Сообщение из опыта работы на педсовет

Автор: Кретова Людмила Григорьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ Д/сад №20 «Веснушки»

Населенный пункт: пос. Железнодорожный

Тема: Сообщение из опыта работы на педсовет

Опубликовано: 13.05.2016 20:21

Получить свидетельство      Скачать материал


«Организация воспитательно – образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности»

Изобразительная деятельность для маленького ребенка — это не только серьезный труд, но это — и большая радость , включающая лепку, аппликацию и является важным средством эстетического воспитания . Эта деятельность позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме, величине, материале. В процессе изобразительной деятельности, у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Содержание работы в образовательной области «Художественно эстетическое развитие» мы определяем в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М,А.Васильевой ( пилотный вариант), 2014 г., для реализации которых используем рекомендации и пособия Комаровой Т.С.
В соответствии с ФГОС ДО мы планомерно и систематически проводим образовательную деятельность по художественно эстетическому развитию: НООД, совместная деятельность воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей, содержание которой связывается со всеми сторонами жизни детей – это наблюдение, игры, беседы, чтение художественной литературы
Непосредственно образовательную деятельность мы планируем в соответствии с учебным планом на год: лепка- 1 раз в 2 недели с чередованием аппликацией ; рисование – 1 раз в неделю.
В нашей группе 27 детей; 16 детей пришли к нам из 1 младшей группы, 11- вновь прибывших в детский сад. В начале учебного года для определения уровня по художественно эстетическому развитию детей мы провели обследование, где выявили низкий уровень у 19 детей ( из них 9 детей не умеют правильно держать ни карандаш ни кисточку. Дети не могли отделить от большого куска пластилина небольшие кусочки, раскатать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы , состоящие из 2 частей. А также, не могли создать изображения предметов из готовых форм, украсить заготовки из бумаги разной формы .Это Кириченко Аня, Курьянов Артём, Герасимов Марк, Комахина Василиса, Ищенко Радион, Ищенко Семён, Кузина Маша) средний уровень у 6 детей (Филатова Соня, Руслан Непочатых , Шумихина Катя и выше среднего уровня 4ребёнка( Князихина Света, Кочерина Полина, Оля Борисова, Краева Варя)
В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:
-Продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.
— Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков ( например, опадают с деревьев листочки, идет дождь)
. Учить изображать рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др) и простые предметы.
-Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей ( например, неваляшка, цыпленок, пирамидка )
— Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно, выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение и наклеивать их. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
— Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм , повторяя и чередуя их по форме и цвету..
Все задачи по развитию художественного творчества реализуем через:
— традиционные и нетрадиционные формы ООД , игры, наблюдения ,чтение книг, рассматривание картин и иллюстраций
— участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества
Для успешной реализации поставленных задач необходимо было создать РППС (развитие предметно пространственной среды) в соответствии с ФГОС.
В группе пересмотрели содержание изобразительного уголка, добавили ……различные материалы для традиционных и нетрадиционных техник рисования: кисточки, карандаши, краски, пластилин, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, синтипон, раскраски, пряжа. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
Свою работу по обучению изобразительным и техническим навыков мы проводили в ООД со всеми детьми, в совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуально.
ООД по изобразительной деятельности проходит у нас в первой половине дня, длится оно 15 минут. При организации соблюдаю санитарно – гигиенические требования , слежу за осанкой детей, создаю хорошее освещение рабочих мест.
Много внимания уделяю подготовительной работе. Накануне ООД я приношу в группу 3-4 игрушки, иллюстрации, варианты образцов, расставляю их на видное место. Затем рассматриваем их с детьми, обследуем.
На первых занятиях по рисованию мы учили детей техническим навыкам:
правильно держать в руке кисточку, карандаш . Много времени мы уделяли технике рисования, учили детей правильно брать кисточку. Использовали приём «рука в руке»: брали руку ребёнка в свою и рисовали вместе с ним. Некоторые дети после показа и объяснения уверенно взяли кисточки в руки. Некоторым до сих пор трудно удерживать кисти в руке. Приходится их постоянно исправлять. Мы стараемся терпеливо от занятия к занятию перекладывать кисти и карандаш в их руки правильно. А есть такие дети, которые боятся кисточек , никак не решаются начать рисовать.. После двух-трех таких показов дети начинают действовать уверенно сами.
Обучали детей рисовать на листе бумаги: рисовали горизонтальные линии, не просто наносили линии на листе, а рисовали дорожки, ленточки. Что бы навык рисования вырабатывался , на занятиях предлагаю нарисовать не один предмет – дорожку, а много. Затем учили рисовать короткие вертикальные штрихи. Например, «Идёт дождь», «Грибы прячутся в траве»
Полученные детьми знания по рисованию мы переносим их в лепке . В гости на занятия , например, к нам приходил грустный петушок Мы лепили столбики для забора (Раскатывали пластилин), который защитит петушка от злой лисы. Чтобы дети легко вошли в игровую ситуацию предлагаю лепить столбики прямыми, ровными, чтобы заборчик не упал.
Освоив навыки рисования вертикальных и горизонтальных линий стали обучать рисовать предметы круглых форм. Рисовали , например мячи для котят, апельсины и мандарины, рисовали красивые воздушные шарики.
На следующем этапе работы сочетали округлые формы с прямыми линиями. Рисовали солнышко с лучами. Но перед тем как рисовать мы читали стихотворение А,Барто «Солнышко», беседовали, наблюдали за солнцем на прогулке, играли в подвижную игру «Солнышко и дождь». И только после этого мы рисовали с детьми солнышко.
А освоение изображения предметов прямоугольной формы начинаю с применения приёма отдельного рисования каждой линии. Например, даю лист бумаги с нарисованной на ней горизонтальной линией. На линии рисуем стоящие в ряд кирпичики : проводят две линии сверху вниз до горизонтальной и соединяют их вверху, получается прямоугольник, отступив немного, рисуют второй прямоугольник. Или горизонтальная линия (верёвочка) на которой весят флажки. От верёвочки дети проводят по две линии вниз и соединяют их , получается прямоугольник — флажок.
Учили детей рисовать предметы из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины. В гости на занятия к нам приходила матрёшка. В игровой форме я побуждаю детей рассмотреть матрешку, определить, какого она цвета, формы. Обращаясь к кукле,: «Почему ты, неваляшка , такая скучная? Скажи нам. Может быть, мы тебе поможем?»   Наклоняюсь к неваляшке, слушаю ее ответ. Затем вновь обращаюсь к детям: «Дети, оказывается, неваляшке скучно одной. Давайте нарисуем ей подружек. И тогда неваляшке станет ‘веселее. И у нас получился целый хоровод неваляшек .
Учим на данный момент рисовать предметы , состоящие из нескольких частей: прямоугольника , круга и треугольника.(«Домик для щенят», Красивая тележка»)

Помимо освоения прямых и округлых форм, предлагаю детям рисовать и по своему желанию. Они иногда повторяют усвоенные в процессе обучения изображения, однако самостоятельно их располагают . На занятиях по рисованию предлагаю детям рисовать изображение и замкнутой формы ( баранки для кукол).
Намечена работа с детьми и в декоративной деятельности: будем учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и разных предметов (блюдечко)
. В ООД по аппликации учили детей раскладывать и наклеивать в определённом порядке готовые формы . При этом они сочетали и чередовали их по цвету, величине, составляли предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. Сначала учились составлять узор на полосе(«Полосатый коврик», «Падают листочки прямо на дорожку», «Мячи большие и маленькие» и т.д.), затем учились составлять узор на бумаге квадратной формы, украшали красивую салфетку; на круглой форме – украшали тарелочку кругами разного цвета и величины.
В своей работе по изобразительной деятельности, чтобы не угас интерес детей , к изобразительной деятельности я использую следующие игровые приёмы:    
—  обыгрывание предметов, игрушек,  картин. Этот приём использую  перед    началом образовательной деятельности  , направленной на формирование замысла Обыгрывали изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.). С кисточками и карандашами советовались, разговаривали, учили их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.)
Или , например, у нас в гостях была кисточка маленькой капризной принцессы с красивыми волосиками, в красивом платице, с блестящим воротничком. И если сильно намочить волосы принцессы краской, при этом запачкав воротничок, принцесса может обидеться и испортить рисунок ненужными кляксами

— обыгрывание выполненного изображения. Этот прием применяю  в конце образовательной деятельности. Игровые действия здесь направлены на анализ изображения по нескольким признакам: выразительность формы, передача строения, цвет и др. У нас в гостях была кошка Мурка, которая узнавала мячи по цвету (цвет), петушок, который выбирал самые ровные столбики для своего забора.
— игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых.
Детям предлагаю роль продавцов и покупателей., роль волшебников, птиц «Продавец» должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель, таким может быть один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети и взрослые выступают в той или иной роли (волшебники, птицы и т.п.) относится к этой группе

— обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения.
Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами
Здесь я не использовала персонажи игровые, а направляю деятельность : «Говорю ребёнку, что замерзнет девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращается внимание на неровное закрашивание); «Ты не замерзла без рукавичек и шарфика?», тем самым, подсказываю малоинициативному ребенку возможность развития замысла и более выразительного рисунка.
В качестве «физкультминутки» — используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
В результате проделанной нами работы я увидела, что дети стали проявлять интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать нам о своих интересах в рисунке. Стали видеть образ в своих рисунках; рассказывать , что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что у них получается, и делятся с нами своей радостью. Дети умеют пользоваться изобразительным материалом: правильно держать карандаш, кисть (конечно не все) и действовать ими.
 Достаточно смело ( опять же не все) и уверенно выполняют изобразительные действия: рисуют линии, штрихи, пятна. Дети стали аккуратнее раскрашивать картинку. Стараются не выходить за контур, движения руки стало намного увереннее и работы получаются яркими.
  Каждое занятие заканчиваю коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. Говорю им, что сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки.
Вначале года не все родители понимали важность изобразительной деятельности маленьких детей и к нашим рисункам относились несерьезно.
Поэтому одну из консультаций мы посвятили именно этой проблеме. Учили родителей «правильно» смотреть рисунки, задавать своим детям важные для закрепления вопросы: что нарисовано, чем ты сегодня рисовал, какого цвета краска (карандаш и т.д.), для кого ты рисовал? Теперь родители стали интересоваться, какую задачу дети выполняли на занятии и продолжают учить детей тому же дома.
Работа по организации воспитательно — образовательной работы с детьми младшего возраста в области художественно — эстетического развития мы будем продолжать и к концу года решим все намеченные задачи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector