Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте «Звуки [П], [Пь], буква П»

Автор: Ансютина Луиза Гумеровна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ «Колокольчик»

Населенный пункт: г. Ноябрьск, Тюменская область

Тема: Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте «Звуки [П], [Пь], буква П»

Опубликовано: 10.05.2016 19:30

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «Звуки [П], [Пь], буква П»
Цель: Дать дошкольникам знания о звуках [П], [Пь], их артикуляцией, познакомить с буквой П.
Задачи:
Учить детей чётко произносить звуки [П], [Пь], дифференцировать их в произношении и на слух.
Познакомить дошкольников с буквой П.
Развивать речевое дыхание, фонематический слух, общую и мелкую моторику.
Развивать пространственные представления, логическое мышление, память.
Воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Материалы и оборудование:
Предметные картинки, в названии которых звуки [П], [Пь] находятся в начале слова, квадраты синего и зеленого цвета, обозначающие звуки [П], [Пь], игрушка би-ба-бо «Петрушка», контейнеры с цветной манной крупой для печатания буквы, мнемотаблица «Буква П», листы бумаги, с пустой таблицей для воспроизведения детьми мнемотаблицы, простые карандаши.
Ход НОД:
Организационный момент
Ребята, я вам предлагаю сыграть в игру «Эхо».
Дети делятся на две команды. Первая команда громко протягивают словосочетания гласных звуков, а вторая команда повторяет их тихо. Затем команды меняются.
Игра «Назови звук, с которого начинается слово»
Логопед: Обратите внимание на карточки с картинками, размещенные на доске. Давайте назовем картинки в первом ряду.
Дети: Панама, погремушка, палатка, пугало [П].
Логопед: А теперь назовите картинки во втором ряду.
Дети: Петух, перья, пингвин, пианино [Пь].
Логопед: Скажите, с каких звуков начинаются все эти слова.
Дети: Все слова на карточках начинаются со звуков [П] и [Пь].
Давайте произнесём эти звуки.
Упражнение «Самоварище кипит» (п-п-п-п…)
«Чайничек кипит» (пь-пь-пь-пь…)
Логопед: Губы сжались крепко-крепко!
Словно сжала губки скрепка.
Как же звуку здесь пройти?
Ведь преграда на пути!
Звук прорвался сквозь преграду,
И достался нам в награду!
Логопед: Сначала губы у нас сомкнуты, потом они раскрываются с резким выдохом воздуха, звук «п» какой?
Дети: Звук [п] – согласный.
Логопед: Почему?
Дети: Для выхода воздуха встречается преграда — губы.
Логопед: Горло работает?
Дети ощупывают горло, определяют отсутствие дрожания.
Дети: Звук [П] — согласный, глухой, звук [Пь] — согласный, глухой, мягкий.
Логопед: Играем в игру на внимание. Я буду говорить слова, а вы поднимать руки вверх, когда услышите звук [П], и, хлопать когда услышите звук [Пь].
Игра «Кто внимательный?» (логопед называет слова, дети выполняют задание)
Перья, пугало, паста, парус, петух, песня, палец, повар, перец…
Логопед: Молодцы, и с этим заданием вы справились! А теперь продолжаем играть в игру «Доскажи словечко» и назови, звук с которого начинается отгадка.
Игра «Доскажи словечко»
Я хотел устроить бал,
И гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый… (пирог)
Вырос из-под снега
Чистый, словно небо,
Маленький и нежный
Голубой… (подснежник)
Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Голосок визглив и звонок,
Кто же это?.. (поросёнок)
Руками мы ее взбиваем,
Бывает, что в неё рыдаем.
С одеялом она дружит —
Ночью всем примерно служит.
Прикоснемся нежно ушком,
Когда ляжем на… (подушку).
Он плясун, он певун,
Он веселый говорун.
Он забавная игрушка,
А зовут его… (Петрушка)

Логопед: Ой, кто это к нам спешит (на руке логопеда появляется Петрушка — игрушка бибабо)?
Петрушка: Здравствуйте, а вот и я
В гости к вам спешил, друзья!
Я к вам не с пустыми руками, а с интересным заданием, но сначала нужно отгадать загадку:
Букву эту в спортивном зале
Перекладиной прозвали.
Ну-ка, милый не ленись,
Подойди, да подтянись
Узнали эту букву?
Ответы детей.
А вот и она? (показ буквы П), она обозначает два звука — П, Пь. А вам, что ещё напоминает буква П?
Ответы детей.
Логопед: Ребята, а почему Петрушка именно про букву П загадал загадку?
Потому что его имя пишется с буквы П.
Петрушка: Верно! А вы уже умеете писать? У меня есть волшебные подносы с крупой, давайте напечатаем мою любимую букву.
Игра «Печатаем букву»
Перед детьми подносы с цветной манной крупой, дети печатают букву П.
Петрушка: Молодцы! Какие красивые буквы вы напечатали! А вы видели, как пилят дрова? Я сейчас научу вас!
Динамическая пауза «Пильщики»
Пилим, пилим, пилим-пилим,
Мы сейчас бревно распилим.
Раз-два, раз-два — будут на зиму дрова.
Дети разбиваются парами и имитируют движения пильщиков, проговаривая слова.

Петрушка: А вот моя задачка:
Все знаки здесь вы расшифруйте,
Ответ по памяти зарисуйте!

Мнемотаблица «Буква П»

О
П
4

3

Дети ищут логическую связь между изображениями, логопед задаёт направляющие вопросы, обращает внимание детей на расположение знаков в пространстве: «Что находится в правом нижнем углу? Что под кругом? Над буквой П? и т.п.»
(Слово «помидор» начинается со звука и буквы П, круг – у помидора круглая форма, вертикальные линии — две вертикальные палочки у Буквы П, прямоугольник — буква П похожа на прямоугольник, горизонтальная линия – верхняя черточка буквы П, цифра «3» — буква П состоит из трёх черточек, в слове помидор три слога и три гласных звука, цифра «4» — у прямоугольника четыре стороны и четыре угла.
В конце обсуждения логопед прячет схему, дети рисуют по памяти значки в выданной таблице.
Петрушка: Молодцы, ребятишки, девчонки и мальчишки! Такие вы умные, решили сложную задачку, теперь я вижу, что вы все запомнили мою любимую букву П.

Итог НОД:
Логопед: С какими звуками мы сегодня познакомились? Какой буквой обозначают эти звуки? Что понравилось? Что было сложным?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector