Формирование навыков самообслуживания детей раннего возраста

Автор: Домбровская Оксана Сергеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 30

Населенный пункт: г. Мончегорск, Мурманская область

Тема: Формирование навыков самообслуживания детей раннего возраста

Опубликовано: 14.05.2016 22:24

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 комбинированного вида.

Обобщение опыта работы
«Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста».

Воспитатель
Домбровская Оксана Сергеевна

Мончегорск

2015
Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,
которые умеют делать, у которых все удаётся и спорится,
которые не потеряются ни при каких обстоятельствах,
которые умеют владеть вещами и командовать ими.
А.С.Макаренко

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.
Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. Главная задача трудового воспитания в раннем возрасте — формирование правильного отношение детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка.
Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребёнок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Но самообслуживание для маленького представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности.
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать культурно- гигиенические навыки пользования индивидуальными предметами ( носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить надевать одежду и обувь.
Цель моей работы — формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания в процессе совместной деятельности взрослых и детей. 
В начале своей работы провела диагностику по навыкам самообслуживания у детей с целью- выявить уровень самостоятельности.
Анкетирование родителей, наблюдения, выполнение словесных указаний позволило мне сделать вывод, что у 49% вновь пришедших детей имеют низкий уровень. Не все умели одеваться и аккуратно есть, не все малыши овладевали необходимыми навыками. Они не знали последовательности одевания, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. Не умели правильно держать ложку во время еды. У детей не было сформировано умение прибирать игрушки. Некоторые дети не умели пить из чашки, так как дома не давали ее, а пили из бутылки.  45% -средний и высокий уровень- 6% детей на начало года. Конец года – низкий 8%, средний- 56%, высокий- 36%.
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания жизненно необходимо для полноценного развития ребенка.
Учитывая важность проблемы по формированию навыков самообслуживания, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями, младшим воспитателем.
Формирование полезных привычек- это кропотливый труд, который требует от взрослого много времени и терпения. Но от результата этого труда зависит здоровье ребенка. Его успешная социальная адаптация ( сначала в детском саду, а потом и в школе), а также эмоциональное благополучия взрослых.
Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
Выполнение подробного плана работы я провела по всем видам деятельности; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.
Самообслуживание формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.
Базовые навыки самообслуживания
Навыки опрятности:
1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:
− носовым платком;
− полотенцем;
− горшком;
− расчёской;
− салфеткой.
2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
Навыки приёма пищи:
1. Жевать с закрытым ртом.
2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).
3. Пить из чашки, держа её двумя руками.
4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
Навыки одевания и раздевания:
1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Учимся умываться
• Завернуть рукава одежды
• Взять мыло и намылить руки – сделать белые перчатки
• Смыть мыло под струей воды
• Вымыть лицо (взрослый называет каждую его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
• Еще раз обмыть руки водой
• Снять полотенце
• Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются)
• Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»
Учимся пользоваться полотенцем
Предложить ребенку
• Снять полотенце с крючка
• Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку
• Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
• Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
• Поменять руки местами
Все действия сопровождаются оживленным разговором с малышом и, при необходимости, показом.
Учимся пользоваться носовым платком
• Знать назначение носового платка
• Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
• Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
• Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
• Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать его по назначению
• Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман
• Обращать внимание на чистоту носового платка
Учимся пользоваться расческой
• Знать свою расческу и место, где она лежит
• Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования
• Исключить возможность пользования чужой расческой
Учимся пользоваться зеркалом
• Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду)
• подводить малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица

К методам формирования навыков самообслуживания можно отнести:
Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов гигиенических процедур;
Пример взрослого ( нужно постоянно помнить о том, что дети раннего возраста  очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание));
Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);
Показ и объяснение (показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное);
Упражнение и контроль (упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы; контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков; следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом; отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.);
Игровые приемы (позволяют более активно воздействовать на малыша; игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей; помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «в ошибки»);
Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок (все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык);
Обязательным условием формирования навыков самообслуживания у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного развития.
Следующее условие, необходимое для успешного формирования навыков– единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении в ДОУ, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Таким образом, воспитание навыков самообслуживания – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания давала в спокойном тоне, вызывающее у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.
При работе с детьми проводила:
– совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
– частичную помощь действиям (последнее действие ребенок осуществляет сам);
– помогала начать действие, а ребенок продолжает и заканчивает самостоятельно при моем контроле.

Работу по воспитанию навыков начинала с первого дня пребывания детей в группе. С младшим воспитателем заранее оговаривали свои требования к малышам. В одевании и раздевании дети первоначально проявляют большую беспомощность. Уже впервые дни начала знакомить малышей с последовательностью раздевания перед сном одевания после сна, что в первую очередь снять или надеть, куда положить. Я учила их самостоятельно снимать сандалии, шорты, колготы и т.д., а после сна натягивать вещи. Бывало такое, что лучше самой одеть ребенка, чем ждать пока он сделает это сам. Но я не спешила прийти ему помощь. В процессе одевания были использованы мотивирующие моменты, чтобы создать эмоциональный настрой, например: кукла Катя уже оделась и ждет детей. Малыши любят, когда с ними разговаривают во время одевания, например? Ульяна, какая красивая у тебя кофта, кто тe6e её связал? И девочка охотно натягивает кофту. Если ребенок надел вещь сам — нужно обязательно его похвалить, и он начнет еще больше стараться. Малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых. Кроме этого я использовала в работе стихи и потешки, которые читала детям и процессе одевания, например: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька», также знакомила их с этим процессом при рассматривании картинок, дидактических игр, дидактических упражнений. Учила детей самостоятельно раздеваться и аккуратно складывать на стульчик свои вещи. Учила помогать друг другу. Навыки самообслуживания закрепляли во время дидактических игр («Одень Катю на прогулку» и др.), и игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка. 
Сложно было научить детей правильно мыть руки и пользоваться полотенцем. Я старалась вызвать у детей чувство брезгливости к грязи, приучала их мыть руки перед едой и по мере необходимости. Малыши не боялись воды, но ручки мыть не умели: подставят руки под струю и держат. На основе дидактических игр, игровых упражнений, обыгранных на кукле мне легче строить свою работу дальше. Я объяснила детям, что сначала нужно намочить руки, намылить их мылом (сделать пенку), а затем смыть водой из-под крана. В процессе умывания также использовала потешки «Водичка-водичка…», и др. Полученные навыки закрепляли, рассматривая сюжетные картины и в дидактических играх «Научим Катю умываться», «Купание кукол» и др.
 Я учила детей причесываться перед зеркалом, хвалила их за аккуратность и умение обслуживать себя: «Посмотрите, какая Даша красивая», Навык закрепляли в дидактическом упражнении: «Причешем куклу Машу»и др.
Во время кормления следила, чтобы дети правильно сидели за столом, обращала внимание на то, как чисто на столах. Напоминала, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой.  Первое время приходилось учить некоторых детей пить из чашки, держать ложку в правой руке, подносить ее ко рту, откусывать и жевать хлеб. Я ежедневно следила за тем, кто из детей и как выполняет мои указания. Если ребёнок забывал какое-либо требование, то я в начале завтрака, обеда подходила к ребёнку, напоминала, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Учила вытирать рот бумажной салфеткой. К концу года дети были приучены пользоваться бумажными салфетками, говорить «спасибо» после еды. Самостоятельно есть ложкой и пить из чашки. Навык культурного поведения за столом закрепляли с помощью игр и игрушек. 
Постепенно дети овладевали основными навыками самообслуживания. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются. Правило: нужно добиваться от ребёнка, чтобы он самостоятельно сделал то, что может. Мы не только учим детей умываться, одеваться и есть, но и приучаем к посильному труду. Малыши учатся прибирать игрушки, помогают поливать цветы и выполняют несложные поручения.
 Таким образом, разнообразие методов и приёмов позволили сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Наблюдается позитивная динамика

При работе с родителями:
Чтобы достичь результатов в этой работе я стала обращаться к непосредственной помощи родителей.
— создавала заинтересованность родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, собственное ощущение ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением фотоматериалов);
— вела дискуссии содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой.
Консультации:
«8 шагов к горшку».
«Формирование у ребенка культурно- гигиенических навыков в детском саду и дома».
« Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания».
« Приучаем к порядку ребенка от двух до пяти».
« Памятка для родителей».
« Как развить у ребенка навыки самообслуживания»
Выступление на родительском собрании:
На родительском собрании затронула вопрос о необходимости воспитания навыков самообслуживания, рассказала о значении положительных привычек в жизни ребёнка, познакомила с нашими требованиями.
Родители в конце учебного года заполняли опросные листы, выявляющих уровень сформированности каждого навыка их ребенка.

Заключение
Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.
Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector