Отчет о работе воспитателей средней группы за 2015-2016 учебный год

Автор: Мальцева Ирина Анатольевна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Сухиашвили Любовь Алексеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №32 «Солнышко»

Населенный пункт: г. Елец, Липецкая область

Тема: Отчет о работе воспитателей средней группы за 2015-2016 учебный год

Опубликовано: 09.05.2016 09:07

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 г. Ельца «Солнышко», Липецкая область

Отчет
о работе воспитателей средней группы
Мальцевой Ирины Анатольевны,
Сухиашвили Любови Алексеевны
за 2015-2016 учебный год

май, 2015 г.
В прошедшем учебном году среднюю группу «Радуга» посещало 29 человек: 15 мальчиков и 14 девочек. Воспитание и обучение детей проводилось по программе для средней группы, разработанной на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Главными принципами взаимодействия воспитателей с детьми выступали уважение прав ребенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход.
Созданные в группе условия благоприятствовали формированию у детей доброжелательности, доброты, дружелюбия, воспитанию и развитию образа Я.
Основные задачи, которые были определены в начале учебного года:
• продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений, приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности, развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности, воспитывать культурно-гигиенические навыки;
• развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы, учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группиро­вать их но этим признакам, формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них;
• удовлетворять потребность детей в обсуждении с педагогами информации, выходящей за пределы конкретной ситуации, быть снисходительными к суждениям детей;
• продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду;
• продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи; помогать детям активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, но сюжетной картине;
• знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда; совершенствовать их собственные трудовые умения;
• воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда для других;
• воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым; приучать испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; избегать публичной оценки неблаговидного поступка ребенка, так как дети пятого года жизни обидчивы; чаще хвалить детей, объяснять, чем они порадовали и удивили взрослого;
• учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам;
• развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх;
• развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ;
• воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности, подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре-драматизации; учить выразительно читать стихи, петь, красиво двигаться под музыку; в ходе развлечений и праздников приобщать детей к ценностям культуры, формировать у них опыт социального взаимодействия.
Цель и задачи программы были реализованы в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Планируемые результаты были сформулированы в виде целевых ориентиров согласно возрастным особенностям и возможностям ребенка 4-5 лет.
При работе с детьми использовались современные технологии, такие как социоигровой подход (использование преимущественно игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, игры на прогулке, музыкальные, хороводные, п/игры имитационного характера, сюжетно-ролевые) здоровьесберегающие и экологические технологии.
К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволило детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
 Игровые зоны были оснащены всем необходимым для формирования у детей положительных взаимоотношений, нравственных качеств и привития интереса к игре и новым знаниям. В группе созданы такие игровые зоны, как: парикмахерская, кухня, больница, авто-мастерская, уголок ряженья, уголок ПДД, уголок прикладного искусства, уголок книги, музыкальный, театральный, спортивный, уголок животных разной климатической зоны. Все игровые зоны иллюстрированы. Все это способствовало желания играть, общаться, расширять кругозор, пополнять жизненный опыт, воспитывать нравственные качества, помогало развивать у детей речь, мелкую моторику, бережное отношение к игрушкам, внимание, память, трудолюбие.
В учебной зоне собран богатый материал по всем разделам программы. По развитию речи имеются красочные иллюстрации по темам «Времена года», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Рыбы», «Птицы», «Животные Севера», «Животные жарких стран», сборники стихов и рассказов, дидактические игры, сюжетные картины по обучению рассказыванию, мнемотаблицы, схемы и т. д. Для организации творческой деятельности имеются наборы красок, карандашей, цветной бумаги, картона, кисточки разных размеров, пособия для нетрадиционного рисования, пластилин и многое другое. По математике имеется счетный демонстрационный и раздаточный материал, набор геометрических фигур, форм и размеров, цифры и знаки, схемы, таблицы и другой наглядный и развивающий материал.
Образовательная деятельность проводилась с использованием аудиосистемы, ИКТ, дидактического материала, мольбертов, магнитных досок, различных игрушек, пособий и др. При организации образовательного процесса были учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
В основе организации образовательного процесса определен комплексно–тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществлялось в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Большое внимание уделялось развитию мелкой моторики пальцев рук. Для этого применяли техники пластилинография, обрывная аппликация, использовали раскраски, трафареты, конструкторы разных видов.
Для того, чтобы дети меньше болели, проводились закаливающие процедуры:
• утренняя гимнастика и физкультурные занятия;
• облегченная форма одежды в группе;
• босохождение по массажным дорожкам и коврикам;
• сон с доступом воздуха +17 +19;
• контрастные воздушные ванны (пробежка);
• прогулки в любую погоду;
• бодрящая гимнастика;
• спортивные досуги и праздники.
Вся воспитательно-образовательная работа в группе велась в тесном контакте с родителями. В работе использовались различные способы вовлечения родителей в образовательный процесс:
• педагогические беседы с родителями;
• тематические консультации;
• дни открытых дверей;
• наглядная пропаганда;
• родительские собрания;
• телефонные звонки;
• совместное проведение развлечений;
• совместное творчество и др.
За учебный год проведено три плановых собрания на темы: 1. Сентябрь: «Путешествие в Страну Знаний продолжается, или Только Вперёд!»; 2. Январь «Сохраним здоровье наших детей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»; 3. Май: итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее» и одно внеочередное по организации работы на участке и подготовке к летнему оздоровительному сезону. На последнем родительском собрании самым активным родителям были вручены благодарственные письма.
Информацию по актуальным проблемам воспитания детей в средней группе собирали из разных источников.
Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом. Мы сделали подборки ко всем праздникам (День Знаний, День дошкольного работника, День народного единства, День Матери, Новый год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, масленица, День космонавтики, Пасха, День весны и труда, День Победы, День защиты детей). Так же оформили сезонные папки-передвижки и на другие темы, касающиеся жизни родителей и детей: «Стили общения в семье», «Секреты любви и взаимопонимания», «Основы безопасности», «Берегите своих детей», «Малыш и логика», «Я ХОЧУ! », «Как воспитать СЫНА», «Что делать, если ребенка не оторвать от телевизора.
В течение учебного года проводили выставки совместных работ детей и родителей как внутри группы, так и внутри сада: конкурсы рисунков, поделок, чтецов. Родители и дети с желанием и энтузиазмом принимали участие не только в этих мероприятиях, но также были активными участниками конкурсов различных уровней. «Мои первые сказки», «Спички — не тронь! В спичках – огонь!», «Мы здоровьем дорожим, помогает нам режим», «Дорожная грамота», «Пластилиновые фантазии», «Осенний вернисаж-2015», «Времена года – март!», «Жди меня, и я вернусь!», акция по ПДД «Добрый знак», «Угадай сказочного персонажа», «Христово Воскресенье всем на веселье!», «Это загадочный космос» — это неполный список Всероссийских и областных мероприятий, в которых дети стали лауреатами и победителями.
Для повышения качества образования детей мы занимались самообразованием по выбранным в начале года темам: «Формирование основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста» (Мальцева И.А.), «Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста» (Сухиашвили Л.А.). Работа проводилась в соответствии с намеченным на год планом. Для воспитателей были подготовлены и проведены консультации на темы: «Пути привлечения родителей к сотрудничеству в области здоровьесбережения» (Мальцева И.А.), «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» (Сухиашвили Л.А.). По итогам работы за год представлены творческие отчеты по темам самообразования.
В качестве проверки уровня своих знаний и умений, мы принимали участие во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства: «Зимние фантазии», «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности», «Мой карнавальный костюм», «В ногу со временем: ключевые вопросы ФГОС ДО», а так же делились опытом своей работы с коллегами в масштабе страны, представляя его в СМИ.
Создание комфортных условий, специально организованная и самостоятельная деятельность детей в группе и на участке позволили добиться неплохих результатов.
Сравнительный анализ уровня развития детей средней группы на конец учебного года показал, что по всем образовательным областям удалось добиться хороших результатов:
• Познавательное развитие. ФЭМП: дети самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющих общий признак, в единое множества отдельные его части; устанавливают связи между целым множеством и различными его частями; находят части целого множества и целое по известным частям; считают до 5 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 5); называют числа в прямом (обратном) порядке до 5 начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5); соотносят цифру (0 – 5) и количество предметов; различают величины: длину (ширину, высоту); измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки; определяют временные отношения (день-ночь-месяц); ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.),  пользуются знаковыми обозначениями.
• Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим и социальным миром: дети знают название некоторых видов деревьев, цветущих травянистых растений, комнатных растений; представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; знают правила поведения в природе; устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями; умеют выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей, знают герб, флаг, гимн России, называют главный город страны, имеют представление о родном крае, его достопримечательностях, имеют представление о школе, библиотеке.
• Речевое развитие: умеют пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин, употребляют синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; различают понятие звук, слог, слово; находят слова с заданным звуком, определяют место звука в слове.
• Социально-коммуникативное развитие: у детей достаточный уровень социального развития, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы; дети умеют общаться со взрослыми на любые темы, умеют налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в играх; используют в общении и совместной деятельности вербальные и невербальные средства для выражения своего состояния; знают и используют вежливые формы общения со сверстниками и взрослыми, умеют установить контакт с малознакомыми людьми (сотрудниками ДОУ, зашедшими к ним в группу). Большинство детей умеют тактично, с уважением обращаться с просьбами, вопросами; умеют попросить о помощи и оказать ее; умеют в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, заметить изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого; понимать и различать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояние; проявляют желание посочувствовать, утешить, стремятся к сопереживанию. Необходимо отметить умение дошкольников трудиться в коллективе. Объем работы, предлагаемый воспитателями, соответствует возрасту детей. Дети, объединяясь в отдельные подгруппы, легко и с удовольствием справляются с предложенной работой. У детей достаточно развиты трудовые умения и навыки. Они умеют сотрудничать (планировать, договариваться, действовать сообща, у них проявляются такие нравственные качества, как дружелюбие, любовь к живому, бережное отношение к вещам, предметам. Но не всегда проявляют самостоятельность (поиск рационального приема работы, принятие собственного решения). Не умеют оценивать общий труд, свою долю участия в нем с позиций общего результата. Дети стремятся к дружбе с окружающими сверстниками и взрослыми. Их игры дружелюбные, без агрессии. Используют в речи вежливые слова и речевые обороты, умеют вежливо обратиться с просьбой. Знают большое разнообразие «волшебных слов» и ту реакцию, которую они должны производить. Иногда дети разумно этим пользуются. Дети с огромным интересом участвуют в коллективных играх, проявляя свои творческие способности.
• Художественно-творческая деятельность: проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек; объектов и явлений природы, радуются созданным ими работам; называют основные выразительные средства произведений искусства; умеют лепить различные предметы, передовая их форму,  пропорции, позы и движения; создают сюжетные композиции из 2-3 и более изображений, создают в аппликации различные предметы, используя бумагу разной фактуры и способа вырезания и обрывания, создают сюжетные и декоративные композиции; в конструировании умеют соотносить конструкцию предмета с его назначением, создают различные конструкции объекта, модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
• Физическое развитие: имеют представления об органах человека, о полезных и вредных продуктах, знают как ухаживать за своим телом, о том, что нужно сделать для того, чтобы не заболеть и о пользе физических упражнений для укрепления организма и здоровья, на достаточно хорошем уровне сформированы культурно-гигиенические навыки; проявляют интерес к занятиям физической культурой и спортом, а также к играм с элементами спорта, имеют представления о различных видах спорта; умеют играть в подвижные игры, организованные не только воспитателем, но и самостоятельно, соблюдают правила игры, имеют хороший контакт со сверстниками.
Данные внутреннего мониторинга (коэффициент успеха в различных видах деятельности) отражены в таблице:

Вид деятельности
Коэффициент успеха
Игровая

Конструктивная

Изобразительная

Трудовая

Музыкальное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

По результатам мониторинга следует, что анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала, показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Мониторинг выявил хороший коэффициент успеха важнейших показателей: развития речи, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление (умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения и др.).
Посредством развивающих, индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий проделана большая работа по развитию у детей волевых качеств личности, умению общаться с окружающими людьми, быть доброжелательными с другими детьми, взрослыми, в том числе педагогами, умению управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве, развитию мелкой моторики рук, а также координацию движения. Дети были вовлечены в образовательную деятельность, направленную на реализацию познавательно-речевого, социального личностного, художественно-эстетического, физического направлений развития; физкультурно-оздоровительного, эстетического цикла; детские виды деятельности. В ходе этого дети научились изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
По результатам работы, можно сделать вывод, что у детей повысилась самооценка, стремление к активной деятельности. Они эмоционально отзывчивы, любознательны, способны решать проблемные ситуации.
Несмотря на достижения, необходимо продолжить работу по развитию речи, совершенствовать работу по созданию системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, совершенствовать работу по взаимодействию с родителями. Не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2016-2017 учебный год:
• продолжать целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям;
• совершенствовать работу по взаимодействию с родителями;
• продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду в группе в соответствии с ФГОС;
• повышать уровня педагогического мастерства, путем самообразования, обмена опыта работы, посещением городских мероприятий (семинаров, практикумов, мастер-классов);
• участвовать в конкурсах различных уровней; демонстрировать свой опыт работы в масштабе страны;
• работать в тесном контакте логопед-воспитатель-родители по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector