«Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр»

Автор: Соргина Елена Сергеевна

Должность: Воспитатель первой квалификационной категории

Учреждение: ГБОУ ООШ № 15 С/П Детский сад «Пчёлка»

Населенный пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область

Тема: «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр»

Опубликовано: 07.05.2016 18:37

Получить свидетельство      Скачать материал


Статья «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр»
doc, docx, ppt, pptx, odt, odp, rtf, jpeg, jpg, png.

Описание: Данный материал будет полезен педагогам, музыкальным работникам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к театрализованным играм, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Игровая деятельность является одним из определяющих направлений социализации детей. В игровой деятельности осуществляется поэтапное встраивание ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения, ценностей и достижение оптимального уровня информированности, глубины знаний. Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня обнаруживаются трудности социализации старших дошкольников посредством игровой деятельности. 

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Игровая деятельность – это эмоционально привлекательная форма творческой самореализации ребенка, выражающаяся в индивидуальном проживании ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет старшим дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной направленностью – развивает индивидуально – творческие способности, навыки социального поведения, сотрудничества.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Каждый ребенок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер [3].
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат [3].
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
Дети переживают за любимого героя, действуют от его имени, привнося в роль свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища — их называют театрализациями.
Виды драматизации:
•ролевые диалоги на основе текста;
•инсценировки произведений;
•постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
•игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
•игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей [3]. 

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнерства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли теплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат [3].
  С поступлением ребенка в наше дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования. Прежде всего, мы создали условия для театрально-игровой деятельности детей: приобрели кукольный театр, вместе с воспитателями изготовили теневой и пальчиковый театры, пополняем набор музыкальных инструментов: металлофонов, ксилофонов, бубнов, треугольников, погремушек и т. д. С помощью родителей готовим костюмы к сказкам. Продолжаем обогащать впечатления детей, развивать их игровые навыки. Удачным получился вечер сказок и загадок, в котором участвовали дети совместно с родителями. В сценарии утренников и вечеров развлечений для нашей группы включаем короткие сказки и инсценировки. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. Затем проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть поведения персонажей. Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем  разучиваем с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи. Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты. Повышение культурного уровня детей способствует созданию в семье благоприятной атмосферы.  Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо.                   Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщила ребенка к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
 Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля — все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память. Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Исходя из выше представленного материала, мы с уверенностью можем сделать вывод, что социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр имеет положительный и продуктивный характер. Формула успеха в педагогической практике по средствам театрализации заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом. Спектакль для детей — это не экзамен, а возможность радостного общения со сверстниками и взрослыми, реализации своих способностей и незабываемых впечатлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. [Текст] / Т.С. Григорьева. – М.: ТЦ – Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (1)
2. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 128с.
3. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] / Е.В. Мигунова. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
4. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
5.Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов детских учреждений, М., Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2002, 224 с.
6.Варки Н. Ребенок в мире творчества // Дошкольное воспитание, 2003, № 6,

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector