Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО

Автор: Золотухина Ирина Анатольевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад № 1»

Населенный пункт: г. Камышлов, Свердловская область

Тема: Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО

Опубликовано: 09.05.2016 15:12

Получить свидетельство      Скачать материал


«Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО»

С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом. 
В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.
Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого педагога к созданию следующих условий:
для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
для реализации целей образовательного процесса;
для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.
Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей, насколько оно отвечает:
социальному заказу государства к данному типу учреждения;
социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (дети, родители, законных представители, педагоги);
включённость всех специалистов учреждения в педагогическую работу.
Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. (Раздел 3. Пункт 3.2.5)
На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.
В нашем ДОУ на этапе перехода от ФГТ к ФГОС составлен план действий по введению ФГОС ДО на период 01.01.2014-01.01.2016 г., который направлен на решение следующих задач:
Задачи:
Привести в соответствие с требованиями ФГОС нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность ДОО.
Обеспечить информационно-аналитическое сопровождение введения ФГОС.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС.
Разработать ООП ДОО в соответствии с ФГОС и с учетом примерной ОП.
Скорректировать программу развития ДОО, в соответствие с требованиями ФГОС.
Организовать методическое сопровождение введения ФГОС ДО в ДОО.
Привести в соответствии с ФГОС материально-техническую и финансово-экономическую базу ДОО ( обеспечить эффективное планирование расходования средств на подготовку ДОО к введению ФГОС ДО).
Обеспечить информационную открытость процессов введения ФГОС ДО.
План включает в себя мероприятия, направленные на внедрение ФГОС по следующим разделам:
Нормативно-правовое, аналитическое обеспечение введения ФГОС ДО.
Организационно-методическое обеспечение введения ФГОС ДО.
Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО.
Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО.
Информационное обеспечение введения ФГОС ДО.
Материально-техническое обеспечение ФГОС ДО.
Остановлюсь подробнее на некоторых разделах плана.
Нормативно-правовое, аналитическое обеспечение введения ФГОС ДО.
Первое, что было сделано в ДОУ – создание нормативно – правовых условий, которые позволили педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации. В пакет нормативных документов были включены не только документы федерального, регионального и муниципального уровней, но и документы, разработанные ДОУ, в которых находят свое отражение содержание и основные приоритеты в повышении квалификации педагогов. Это локальные акты ДОУ: Устав, Лицензия, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООПДО) в соответствии с требованиями ФГОС, приведены в соответствие с ФГОС структура и содержание ОП, Программа методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в межаттестационный период, разработан и утверждён план-график мероприятий по введению ФГОС ДО. Кроме того были разработаны положения: Положение о рабочей группе по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Положение о методическом сопровождении развития профессиональной компетентности педагогов в межаттестационный период, Положение о стимулирующих выплатах. Разработанные положения, как показала практика, позволили внести ясность и упорядоченность в организации и осуществлении различных аспектов повышения квалификации педагогов в ДОУ.
За счёт анализа ресурсного обеспечения ДОО (кадрового, материально-технического, финансово-экономического, методико-дидактического) и анализа качества оказываемых образовательных услуг получена объективная информация о готовности ДОО к введению ФГОС ДО.

2. Организационно-методическое сопровождение – второй раздел плана.
В результате запланированных мероприятий создана рабочая группа по подготовке введения ФГОС ДО в ДОО, разработан план-график деятельности рабочей группы, обеспечено сотрудничество ДОО с родительским составом, обеспечено методическое сопровождение введения ФГОС ДО.
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Для обеспечения методического сопровождения педагогов мною ещё в 2010 г. была разработана «Программа методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в межаттестационный период», которая не утратила своей актуальности и на сегодняшний день.
Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя — не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.
Содержание программы включает инвариантный и вариативный блоки, способствует как совершенствованию и повышению общей компетентности педагогов, так и реализации их индивидуальных траекторий профессионального развития.
Инвариантная составляющая содержания программы включает рассмотрение вопросов развития профессиональной компетентности педагогов «цикличного» характера и представлена предметно-педагогическими циклами, а также методическими секциями, содержательный материал которых может неоднократно повторяться для отдельных групп педагогов или использоваться ими в процессе самообразования.
Вариативная составляющая является более гибкой, отвечающей на актуальные запросы, ожидания, проблемы, возникающие в практической деятельности педагогов, решение которых может быть найдено в процессе организации творческих мастерских.
Особенностью организации работы по программе является личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к каждому педагогу.
Как это происходит.
В начале учебного года с педагогами проводится диагностика в форме анкетирования на выявление исходного уровня профессиональной компетентности педагогов. Диагностика проводится по комплексной методике Л.Н.Атмаховой, А.С.Агафоновой «Комплексные задания к определению уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ». В содержание диагностики входят основные вопросы из государственного образовательного стандарта высшего и среднего профессионально-педагогического образования, современных концептуальных положений, программных и нормативных требований к организации педагогической деятельности ДОУ, основные профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, указанные в Профессиональном стандарте педагога.
Результаты такого диагностирования дают возможность определить индивидуальные маршруты для каждого педагога и дифференцированно спланировать работу со всем педагогическим коллективом как в инвариантной, так и в вариативной составляющей.
В зависимости от выявленного уровня профессиональной компетентности педагога определяется форма и содержание работы по развитию и совершенствованию его профессиональной компетентности.
Таким образом, часть педагогов будет во время учебного года участвовать во всех запланированных на учебный год методических мероприятиях для систематизации профессиональных знаний, умений, совершенствования профессионального опыта, формирования профессиональных ценностей. Но в то же время педагоги с более высоким уровнем профессиональной компетентности, будут принимать участие в отдельных мероприятиях, которые помогут каждому из них в развитии исследовательских умений, в саморазвитии и самореализации их профессионального мастерства.
В конце года проводится мониторинг профессионального развития педагогов: заполняется и анализируется карта участия педагога в методической работе, оценочный лист профессиональной активности педагога.
Оценка эффективности их деятельности происходит по трем направлениям, которые мы выделили, опираясь на работы К.Ю.Белой:
эффективность для ребенка – положительная динамика качества воспитания и обучения; индивидуальный, дифференцированный подход, успешность;
эффективность для родителей – положительная оценка педагогов со стороны родителей, оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения в целом. Сотрудничество и взаимодействие с ДОУ;
эффективность для педагогов – активность, выявление своего стиля деятельности, заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, стремление повышать свое педагогическое мастерство, успех и удовлетворенность педагогов собственной, новой траекторией профессионального роста.
Результаты показывают, как педагоги, входящие в группу с низким уровнем развития профессиональной компетентности поднимаются на ступень выше и их уже можно отнести к группе педагогов с оптимальным уровнем сформированности профессиональной компетентности.
Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС и реализуя вариативную составляющую Программы, в 2014-2015 уч. году с педагогами проводились различные формы методической работы.
— консультации информационного характера «Мотивация педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию», «Что мы знаем о ФГОС», «Проблемы и перспективы внедрения ФГОС дошкольного образования».
Формирование профессиональной компетентности педагогов проходило через одну из форм повышения профессионального мастерства как самообразование. На сегодняшний день в нашем образовании происходят глубокие изменения и стремительные перемены. На смену прежнему стилю работы приходит новый стиль работы, и одним из показателей профессиональной компетентности педагогов является его способность к самообразованию. Проанализировав ситуацию повышения квалификации педагогов, я пришла к выводу, что один из эффективных способов повышения профессиональной компетентности педагогов – это самообразование, которое реализуется через изучение новинок методической литературы, участие в семинарах, проведении открытых мероприятий.
Методическое сопровождение воспитателей проходило также в процессе индивидуальных консультаций. Эффективность консультаций достигалась с помощью гуманистической направленности данного процесса. Главным средством гуманистического взаимодействия стал диалог. С одной стороны, взаимодействие активизировало процесс самопознания воспитателя, накопления опыта познания себя в контексте становления профессиональной компетентности. С другой стороны, учитывая, что предметом анализа становится сам человек, его внутренний мир, его переживания и ощущения и возникающие в связи с этим осложнения, взаимодействие представляло собой методическую помощь в накоплении данного опыта. Таким образом, взаимодействие сочетало стимулирующую и поддерживающую функции. По итогам индивидуального консультирования воспитатели получали рекомендации как организовать детей при проведении непосредственно-образовательной деятельности; какой стиль поведения взрослого уместен (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному); как изменилось рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми); как изменилось отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.
— следующей формой было проведение педагогического совета «Требования федерального государственного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
При проведении педагогического совета была проведена предварительная работа: сформирован пакет нормативно-правовых и организационных документов по реализации ФГОС; оформлен в методическом кабинете стенд «Изучаем ФГОС ДО»; оформлена методическая папка «ФГОС ДО»; проведены консультации с педагогами; педагогами изучена методическая литература, журналы, интернет — ресурсы по данному вопросу; были оформлены памятки для педагогов «Перечень форм работ по разным видам детской деятельности».
— тестирование «Как мы знаем ФГОС».
В течение учебного года был проведен теоретический семинар: «Проектный метод в образовательной деятельности ДОУ».
На данном семинаре было дано само понятие проект, как специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Рассказано о типах проектов и их структуре в форме презентации, что очень удобно, так как педагоги не только слышат, но и видят информацию на компьютере. Педагогам была дана памятка, где представлен план работы воспитателя по подготовке проекта. По итогам семинара все педагоги получили задание по группам: разработать паспорт проекта по теме самообразования, а результаты представить на педагогическом совете.
В течение учебного года была разработана система требований к содержанию портфолио. Портфолио формируем с каждым педагогом. Содержание варьируется в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога, учит презентации своей деятельности. Портфолио педагога ДОУ состоит из следующих разделов:
Визитная карточка педагога;
Профессиограмма — квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально — значимых качеств, способностей, знаний, умений, навыков;
Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов, локальные акты);
Самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);
Работа по самообразованию (тема, этапы работы);
Педагогическая копилка (статьи, консультации, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.);
Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома и т.д.);
Рейтинг педагога (справка о повышении уровня квалификации; отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы).
Это что касается организационно-методического обеспечения.
Следующий раздел плана, к которому хотелось бы привлечь ваше внимание, это:

Кадровое обеспечение.
Что сделано в этом направлении.
1. Разработан план-график повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по проблеме введения и реализации ФГОС ДО, осуществляется поэтапная переподготовка педагогических кадров к введению и реализации ФГОС.
Хотелось бы отметить, что в 2015 г. 7 педагогов (43,7%) прошли курсы повышения квалификации по теме: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: идеология, содержание, тактика внедрения», 3 педагога (18,7%) на тему: «Актуальные вопросы дошкольного образования», содержание которых откорректировано с учётом ФГОС ДО.

Следующий раздел: Информационное обеспечение введения ФГОС ДО.
На родительских собраниях и через информационные стенды осуществляется информирование родительской общественности о ходе реализации ФГОС, также информация о введении и реализации ФГОС размещается на сайте учреждения.
Подводя итог, хотелось бы особо отметить, что иногда цифры говорят убедительней слов, об уровне профессионализма коллектива скажут следующие цифры.
Из 16 педагогических работников: Награждены почетной грамотой Министерства образования и науки РФ — 2человека; Почетной грамотой организации профсоюза работников образования и науки РФ — 2; Почетной грамотой Министерства профессионального образования Свердловской области — 3; Почётной грамотой Главы города – 3 человека, Думы городского округа – 1 человек, Грамотой городского отдела образования – 7 человек.
В эпоху глобального переустройства всего образования в стране идет изменение статуса самого педагога, поэтому повышение профессиональной компетентности связано не только с развитием, расширением, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций. Во время повышения профессиональной компетентности происходит осмысление собственного педагогического опыта и выработка своей педагогической позиции. В сложную, многокомпонентную образовательную деятельность вносится та самая, ценная толика, тепло сердца педагога через его личное участие и ту смысловую канву индивидуальной деятельности педагога.
На сегодня, можно отметить, что в детском саду сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, созданы необходимые условия, которые благоприятствуют организации и осуществлению повышению квалификации педагогов.
Проблемы, над которыми предстоит работать:
К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений.
Считаю, что решить эту проблему поможет педагог-психолог.
В рамках перехода на новые ФГОС дошкольного образования, психолог должен сосредоточиться на формировании мотивационной сферы педагога. Введение этих стандартов предъявляет новые требования к уровню психолого-педагогической компетентности всех специалистов образовательного учреждения. Его роль в образовательном учреждении, таким образом, не просто возрастает, а несколько меняется. Для продуктивного взаимодействия с педагогическим коллективом психолог должен стать его полноценным членом, в достаточной мере обладать знаниями в области организации и реализации педагогического процесса, принимать активное участие во всех аспектах жизни детского сада.
В 2015-2016 уч.году наш коллектив будет дальше работать по плану введения ФГОС ДО.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector