Развитие самостоятельности и инициативности у детей раннего возраста.

Автор: Костина Наталья Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Детский сад №46

Населенный пункт: г. Норильск, Красноярский край

Тема: Развитие самостоятельности и инициативности у детей раннего возраста.

Опубликовано: 09.05.2016 15:23

Получить свидетельство      Скачать материал


Развитие самостоятельности и инициативности у детей раннего дошкольного возраста через познавательную деятельность.

«Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления – самый благородный,
Путь подражания – самый лёгкий,
Путь личного опыта – тяжёлый путь»

Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которая способствует воспитанию инициативного ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Исследования психологов доказывают. Что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. В дошкольном образовании используются разнообразные формы и методы работы развития инициативности и самостоятельности. Одним из эффективных является метод экспериментирования, где ребёнок ставит конкретные цели и добивается конкретных результатов. Знания, добытые самостоятельно всегда являются прочными и осознанными. Через экспериментирования и исследования ребёнок с одной стороны расширяют представления о мире, а с другой – начинают овладевать самостоятельными культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными. Родовыми. Пространственными и временными отношениями позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Актуален метод экспериментирования для развития самостоятельности и у детей раннего дошкольного возраста. Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматривается, как важнейшая черта детского поведения. И в первые три года жизни – экспериментирование это единственный способ познания мира.
И, так на третьем году жизни манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Создавая условия для развития самостоятельности необходимо обогащать развивающую среду сложными объектами. Ребёнку нравится действовать, и он сопровождает эту любовь словами: «Я хочу сделать то – то», «Я сам!» Это – основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом.
В течении трёх лет я работаю с детьми третьего года жизни. Мои наблюдения, знание особенностей психического развития детей раннего дошкольного возраста, также самообразование по теме влияние исследовательской деятельности на развитие познавательных процессов дошкольников. Развитие самостоятельности у детей двух – трёх лет сподвигло меня на проведение целенаправленной и систематической работе с использованием метода экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста.
Сам двух – трёх летний ребёнок не всегда способен находить или придумывать такие занятия, которые отвечают его возможностям, развивают способности. Чтобы деятельность стала действительно развивающей, малышу нужна помощь взрослого.
Моя роль, как педагога заключается в том, чтобы заинтересовать воспитанников полезной и поисковой деятельностью, стимулировать собственную активность ребёнка и эмоциональную вовлечённость в развивающую игру – экспериментирования.
Чтобы ребёнок получил познавательное умозаключение, нужно чтобы развитие проходило через инициативу, чтобы он сам что- то сделал, произвёл, сам чего – то добился.
При построении СОД с детьми раннего дошкольного возраста по экспериментированию, я применяю метод проблемных ситуаций, определяю темы экспериментов, формулирую задачи. Мною на основе данного алгоритма составлен перспективный план работы.
Целью деятельности является – способствовать развитию у детей познавательной активности через экспериментальную деятельность, направленную на формирование познавательного интереса и познавательной самостоятельности и инициативности у детей раннего дошкольного возраста.
Для достижения цели мною поставлены задачи:
1. Практически ознакомить детей с некоторыми явлениями живой и не живой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объектного мира.
2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно – следственных отношений в системе действие – результат.
3.Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
В группе создана соответствующая разнообразная среда. Центр сенсорного развития включает: ветряные вертушки, горки для шариков, игрушки забавы – двигающие животные, волчки, разнообразные застёжки, шнуровки, деревянные игрушки с желобами для прокатывания шариков, наборы геометрических форм, объемные вкладыши (миски, конусы, коробки с крышками разной формы) и. т. д.
Центр природы, центр воды и песка включает: инвентарь для ухода за растениями, набор для экспериментирования с песком и водой (ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, воронки, сито), игрушки для игр с водой и песком, плавающие и тонущие предметы, фоновое окно и. т. д.
Темы экспериментов, которые я организую с детьми, подобраны с учётом интересов и потребностей детей, связанных с жизненным опытом ребёнка, учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Таким образом, все проводимые мной мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора. Поэтому опыты и эксперименты я повторяю несколько раз.
За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами.
Для поддержания интереса к экспериментальной деятельности использую игровые методы и приёмы, в которых проблемные ситуации моделирую от лица сказочного героя или куклы.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях, предполагает активное воздействие на предмет или явление. Их преобразование с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Таким образом, поставленные мною задачи, формулирую ясно и чётко.
Предлагаю для рассмотрения несколько тематических экспериментов.

Игры с водой

Игры с водой открывают широкие возможности для развития самостоятельности и инициативности у детей раннего дошкольного возраста. С помощью предметно – манипулированной деятельности и в режимных моментах, через дидактические игры: «Тёплая – холодная», «Грязные – чистые руки», «Мыльные перчатки», «Мокрый – сухой», «Помощники» — дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в неё и вылавливать предметы, что вода льётся, а может брызгать, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. Ребёнок действует в новых необычных, но близких и однородных ситуациях, в которых вырабатывается основная привычка к самообслуживанию. Без напоминания взрослого ребёнок сам засучивает рукава, хорошо намыливает руки, вытирает руки полотенцем, сам вынимает игрушки из воды, обтирает их, кладёт на место. Развитие самостоятельности в самообслуживании преследуют цель закрепить и довести до автоматизма, приобретённые навыки. Умение самостоятельно следить за внешним видом – важная обязанность дошкольника. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементарного самоконтроля. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.
Эксперимент «Чем собрать пролитую воду», опыт «Собираем воду губкой» — развивают познавательные действия и формируют позитивную установку к уборке рабочего места.

Игры с предметами

Экспериментируя с предметами, ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые  причинно – следственные связи между ними, изучает  характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными,  поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. В играх с предметами: «Ловись рыбка», «Солнечный зайчик», «Сказка о камешке», «Почему кораблик плавает», «Спрячь игрушку», «Загадочные пузыри», «Рисовальнички», «Что звучит?», «Кто разбудит котёнка?», «Бумажный листок», игра – забава «Мыльные пузыри», «Лёгкий – тяжёлый», «Твёрдый – мягкий» ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие предметы с целью более полного их познании. Такие игры помогают детям выбирать предметы, упражняться с ними согласно своему желанию и потребности пока сохраняется его заинтересованность в этих предметах. При этом увлечённый ребёнок по собственному желанию множество раз повторяет одни и те же действия с предметами и это является началом развития воли — качества, в котором проявляется личностная активность. Собственный выбор ребёнка позволяет ему оставаться в контакте с собой, понимать, чем в данный момент он готов и хочет заниматься и именно этот момент учит принимать решение, развивает самостоятельность и инициативность.

Игры с песком
Перенос традиционной совместной деятельности в песочницу обеспечивает большой воспитательный и образовательный эффект. Нежели стандартные формы обучения: существенно усиливает желание ребёнка узнавать что — то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Постановка сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба» — педагог рассказывает сказку и рукой ребёнка передвигает фигурку в разных направлениях, постепенно ребёнок учится соотносить речь с движениями персонажей и начинает действовать самостоятельно. Создание песочных композиций в отличие от рисунка, не требует, каких либо особых умений. Рисование на песке подходит детям, которые испытывают страх перед поставленной задачей. Отпечатки кулачков, пальцев; следов одновременно двумя, пятью пальцами – «Идёт медведь», «Прыгает зайка», «Ползут змейка», «Бегут жучки» положительно влияют на эмоциональное самочувствие и развивают самостоятельность в освоении окружающего мира. Игры: «Пересыпалочка», «Песчинки», «Печём куличики»; «Найди шарик, кубик»; «Спрячь мышку»; «Норки для мышат» — ценность данных игр в том, что на ряду с развитием тактильно – кинетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребёнка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память, происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании детей. Совместными усилиями пополнили исследовательский уголок. Для родителей были предоставлены консультации: «Маленькими шагами в прекрасный мир», «Что даёт детям экспериментирование?», «Проведите с детьми дома». Рекомендована картотека игр и экспериментов.
Вывод: Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности. Способствовали приобретению более содержательных сведений о предметном ближайшем окружении. Исследуя окружающую действительность. Дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Экспериментальная исследовательская деятельность поддерживает раннюю детскую инициативу, помогает получить детский социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, развивает творческую активность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector