Исследовательский проект «Вода — наша жизнь»

Автор: Хамраева Татьяна Гумаратовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ детский сад №164 «Цветики — цветочки»

Населенный пункт: г. Тюмень, Тюменская область

Тема: Исследовательский проект «Вода — наша жизнь»

Опубликовано: 13.05.2016 23:35

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 164 города Тюмени
Адрес: 625051, г. ТЮМЕНЬ, ул. ПЕРМЯКОВА, д. 54Б, телефон: 33-08-81

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Вода – наша жизнь».
Автор проекта: воспитатель Хамраева Татьяна Гумаратовна.
Продолжительность проекта: краткосрочный (недельный).
Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: недостаточная информированность детей о значении воды в жизни человека.
Цель проекта: воспитание у детей дошкольного возраста осознанного, бережного отношения к воде как к важному природному ресурсу. Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию воды как важному источнику среды обитания.
Задачи проекта:
— для детей:
• Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
• Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
• Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
— для педагогов:
• Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей во время экспериментирования с водой, для пополнения развивающей среды детского сада новым дидактическим материалом.
— для родителей:
• Вызвать положительный отклик родителей, через индивидуальные беседы, на существующую проблему. Вызвать желание организовать исследования в кругу семьи.
• Создать условия для совместного сотрудничества детей и их родителей.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: исследовательская деятельность, игры, развлечение «Страна загадок».
Название итогового мероприятия проекта «Страна загадок».
Продукты проекта:
— для детей:
• Рисование аквариумных рыбок, изготовление морских животных из теста.
— для педагогов:
• Картотека опытов с водой;
• Разработка консультаций для родителей: «Экспериментируйте с детьми».
• «Опыты с водой».
— для родителей:
• Создание фотоотчёта о проведённой совместной работе.
Ожидаемые результаты по проекту.
— для детей:
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
— для педагогов:
− повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению творческих знаний у детей.
— для родителей:
− активное включение в совместную творческую деятельность с детьми.

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
Автор проекта: воспитатель Хамраева Т.Г.
Образовательные области
Формы работы
Познавательное развитие
ведущая деятельность
— познавательно-исследовательская
Серия игр-экспериментов по ознакомлению со свойствами воды
Опыты с льдом.
«Прятки» — игры с водой
Наблюдения за природными явлениями: наблюдение за растениями, рыбками.
Беседы «Вода и ее превращения», «Есть ли у воды цвет? А запах?»
Д/игра “Разноцветные капельки»
Изготовление цветных льдинок
Д/игра “Угадай, где вода?» (по цвету, вкусу, запаху)
Д/игра «Тонет – не тонет»
Просмотр презентации «Волшебница Вода»
Речевое развитие
ведущая деятельность — коммуникативная

Рассматривание иллюстраций «Вода в природе», «Использование воды человеком»
Отгадывание загадок о воде
Заучивание наизусть потешек и стихов о воде
Игра-инсценировка «Два часа мочалкой мыли»
Чтение художественной литературы
ведущая деятельность — чтение
Стихи и загадки о воде, водных обитателях
Живая вода. Польская сказка
Сказка «Как утка землю добывала»
В Орлов «Ты скажи мне, реченька лесная»
С. Сахаров «Кто в море живет?
Г. Люшина «Капелька»
Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?»
Н. А. Рыжова «Жила-была река» (экологическая сказка), Королева – вода (экологическая сказка)
Два ручья», «В мутной воде – сам пропадешь» (сказки шорцев)
Б. Заходер «Что случилось с рекой?»
Сказка о ручейке. Эстер Адам
К
Социально-коммуникативное развитие
(коммуникация, труд, безопасность)
ведущая деятельность – игровая, трудовая, интеграция
Полив растений.
Прослушивание аудиозаписей «Музыка дождя», «Шум моря», «Звонкий ручей».
Беседа «Вода – нам помощница всегда».
Физическое развитие
(Здоровье, физическое развитие)
интеграция разных видов деятельности
Беседа «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?».
Физкультминутки «Дождик», «Веселые рыбки», «Кораблик».
Игра «Капельки», «Перепрыгни через ручей».
Подвижные игры: «Удочка», «Лягушки и цапля», «Море волнуется», «Водяной».
Художественно-эстетическое развитие
(художественное творчество, музыка)
ведущая деятельность – продуктивная, музыкальная
Рисование
Рисование «Наш аквариум».
Коллаж «Жители подводного царства»

Режимные моменты
интеграция видов деятельности

Результаты педагогического наблюдения (мониторинга) познавательного развития детей в старшей группе подтвердили успешность проведенной работы:

1.Они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения;

2.Для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности;

3.Освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.
Работа с родителями

Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребенка.
К детской проектной деятельности с удовольствием подключилась семья, возникло настоящее деловое сотрудничество с родителями. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, сообщения, плакаты, организуют фотосессии.
Проектная деятельность дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности.
В нашей группе есть картотека опытов по разным тематикам, которые предлагаются родителям для проведения опытов дома.
Есть такие опыты, которые нельзя технически выполнить в группе (например, нельзя увидеть конденсацию пара при закипании воды). В таком случае семье предлагались карточки с описанием опыта для домашнего экспериментирования. С результатами дети с удовольствием делились в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях –активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 164 города Тюмени
Адрес: 625051, г. ТЮМЕНЬ, ул. ПЕРМЯКОВА, д. 54Б, телефон: 33-08-81
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Автор проекта: воспитатель Хамраева Т.Г.
Этапы проекта
Действия детей
Действия педагогов
Действия членов семьи и социальных партнёров
Подготовительный
(проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов
проекта)
Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой им теме. В беседе взрослые могут услышать сообщения своих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые позволяют выдвигать и проверять множество идей и предложений.
Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.
Наблюдения,
беседы
Деятельностный
(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Дети самостоятельно и вместе с педагогом вырабатывали разные гипотезы. «Очистка грязной воды» — выдвижение гипотезы, опыт. «Тонет — не тонет?»- рассуждения, опыты. Затем дети предлагают возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмотреть в книге, найти информацию дома в компьютере, провести опыт).
Самостоятельная исследовательская деятельность детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.
При работе с новыми материалами и оборудованием воспитатель демонстрирует практические приемы выполнения опыта, оказывает дифференцированную помощь. Следующий шаг — решение проблемы через экспериментирование. Дети проводят опыты в лаборатории «Хочу все знать!».
Способы мотивации детей к деятельности.
Создание игровой проблемной ситуации.
Сюрпризные моменты.
Проблемные вопросы.
Обращение к опыту детей.

Совместное проведение опытов.
Консультации: «Экспериментируйте с детьми».
«Опыты с водой»
Завершающий
(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)
В результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменять форму?» были опровергнуты две гипотезы: «Вода не может изменить форму» и «Мы не можем изменить форму воды, потому что она не предмет». Подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Можно изменить цвет воды, вода может двигать предметы, может быть холодной и теплой». Дети уяснили для себя, что без воды не будет жизни на земле, вода есть жизнь.
В ходе беседы дети могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?»
На этом этапе важно обсудить с детьми результаты выяснить причины успехов и возможных неудач и, главное, сформулировать общий вывод по эксперименту.
Фотоотчёт о проделан —
ной совместной работе с детьми.

В ФГОС дошкольного образования одной из основных задач является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Эта задача решается непосредственно через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Вода – первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развиваются продуктивные формы мышления. Ребенок проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах известных ученых (Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой), отмечающих экспериментальную деятельность старших дошкольников как одного из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений. (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов).
Приложение 2.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

С ВОЗДУХОМ.
Во́здух — это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно важное значение. О том, какие газы находятся в воздухе, мы узнаем в школе, а в детском саду мы познакомимся со свойствами воздуха.
• Мы дышим воздухом
Воздух нам необходим для дыхания. Это значит, что мы его вдыхаем и выдыхаем. Возьмите стакан с водой и соломинку для коктейля, и пусть ребёнок выдохнет воздух. В стакане появятся пузырьки воздуха.
• Можно ли поймать воздух?
Предложите ребёнку «поймать» воздух платком (лёгким). Взять платок за четыре конца (это удобно делать вдвоём), одновременно поднять его вверх и опустить концы вниз: получится купол, заполненный воздухом.
3.Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать.
Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.
4.Бывает ли воздуху холодно?
Воздух может нагреваться и охлаждаться. Поставьте открытую пластиковую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на её горлышко воздушный шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам стал надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик опуститься, так воздух при охлаждении сжимается.
5.Воздух в стакане.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
6. Воздух не видим и прозрачен.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
7. Буря в стакане.
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
8.Запираем воздух в шарик.
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).
9. Воздух толкает предметы.
После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
10. Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет.
Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом — обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
11. Воздух легче воды.
Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
12.Воздух имеет вес.
Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
13.Тёплый воздух вверху, холодный внизу.
Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней — наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.
А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату — сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами). Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер — это движение воздуха.
14. Чем сильнее ветер, тем больше волны.
Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске — своё море — Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети — это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.
Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.
15. Ветер двигает корабли.
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
16. Волны.
Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер — это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).
17. Веер.
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
18. Как образуются барханы.
Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта). Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке — это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого «добросовестного» ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. «Посадите» (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.
Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

С ВОДОЙ.

Вода является соединением двух распространенных химических элементов — водорода и кислорода. В чистом виде она не имеет формы, вкуса и цвета. В условиях, свойственных нашей планете, большая часть воды пребывает в жидком состоянии и сохраняет его при нормальном давлении и температуре от 0 град. до 100 град. по Цельсию. Однако вода может принимать вид твердого тела (лед, снег) или газа (пар). В физике это называется агрегатным состоянием вещества. Различают три агрегатных состояния воды — твердое, жидкое и газообразное. Как мы знаем, вода может существовать в каждом из трех агрегатных состояний. Кроме того, вода интересна тем, что является единственным веществом на Земле, которое может быть в одно и то же время одновременно представлено в каждом из трех агрегатных состояний. Для того, чтобы это понять, вспомните или представьте себя летом возле речки с мороженым в руках. Замечательная картинка, правда? Так вот, в этой идиллии кроме получения удовольствия можно еще осуществить физическое наблюдение. Обратите внимание на воду. В реке она жидкая, в составе мороженого в виде льда — твердая, а в небе в виде облаков — газообразная. То есть вода одновременно может находиться в трех различных агрегатных состояниях.
1. Окрашивание воды.
Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки
для размешивания, мерные стаканчики.
Воспитатель и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
2. Как вытолкнуть воду?
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
3. Куда делась вода?
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
4. Откуда берётся вода?
Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
Воспитатель накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Воспитатель предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.  
5. Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.
Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть -пролилась вода или нет. Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки). Почему это произошло? (Стакан был слишком полный). Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая). Мы налили слишком полные стаканы; жидкая вода в них плещется, и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая). Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться).  
6. Прозрачная вода может стать мутной.
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём — мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой? (Мутной). В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде).  
7. Вода не имеет цвета, но её можно покрасить.
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).  
8. Вода может литься, а может брызгать.
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания — пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? ( Вода может литься, а может разбрызгиваться).  
9. Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки — на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую — на теневой. Какая салфетка высохла быстрее — та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени).  
10.Руки станут чище, если помыть их водой.
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).  
11.Какая лужа высохнет быстрее?
Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее — большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее — большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).  
12. Помощница вода.
На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).  
13. Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду.
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода, какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).
 14. Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.
Материалы: 2 пол-литровые банки с чистой водой, 1 пустая литровая банка, 3 сырых яйца, поваренная соль, ложка для размешивания.
Покажем детям пол-литровую банку с чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно утонет, все были правы. Возьмем вторую пол-литровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Вывод: Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

С ПЕСКОМ.

Природный песок – этор рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10—5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Песчинки могут образовывать в толще песка своды и тоннели. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
1. Сухой песок может сыпаться.
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector