа: Заведующий МБДОУ № 106 Н.И. Бочкарева,
старший воспитатель С.Е. Епифанова,
Воспитатели: Т.И. Калужских, Ж.А. Уразалина.
Цель
Совершенствование в учреждении системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации.
Задачи
 
• Обеспечение эффективного управления учреждением;
• создание системы личностно-ориентированного образовательного пространства;
• создание условий для обеспечения воспитанников учреждения качественным дошкольным образованием;
• разработка и внедрение современных образовательных программ, форм, методов и средств обучения;
• гармонизация взаимодействия всех участников образовательных отношений;
• создание инновационной образовательной платформы для развития учреждения;
• развитие индивидуального подхода к воспитанникам на основе внедрения современных образовательных стандартов;
• развитие системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников учреждения;
• развитие в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования их здорового образа жизни и санитарной культуры.
• создание механизмов для эффективного взаимодействия и использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов территории Зауралья;
• развитие системы дополнительного образования воспитанников за счет собственных ресурсов и ресурсов других организаций, осуществляющих дополнительное образования;
• совершенствование материально-технической базы учреждения;
• информатизация образовательного пространства учреждения и внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий;
• повышение эффективности использования кадрового потенциала учреждения за счет совершенствования работы с педагогическими работниками, повышения уровня их профессиональных знаний и профессиональных компетенций, развития их творческого потенциала и способности осуществлять профессиональную деятельность в современных социально-экономических условиях;
• повышение общественной значимости и профессионального имиджа учреждения.
Этапы реализации программы
2016 – 2017 уч.г. – подготовительный этап;
2017 — 2019 уч.г. – основной этап;
2019 — 2020 уч.г. – контрольно-оценочный этап
Финансовое обеспечение программы
• эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств;
• спонсорская помощь, благотворительность;
Ожидаемые результаты:
 
Прогнозируемые результаты реализации программы
• создание гибкой управленческой системы;
• рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ;
• улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования;
• сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС;
• доступность системы дополнительного образования;
• расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными   учреждениями микрорайона и города.
 
 Программа развития была спроектирована с учётом конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников. В связи с модернизацией системы дошкольного образования в Программе учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями, переориентация педагогического коллектива на современные образовательные дошкольные программы, технологии в условиях развития ДОУ нового поколения.
 
Статус Программы развития: нормативный стратегический документ дошкольного образовательного учреждения, в котором отражаются цель и комплекс мероприятий, направленных на решение задач при переходе в инновационный режим жизнедеятельности и принявший за основу программно-целевую идеологию развития.
 
Назначение Программы развития: быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива дошкольного образовательного учреждения на достижение целей развития, перехода на более качественный уровень образовательной деятельности.
 
Пояснительная записка
 Главная цель образовательной деятельности детского сада – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.  
 Важнейшим приоритетом образовательной деятельности является реализация комплексных мер по обеспечению доступности и качества дошкольного образования.
 
Основное направление обеспечения доступности дошкольного образования – разнообразие видов и форм предоставления дошкольных образовательных услуг.
 Реализация мероприятий по решению данной задачи направлена на обеспечение функционирования групп дневного пребывания детей в детском саду.
Реализация обеспечения качества предоставления дошкольных образовательных услуг тесно связана с качеством реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и удовлетворенностью населения деятельностью ДОУ.
    Работа детского сада должна быть открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования.
Необходимо активизировать работу советов родительской общественности на уровне детского сада. Приоритетной задачей руководителя дошкольного образовательного учреждения является создание активного, авторитетного общественно-государственного органа управления.
   Задача обеспечения равных стартовых возможностей детям из различных социальных слоев, при поступлении в школу выполнима за счет реализации индивидуально-дифференцированного подхода при обучении дошкольников.
 
Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа
 
Актуальность создания программы развития ДОУ обусловлена:
-изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны;
-принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
-введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
— изменение стратегии развития системы образования г. Оренбурге.
  
Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня.
 Для успешного существования и развития в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль,  необходимо совершенствовать подход к образовательному процессу.
Для того требуется:
- расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную  информационно-педагогическую среду;
- разработка и внедрение новых педагогических технологий;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе МБДОУ;

 Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей.
 Таким образом, проблему, стоящую перед МБДОУ № 106, можно сформулировать как необходимость повышения качества образования, динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала МБДОУ.
 
 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКАОБ ОРГАНИЗАЦИИ
 
В настоящее время в детском саду функционирует 4 группы общеразвивающей направленности и 2 группы комбинированной направленности.
 
Адрес места нахождения и осуществления образовательной деятельности МБДОУ № 106 г. Оренбурга: 460035, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Павлика Морозова, 21 в, т. 8(3235)761435.
 
    Детский сад расположен в жилом микрорайоне города. ТерриторияДОУ благоустроена и хорошо озеленена: оформлены клумбы, цветники длякаждой возрастной группы, имеется огород, есть спортивная площадка.
 
В ближайшем окружении от детского сада находятся МОБУ СОШ № 24, детская поликлиника № 2, поликлиника для взрослых № 2, МБДОУ № 63, библиотека им. Некрасова, детская спортивная школа, магазины, объекты социального назначения, река Урал. Такое удобное расположение даёт нам возможность разностороннего развития наших воспитанников, их социализации, а также совместно с семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать различные проекты, акции и мероприятия социального характера. Взаимодействует с объектами социального окружения на основании взаимных договоров и содержательных планов работы через разные формы и виды совместной деятельности.
 
 В ДОУ имеется музыкальный зал, методический кабинет, кабинет зам. зав. по АХЧ, кабинет заведующего, медицинский блок,пищеблок, прачечная, ряд служебных помещений.
 
В нашем детском саду особое внимание уделяется организации оздоровительной работы с детьми и семьями воспитанников. Традиционными стали мероприятия проводимые в рамках оздоровления детей: дни здоровья, спортивные праздники и развлечения совместно с родителями; посещение детьми познавательных мероприятий в городской библиотеке. На базе ДОУ для детей и родителей также проводятся разнообразные мероприятия: конкурсы, выставки, проектная деятельность. В ДОУ эффективно совершенствуется совместная работа педагогов и родителей по физическому развитию и формированию потребности в здоровом образе жизни у дошкольников.
 
Воспитанники детского сада являются победителями и призерами соревнований районного, регионального, всероссийского и международного уровня. Отмечается повышение уровня участия родителей воспитанников в вышеуказанных мероприятиях, что способствует укреплению взаимосвязи между семьей и педагогическим коллективом ДОУ.
 Управление в детском саду осуществляют: Педагогический совет Учреждения, Общее собрание работников Учреждения, Родительский совет, Профсоюз.
 

Характеристика семей воспитанников
 
Полные
семьи
Неполные
семьи
Многодетные семьи
Семьи, воспитывающие одного ребёнка
Опекунские семьи
88%
12%
8,8 %
37%
0
 
Социальный статус семей
 Работники бюджетной сферы
Работники ЧП
(частные предприятия)
Работники промышленности
Студенты
 Торговля, сфера услуг
24,3 %
3,1 %
56,5 %
3%
13,1 %  .
 
 Образовательный уровень родителей 
Имеют высшее образование
Имеют среднее специальное образование
Имеют среднее образование
Не имеют образования
42% 
54,4 % 
3,6 % 

 
 Режим работы детского сада
 Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. Режим пребывания детей в детском саду — 12 часов: с 7.00 до 19.00 час. Выходные дни: суббота и воскресенье, праздничные дни.
 
Кадровые условия:
          В МБДОУ № 106 работает 14 педагогов. Из них – 12 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 старший воспитатель. Также в ДОУ есть заместитель заведующего по АХР.
 Квалификация:
I КК – 8 педагогов;
СЗД – 4 педагога;
Без категории и соответствия занимаемой должности (стаж менее двух лет) – 2 педагога.
Образование:
•  Высшее – 10 педагогов;
• Сред.пед. – 4 педагога.
 Обеспеченность кадрами в настоящее время составляет 100%. Коллектив стабильный, сплоченный, работающий творчески. Все педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, изучая инновационные технологии и современные педагогические материалы по воспитанию и образованию детей. Все педагоги прошли курсовую подготовку внедрения и реализации ФГОС ДОУ. В детском саду ведется планомерная и систематическая работа по изучению современных методов и приемов работы с детьми, проводятся мастер-классы, тренинги и многие другие формы работы, способствующие созданию творческой атмосферы и повышению качества образовательных услуг.
 
Материально-техническое обеспечение ДОУ
 
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ;учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;учет возрастных особенностей детей.
 
     Развивающая среда построена на следующих принципах:
 1)насыщенности;
2)доступности;
3)безопасности.
 
В учреждении эффективно реализуется модель развивающей среды. 
 
Она проектируется на основе:
 — реализуемой в детском саду Образовательной программы;
 — требований нормативных документов; 
 — материальных и архитектурно-пространственных условий;
 — предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
-общих принципах построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка). 
 Все базисные компоненты развивающей предметной среды в ДОУ включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
 
Организация образовательного процесса
 Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, при восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании). Она может быть непрерывной непосредственно-образовательной деятельностью (далее – ННОД) или образовательной деятельностью, осуществляемой в ходе режимных моментов (далее – ОДвРМ). Программа реализуется также в самостоятельной деятельности детей и в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. ННОД подразумевает фронтальные и подгрупповые формы. Образовательный процесс носит светский характер. Национально-культурные особенности осуществления образовательного процесса:
а) образовательный процесс осуществляется на русском языке;
б) в образовательной деятельности уделяется большое внимание произведениям устного творчества, хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству русского народа, одновременно у детей воспитывается уважение к другим народам, интерес к мировому сообществу;
в) в образовательном процессе учитываются культурные традиции жителей города Оренбурга.
 
При организации режима дня учитываются климатические особенности местоположения учреждения: континентальный климат, т.е. холодная зима и жаркое лето.  В образовательном процессе максимально используются возможности социального окружения.
 
Концепция программы развитияМБДОУ № 106

   Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, его ценностное отношение к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого — педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.
 
 Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является:
  Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации.
 
Обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным и потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности   ДОУ по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно – образовательного процесса, опираясь на личностно- ориентированную модель  взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.
 Программа должна работать на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога, родителей. Ценность Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.  Для успешной адаптации ребенка в подвижном социуме, обеспечить личностно – ориентированную модель организации педагогического процесса. Развитие у ребенка социальных компетенций в условиях интеграции усилий ребенка и педагога, ребенка и родителей, педагога и родителей.
 Стратегия развития дошкольного образования, деятельность ДОУ основывается на следующих принципах:
Гуманизации,предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка: 
 
• Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
• Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда;
• Радикальное изменение организации предметно развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей;
• Изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение интеграции различных видов деятельности.
Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.
Дифференциации и интеграции, предусматривающей целостность и единство всех систем образовательной деятельности в решении следующих задач:  
— Психологическое и физическое здоровье ребёнка;
— Формирование начал личности.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых с развивающих технологий образования и развития детей.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
Принцип общего психологическогопространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.
 
Участниками реализации Программы развития ДОУ являются воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса учитывается специфика развития города и его образовательного пространства.
 Исходя из всего вышесказанного,  концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ№ 106 служат: 
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной  на формирование ключевых компетенций дошкольников;
- использование здоровье сберегающих технологий;
- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
- построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг;
— укрепление материально–технической базы ДОУ. 
 В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий.
 
 Цели и задачи программы развития ДОУ
  Целью программы развития ДОУ   на период до 2020 года является:
 
            Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное его развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации.

Задачи:
• Совершенствование системы здоровьесберегающейдеятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;
• Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
• Реализация коррекционно-развивающей поддержки детей-инвалидов, детей с трудностями в речевом развитии;
• Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
• Совершенствование материально-технического и программного обеспечения;
• Обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
• Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования;
• Развитие системы управления МБДОУ на основе включения родителей   управленческий процесс.
                  

  Прогнозируемые результаты реализации программы
• создание гибкой управленческой системы;
• рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ;
• улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования;
• сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС;
• доступность системы дополнительного образования;
• расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными   учреждениями микрорайона и города.
                       ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 1 этап — Организационно-аналитический- 2016г.
  Анализ и оценка состояния развития ДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития ДОУ;
 
2 этап — Формирующий -2016 – 2020 г.г.
 Совершенствование компонентов воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
 
3 этап — Обобщающий -2020г.
  Обобщение результатов внедрения Программы развития, в соответствии с требованиями новой государственной политики.
 
Элементы риска развития программы ДОУ
     При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски: 
• рост числа детей с проблемами в развитии речевой сферы, детей-инвалидов;
• недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в вопросах ведения здорового образа жизни и низкий уровень активной жизненной позиции.

                        Основные направления Программы развития
 Система управления;
Ресурсное обеспечение;
Образовательная система;
Сетевое взаимодействие с социальными партнерами.
 
Система управления:
 — Нормативно-правовое обеспечение — корректировка в соответствии с ФГОС;
 
-Кадровое обеспечение – привлечение молодых специалистов, повышение профессионального уровня педагогов (переподготовка педагогического состава до 01.01.2017 г.).
 
— Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении вопросов управления (Родительский совет).
 
Ресурсное обеспечение:
-материально-техническое и программное обеспечение;
 -преобразование коррекционно-развивающей среды;
 -информатизация образовательного процесса,
-финансово – экономическое обеспечение.
 
Образовательная система:
-обеспечение качества дошкольного образования путем эффективности
 
 воспитательно-  образовательного процесса;
 
-инновационная деятельность по реализации комплексной программы  
 
 интеграции деятельности специалистов в работе с детьми;
 
-создание условий для индивидуализации образовательного процесса —  разработка индивидуальных маршрутов развития.                           
 
            
Сетевое взаимодействие с социальными партнерами
 -сотрудничество с социокультурными учреждения микрорайона;
— совместная реализация проектов различной направленности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector