ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО — ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Автор: Михайловская Ольга Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКДОУ №3

Населенный пункт: г. Барабинск, Новосибирская область

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО — ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Опубликовано: 15.05.2016 12:16

Получить свидетельство      Скачать материал


ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО — ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Михайловская Ольга Васильевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ №3
Новосибирской области город Барабинск
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Организованная РППС в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. РППС организовала в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности — игры, соответствующей возрастным особенностям детей 5-6 лет, темам недель, обеспечивающую возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых; соответствующую материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО.
Групповое помещение оснащено необходимым оборудованием, пособиями и атрибутами для организации разных видов деятельности детей, соответствующей пяти принципам.
Например: Для создания условий речевого развития дошкольников в соответствии с нормативным документом ФГОС, в группе я соблюдаю следующие принципы:
– информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с зонированием, в группе выделила зону для речевого развития детей. Рядом с «Книжной зоной» расположена зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности. Зона театрализации играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи. Зона настольных игр, сюжетно-ролевых игр расширяют возможности детей взаимодействовать в различных видах детской деятельности, основной их которых является игра.
– полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих РППС. Данный принцип реализую благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. РППС преобразую в соответствии с темой недели – оформляю зоны, детям предоставляю игровой материал, который служит развитию и закреплению определенных речевых способностей.
– педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения РППС, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, я слежу за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов.
Трансформируемость предметно-развивающей среды группы происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольберта и переносной легкой ширмы, для разделения пространства в группе, что в свою очередь повышает заинтересованность детей. Часто я совместно с детьми обхожусь и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, мы садимся прямо на ковер.
Вариативность определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения. Приоритетным направлением является нравственно — патриотическое направление в воспитании дошкольников.
В группе я совместно с родителями и детьми создали мини — музеи «Сибирская деревенька», «Сибирская изба», «Народная кукла».
Построение вариативного развивающего образования, ориентировала на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
Зонирование пространства организую с учетом всего времени пребывания детей в ДОО. Вся РППС расположена на доступном для детей уровне, где осуществляю образовательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
РППС красочна и выполнена из материала, безвредного для детей, соответствие всех компонентов требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
Созданная РППС в группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групповых помещений вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию, обеспечивает выбор каждого ребенка деятельностью по интересам, и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Литература:
• Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4
• Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., 
Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
• Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии  с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector