Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.

Автор: Маковецкая Оксана Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКДОУ №274

Населенный пункт: г. Новосибирск

Тема: Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.

Опубликовано: 13.05.2016 15:49

Получить свидетельство      Скачать материал


Актуальность исследования:
Мелкая моторика-это совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений определяющих успешных навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций…( Психомоторика: словарь – справочник)
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Сухомлинский В. А. писал о том, что «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждает мозг, заставляет его развиваться».
Теплов Б. М. писал, что задача изображения необходимо требует острого восприятия подлинного чувства вещей… Решая задачу изобразить виденное, ребёнок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи». Еще Я. А. Коменский утверждал важность рисования для формирования всесторонне развитого человека. Рисование — по мнению К.Д. Ушинского и Н.К. Крупской, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, мелкой моторики и воображения. Казакова Р. Г.в своих исследованиях подчёркивала — что рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им сделать что то не так.
Анализируя исследования я пришла к выводу что именно от того как развита у ребенка мелкая моторика руки, так вместе с этим развивается: речь, мышление, координация, память… Если мелкую моторику развивать с помощью нетрадиционной техники рисования развивается: воображение, эстетический вкус, творческое мышление детей.
Цели моей работы по развитию мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования, сформировать у детей способность выражать восприятие окружающего мира( по средствам нетрадиционных техник рисования) развивать мелкую моторику, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, воображение и творческое мышление.
Познакомившись с методической литературой  различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Задачи, которые я перед собой поставила:
1. Учить дошкольников использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения;
2. Развивать чувство цвета, формы, желание рисовать;
3. Учить понимать и видеть красоту своей работы;
4.Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования;
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, а так же самостоятельно.
Для того чтобы решить поставленные задачи, я создала условия в которых ребенок мог бы развиваться, познавать окружающий мир. В группе создана необходимая предметно развивающая среда. Работая с детьми, стараюсь создать в группе доброжелательную, раскрепощенную обстановку. Чтобы достичь большего результата оформила следующие уголки:
-Зоны сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Салон красоты», «Библиотека», «Музыкальный уголок», уголок изобразительной деятельности «Волшебный карандаш», зона конструирования, опытно-экспериментальный уголок.
-Картотека пальчиковых игр.
-Приобретены игры, трафареты из ленолиума сделаны самостоятельно, штампы из паралона, губки различных форм, а так же некоторые пособия были сделаны с помощью родителей.
-Игры с мозайкой, игры со спичками и палочками, игры с песком, игры с пробками и гайками, «Волшебные шнурочки».
-Наборы предметов( камешки, ракушки, лоскутки ткани, лепка(из соленого теста, пластилина) пробки, шишки, катушки с нитками разного цвета) в целях обогащения и уточнения о предметах ближайшего окружения.
В своей работе я использую различные игровые методы, игровые упражнения, обыгрывание той или иной ситуации, использование сюрпризных моментов, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев. Решение маленьких «проблем» возникающих у игрушек и героев.
Детям предлагалось поиграть в уже полюбившиеся им дидактические игры:
Разноцветное домино
    Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов. Веселые обезьянки
    Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Дидактическая игра «Волшебный круг» (цветовой круг)
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей.
Дидактическая игра «Народный костюм»
Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях народного костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательские способности:
- умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;
- сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;
- классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).
Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Дидактическая игра «Подводный мир»
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей
Дидактическая игра «Театр»
Цель игры: познакомить детей с видом искусства — театром. Объяснить условности этого жанра: костюм, декорация, сцена. Учить детей подбирать для инсценировки декорации, костюмы для героев. Учить создавать сюжетную композицию на подмалевке, создавать театральное действие. Развивать воображение, фантазию, актерское мастерство. Упражнять в составлении связного рассказа. Активизировать словарь детей.

В качестве второй части на занятии для более успешного формирования и развития мелкой моторики рук у дошкольников, включила пальчиковые игры и упражнения. Для этого можно использовать предметы различного происхождения. Например: деревянные шарики, крупные бусины, 6-гранные карандаши, которые ребенок катает между ладонями.
Методы нетрадиционного рисования, которые я использую в своей работе:
« Монотипия»
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.
«Печатание листьями»
Технология рисования. Лист дерева покрывается  красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.
«Рисование нитками».
Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
«Печатание бумагой».
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.
«Рисование мыльной пеной».
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.

«Рисование методом наката».
Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.
«Рисование ребром картона».
Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
«Рисование с помощью соли»
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.
«Рисование методом напыления (набрызг)»
Технология рисования. На  одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
«Рисование кляксами»
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
«Клеевая техника(витражи)»
Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно  клей ПВА)сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.
«Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

«Рисование по кругу»
Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.
Рисование вдвоем.
Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать  вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка( например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка( вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.
«Мятый рисунок»
Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
«Рисование  клейстером»
Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.
«Рисование по стеклу»
Техника рисования. Гуашь смешать с клеем ПВА в соотношении 1: 2. На бумаге простым карандашом нарисовать сюжет. Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.
«Рисование методом тычка(поролоновый тычок)»
Техника рисования.  На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок  при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна  получиться  большая «пушистая» точка.
«Печатание спичечным коробком»
Техника рисования. Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на бумаге. Дорисовывать детали.
«Оттиск поролоном»
Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
«Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)
Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
«Граттаж
Техника рисования. На плотную бумагу(картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную  тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.
«Восковые карандаши + акварель»
Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.
Рисование свечой (проступающий рисунок).
Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой незатонируется.
Рисование жесткой кистью(щетина).
Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем  жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны( опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти . Получается эффект » пушистой шерстки».
Рисование по сырому.
Техника рисования. Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

Расчесывание краски.
Техника рисования. Нанести с помощью кисти гуашевые пятна( можно разных цветов)  и с помощью мелкой расчески, поролоновой губки сделать вертикальные или горизонтальные мазки.
Печать винной и пенопластовой  пробкой.
Техника рисования. Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.
Рисование цветными  и белыми мелками.
Техника рисования. Рисуем мелками изображение на белом или цветном листе бумаги. Затем с помощью лака для волос закрепляем рисунок (чтобы не рассыпался).
Используя все эти методы и приемы мне удалось: развить творческие способности детей, улучшить мелкую моторику рук, развить воображение, интерес. Ведь ребята с нетерпением ждали очередных занятий рисования. За все время исследований я столкнулась с друдностями: дети которые редко посещают детский сад, устают, работая в нетрадиционных техниках рисования. Некоторым детям просто не нравиться рисовать, но и они пытались поучавствовать в занятии. Мы устраивали различные выставки, приглашали детишек из других групп. Проходили родительские собрания, где родители вместе с детьми почувствовали как же это интересно, рисовать нетрадиционными предметами и техниками. В результате родители стали активно помогать в изготовлении различных материалов к занятиям.
Каждое из этих занятий – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изоборажения, передавая сюжет,  ребенок отражает свои чувства, свое понимание. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело  и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Работу по данной теме я продолжаю. Изучая опыт воспитателей своего детского сада и не только, участвуя и посещая различные семинары и форумы. Таким образом я достигла следующих результатов:
-Я создала развивающую среду. Уголок рисования.
-Провела успешную работу по развитию мелкой моторики.
-Сформировала у детей способность выражать творческое мышление.
-к концу года дети научились и много всего узнали:
.Закрепили умение держать правильно кисть.
.Научились аккуратно работать с клеем и ножницами.
.Научились смешивать цвета и преображать их.
.Закрепили навыки фантазировать.
.Узнали, как с помощью нетрадиционного материала получаются красивые работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector