Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОНР

Автор: Рустамова Татьяна Владимировна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МОУ ШДС №1

Населенный пункт: г. Черемхово, Иркутская область

Тема: Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОНР

Опубликовано: 08.05.2016 10:03

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группы
по теме «Звук и буква Ы»
Автор конспекта коррекционно-развивающего занятия: Рустамова Т.В., учитель-логопед.
Задачи приоритетной образовательной области (речевое развитие): Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы»; закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях; формировать умение дифференцировать заданный звук на слух; совершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов; развитие слухового внимания и восприятия, фонематического слуха.
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие»: Развитие логического мышления посредством разгадывания загадок; развитие зрительного восприятия, внимания;
«Социально — коммуникативное развитие»- воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности.
«Физическое развитие» — сохранение физического и психического здоровья. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Снятие мышечных зажимов, создание благоприятного психологического настроя.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого: формировать умение действовать согласно правилу; формировать потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; формировать умение подчинить свое поведение обстоятельствам; участвует в совместной деятельности, адекватно понимает оценку взрослого и сверстника.
Оборудование для педагога: конверт, картинки для артикуляционной гимнастики: трубочка, улыбка, оскал, картинки животных: заяц, медведь, ёж, лиса, мышь, фишки для обозначения звуков буква Ы, предметные картинки: мыло, сыр, рыба.
Оборудование для детей: бумажные колпачки, палочки, зеркала, цветные фишки для обозначения звуков, счетные палочки, фасоль, рабочие тетради, карандаши, предметные картинки со звуком Ы, шаблоны грибов и ягод с буквами, конверты с картинками, шаблоны цветных ягод.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД
Образовательная область (вид детской деятельности)
Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка
Формы работы
Образовательные цели и задачи
Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений)
Игра « Колпачки».
Для этого детям раздаются деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте!», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.
2.Артикуляционная гимнастика:
«Обезьянка»
Обезьянка корчит рожи,
То губы трубочкою сложит,
То в улыбке их растянет,
То клыки свои оскалит.
Давайте мы с ней поиграем,
Все за ней поповторяем.

Социально-коммуникативная (коммуникативная деятельность)
Физическое развитие/речевое развитие (двигательная деятельность)

Физическое развитие/речевое развитие (двигательная деятельность)

Слово, движение.

Артикуляционные упражнения на развитие и совершенствование основных движений артикуляционного аппарата детей — языка, губ, челюсти

Игра

Артикуляционная гимнастика

Создание благоприятного психологического настроя

Удержание интереса ребёнка, повышение мотивационной готовности детей, поддержание положительного эмоционального настроя воспитанников и педагога на протяжении всего занятия.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру

Развита крупная и мелкая моторика.
Ребенок владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД
Образовательная область (вид детской деятельности)
Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка
Формы работы
Образовательные цели и задачи
Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений)
Дети оглядываются и находят большой конверт-письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы – все лесные
жители, сегодня хотели бы с вами поиграть и познакомить с новым звуком. Каждый из нас приготовил для вас интересные игры, задания, над которыми нужно потрудиться».
-Ну, что ребята, вы хотите выполнять задания и играть в игры, которые для вас приготовили лесные жители?
А вот задание от зайца, он предлагает вам отгадать загадки.
— Познакомиться готов? Я бываю всех цветов.
Ручки моешь? Очень мило, Значит, пригодиться… (Мыло)
— Хоть в нем очень много дыр, мышка очень любит …(сыр)
— В воде она живет, Нет клюва, а клюет. (Рыба.)
-Мышь, сыр, рыба. Какой одинаковый звук в этих словах мы слышим? (ы)
— Со звуком Ы вас и хотят познакомить лесные жители.
Акустико — артикуляционный образ звука.
-Давайте произнесем этот звук.
(Дается установка детям на произношение звука и на запоминание работы артикуляционных органов (губы — в улыбке, зубы не смыкаются, язык напряжен и лежит на дне ротовой полости).
— Звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы.
— Какой звук Ы? (звук Ы гласный, потому что он поется и воздух свободно выходит.)
— В каком замке живет? (Гласные звуки живут в красном замке.)
— Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Гласные звуки обозначаются красным квадратиком).
Следующее задание от медведя. Он хочет проверить, как вы умеете слушать звук Ы и предлагает поиграть в игру поймай звук
Игра «Поймай звук».
Логопед произносит гласные звуки (А О У Ы У Ы О А И Ы, а когда дети услышат звук Ы, то хлопают в ладоши.
— Мы сейчас с вами ловили, какой звук? (Мы ловили звук Ы.)
-Молодцы, за вашу работу медведь отправил вам малину.
Игра «Найди место звука»
Малину нам нужно разложить по ящикам. У вас на каждой малинке есть картинка, посмотрите на неё, определите где в названии вашей картинки находится звук Ы. Если звук Ы в начале слова ложем малинку в первый ящик, если звук Ы в середине слова ложем малинку в средний ящик и если звук Ы в конце слова, то ложем малинку в последний ящик.
Проверка.
Знакомство с буквой Ы
— А это задание от ежа.
— Ежик пишет, что Ы – это не только звук, а ведь есть ещё и буква Ы и он отправил её нам. ВЫСТАВЛЯЕТСЯ буква Ы
— Из скольких элементов состоит буква Ы? ( Звук Ы состоит из 3-х элементов. Палочка с «животиком», и еще палочка).
— В какую сторону повёрнут животик? ( Вправо).
Вот топор полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.
Буква прописывается в воздухе, пальчиком, выкладывается из палочек.
Игра «Собери грибы».
— А еще ёж предлагает вам собрать грибы и ягоды, но собирать грибы и ягоды нужно только с буквой Ы.
— Соберем?
— Тогда давайте разделимся на две команды, одна команда будет собирать ягоды, а другая грибы.
— А теперь давайте поменяемся. и проверим, правильно ли мы все собрали.
Работа в тетрадях.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше.
Следующее задание от мышонка, которого зовут Пых.
Игра « Живые буквы». Произносятся слоги типа ЫП, ПЫ. После звукового анализа слога ЫП выходят двое детей и выбирают, какими звуками они будут ( например, Катя — звук Ы, а Дима – звук П) и фишки соответствующих цветов ( Катя- красную, Дима – синюю). Остальные дети проверяют правильность их выбора и тоже самое, со слогом ПЫ.
— Пых хочет узнать, а правильно ли вы услышали его имя.
Звуковой анализ слова ПЫХ.
-Молодцы, правильно услышали имя мышонка.
— Вот еще задание, и оно от Лисы.
«Найди слово со звуком Ы».
— Лиса каждому из вас отправила письмо. Возьмите конверты, достаньте картинки и выберите только ту, в названии которой есть звук Ы. (в конверт вложено по две картинки, в названии одной есть звук Ы, а в названии другой – нет.)
Дети называют свою картинку и придумывают предложение.
— Молодцы и с заданием лисы вы тоже справились.

Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная),
Физическое развитие/речевое развитие (двигательная деятельность)

Слово, хлопки, предметные картинки, сигнальные карточки, палочки счетные, фасоль, рабочие тетради, карандаши.

Движение

Восприятие

Упражнение «Акустико-артикуляционный образ звуков».

д/и «Поймай звук»

д/и «Найди место звука в слове»

Д/И «Собери грибы».

Работа в тетрадях

Упражнения для снятия напряжения и усталости

Д/И «Живые буквы».

Д/И «Найди слово».
Овладение нормами речи, развитие свободного общения, диалогической речью.
Актуализация мыслительных операций через работу с загадками

Упражнение в правильном произнесении звука [ы] .

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
У ребенка складываются предпосылки грамотности

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, активно использует речь

У ребенка складываются предпосылки грамотности, может выделять звуки в словах.

Заключительная часть
Содержание ННОД
Образовательная область (вид детской деятельности)
Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка
Формы работы
Образовательные цели и задачи
Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений)
— Вам понравились игры и задания, которые придумали для вас лесные жители?
— А с каким звуком они вас познакомили?
— А буквой?
— А сейчас у кого хорошее настроение тот возьмет с собой красную ягодку. У кого настроение не очень хорошее, тот возьмет желтую ягодку, а у кого настроение плохое возьмет зеленую.

Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная)
Слово. «Ягодки» разных цветов.
Рефлексия

Развитие социального и эмоционального интеллекта
Формирование адекватной самооценки
Развитие социального и эмоционального интеллекта
Формирование адекватной самооценки

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector