Творческий отчет

Автор: Сычева Елена Алексеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Росинка»

Населенный пункт: г. Ноябрьск, Тюменская область

Тема: Творческий отчет

Опубликовано: 13.05.2016 20:51

Получить свидетельство      Скачать материал


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД

«Росинка»

Творческий отчёт

по теме

«Приобщение детей дошкольного возраст
к истокам русской праздничной
культуры»
«Приобщение детей дошкольного возраст
к истокам русской праздничной
культуры»

воспитатель
Сычева Елена Алексеевна

2016г.

НАРОД, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЕТ СВОЕЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ – ПРЕЗРЕН И ЛЕГКОМЫСЛЕН.

ЧЕЛОВЕК, ЖИВУЩИЙ В РОССИИ, ОБЯЗАН ЗНАТЬ КУЛЬТУРУ, ИСТОРИЮ И ТРАДИЦИИ СВОЕГО НАРОДА.

Н.М. КАРАМЗИН

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной праздничной культуры»

«Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей –
это национальная трагедия и угроза самому существованию нации»
М.П. Мусоргский.
В зрелом возрасте, умудренные жизненным опытом, с теплотой и нежностью вспоминаем мы незатейливую колыбельную, которую напевала нам мама или бабушка, первые сказки, веселые шутливые приговорки, загадки, считалочки, дразнилки, народные игры, которые впитывали, общаясь со сверстниками во дворе. А сколько пословиц, поговорок неизвестно откуда всплывало в памяти – к месту и по случаю… сколько в них мудрости и поучительности! И, конечно же, с радостью и волнением ждали праздников, которые объединяли и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми забавами: Осенины, колядки, святки, Масленица, Пасха, Троица…
Так было еще с нашим поколением… Но только в далеком детстве.
Последние десятилетия интерес к народному творчеству не был активным и массовым. В глубинах народного бытия рождались неписаные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее.
Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой.
Актуальность Выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.
В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как один из приоритетов общего развития ребенка.
Проникая через все виды деятельности дошкольника, прививаются нормы нравственности и морали, формируются лучшие качества личности, развиваются способности осознания принятия нравственных основ жизни и преодоления сложностей современного существования. Моделирование современной воспитательной системы позволяет обновлять и дополнять содержание и структуру воспитания, выстраивать ее с учетом потребности в изучении национальной культуры и истории, отечественных традиций.
Главным критерием
выбранной мною темы является её воспитательная значимость, заключающаяся в изучении истории отечественной культуры, ее праздников и традиций, в основе которых лежат духовные ценности русского народа.
Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники.
Многие обычаи сегодня переосмыслены и наполнены новым содержанием, но основа старинных народных праздников, их обрядовость сохранена.
Праздники и развлечения на фольклорном материале воспитывают в ребенке любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа, формируют гражданские проявления: любовь к Родине, к своему народу.
Знание народной культуры дети понесут в семью, духовное возрождение которой – залог возрождения Отечества. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.
Важнейшей современной проблемой. Является духовно-нравственное воспитание детей.
Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости и алчности в СМИ, навязывание западными странами и странами востока своей культуры, традиций через средства массовой информации: телевидение, печать, интернет, тяжелые социальные условия и многое другое нелегким бременем легли на неокрепшие детские души и наносит существенный вред психике ребенка.
К сожалению, занятость родителей не всегда позволяет контролировать то, чем заняты
их дети и порой они проводят у экранов телевизоров гораздо больше времени, чем в общении с родителями. В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, семья теряет свою былую ведущую роль, происходит разрушение семейного уклада. То, что смотрят наши дети по телевизору, какие мультфильмы и передачи, какие книги они читают, порой родители даже не знают. К сожалению, смотря все это, не всегда можно понять, в какой стране мы живем. А уж тем более никого знакомства с традициями русского народа и народов, населяющих нашу необъятную родину, не происходит. Да и мы в детском саду, к сожалению, совсем мало уделяем этому внимания, обосновывая это несовременностью, что детям это якобы не интересно, а коллеги просто не поймут, высмеют. А ведь опыт лучших педагогов доказывает обратное! Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить и освоить ее основы, а это определяет их физическое и духовное здоровье.
Истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский еще в XIX веке отмечал, что западный человек ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось, и у нас есть опасность превратиться в Иванов, не помнящих родства. Мы даже и праздников своих толком не знаем. Может быть, это связано с тем, что 70 лет были они как бы под запретом, так как имели “связь” с церковью?
А ведь вся наша культура всегда рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров… Сколько существует прекрасных русских праздников! На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души.
Проблемой данной темы является также то, что в методических пособиях, которых очень мало, часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о культуре у детей, отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду. Задачи реализуются в процессе целенаправленной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитии речи, изодеятельности, на музыкальных и факультативных занятиях. Занятия кружка построены таким образом: 1 раз в неделю с детьми проводится занятие, в конце месяца итогом занятий является праздник. Это может быть фольклорный праздник, кукольный театр Петрушки или православный праздник. Русские народные праздники – это средство сохранения народных традиций. Доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции, доброе отношение друг к другу, родине России мне помогают русские народные праздники.
В прошлом году у меня была подготовительная группа, все дети которой посещали дополнительно факультатив «ОПК», поэтому работать в этом направлении было легко. Я ощущала большую заинтересованность, взаимопонимание и помощь родителей. Почти во всех праздниках принимали активное участие родители: они играли роли, показывали детям кукольные спектакли, принимали участие в оформлении зала, изготовлении атрибутов. Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской культуры» транслировался по местному телевидению в форме занятия в музейной комнате «Русская изба».
На протяжении трех лет в группе проходил еще один долговременный проект.
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной праздничной культуры».

Так на протяжении трех лет в группе был запущен проект «Вся семья вместе – так и душа на месте».

Идея проекта: создание семейной библиотеки.
Участники: дети, родители, педагоги.
Цель: возрождение нравственно — этических норм и традиций семейного уклада;
Задачи:
— развитие у детей творческого восприятия семейных ценностей;
— улучшение взаимоотношений в семье;
— воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира;
— установление тесного сотрудничества между детским дошкольным
учреждением и семьей.
Реализация проекта осуществлялась на каждом возрастном этапе, начиная с младшего возраста
Конечный результат проекта — создание в группе «Семейной библиотеки», которая включила в себя 11 книг, созданных детьми совместно с родителями.
«Колыбельная для. Вани»
— сочинения родителей «История нашей семьи»
— «Загадки, пословицы, поговорки о семье»;
— «Игра – интервью «Моя семья»;
— «Мой папа — красивый и сильный такой, мой папочка — самый пресамый ..»;
— «Моя мамочка лучшая на свете»;
— «Делу время – потехе час».
(наши добрые дела).
— «И я тоже родом из детства»;
— «Традиции моей семьи»;
— «Если хочешь быть здоров, то…» (советы семьи);
— «Игра-интервью с последующим рассказом о семье».
Дети с большим удовольствием принимают участие в праздниках, занятиях, посвященных знакомству с русским народным костюмом, знакомятся с малым фольклором, пословицами и поговорками. Некоторые дети уже начали использовать их в игре и в разговорной речи. С родителями была проведена экскурсия в музейную комнату «Русская изба». После экскурсии музейная комната пополнилась новыми экспонатами, а значит, у родителей появился интерес. Детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках
духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают
интерес к его истории и культуре.
Необходимо вызвать интерес детей к жизни народа в разное историческое время, к его
истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.
Праздник – это синтез различных видов народного коллективного творчества. Проведение народных праздников, посиделок, вечёрок является продолжением работы воспитанников на тематических занятиях по приобщению к истокам русской народной культуры, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал.
В процессе проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, применение
их детьми на практике, в коллективном творчестве, т.к. праздник включает живое слово, звуки, краски, ритм, движение, форму, т.е. дети непосредственно участвуют в различных видах народного творчества.
Организация и проведение народных праздников должны занимать особое место в образовательном процессе, осуществляемом ДОУ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector