Применение метода социо-игровой стилистики с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Ситница Валентина Сергеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «ДС «Гнёздышко»

Населенный пункт: г. Новый Уренгой, Тюменская область

Тема: Применение метода социо-игровой стилистики с детьми старшего дошкольного возраста

Опубликовано: 16.05.2016 10:53

Получить свидетельство      Скачать материал


Применение метода социо-игровой стилистики с детьми старшего дошкольного возраста.

В.С. Ситница
Воспитатель МАДОУ
«ДС «Гнездышко»
г.Новый Уренгой

Представляю материал для педагогов дошкольных образовательных организаций по теме «Применение метода социо-игровой стилистики с детьми старшего дошкольного возраста». Данный метод можно использовать в повседневной образовательной практике как педагогам, так и всем узким специалистам, так как метод универсален, актуален, а самое главное, решает попутно множество психологических проблем. Эту методику можно применять с детьми, начиная со старших групп (4-5 лет).

Цель:
1. Познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.
Задачи:
• Представление метода социо-игровой стилистики.
2. Проведение имитационной игры.
3. Обсуждение в творческих группах.
4. Рефлексия.

 «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
 в результате чего происходит эффект добровольного
 обучения, тренировки и научения».
В.М. Букатов.
Социо — игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
                                                 Актуальность данной темы:
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Ориентируясь на новые подходы  в системе образования, в педагогической практике актуально применять социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Сегодня человеку для полноценной жизни в обществе, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания  сегодня как никогда актуально «лучшее правило – не слишком управлять…» — т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.   Соответствовать данному утверждению может помочь современная педагогическая технология —  «Социо -игровая педагогика» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко,  Александрой Петровной  Ершовой и Вячеславом Михайловичем  Букатовым.
Следуя их  советам,  образовательную  деятельность детей необходимо организовывать как игру-взаимодействие между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»).  Данную методику можно использовать в организации образовательной деятельности. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. 
  Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Принципы:
• Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
• Преодоление трудностей.
• Движение и активность.
• Жизнь детей в малых группах, в основном в пятерках, бывает в четвёрках и тройках.
• Применение социо -игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Условия применения социо-игровой технологии: 1. Разработка перспективного плана. 2. Соблюдение вариантов деления на группы. 3. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен. 4. Смена темпа и ритма. 5. Использование игр разнообразного характера. Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний. Последовательность введения игр: 
Игра для рабочего настроя – «Рыба-птица-зверь», «Летает — не летает», и др.
Игры разминки – «Запрещенное движение», «Земля, воздух, огонь, вода», «Да-Нет», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др. Игры социо- игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Пожелание» и др. Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные», и др. Игры вольные, требующие передвижения – «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем» и др.
Предполагаемые результаты:
— дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию; — у детей развито речевое взаимодействие; — сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; — дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; — у них нет чувства страха за ошибку.                                                     
Алгоритм проведения мероприятия: выделение проблемы – вводное слово, описание принципов, содержания форм, средств, используемых в работе, объединение в группы для решения проблемы, с последующими комментариями, представление результатов работы, обсуждение и корректировка результатов работы, разминка, рефлексия.
В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:
 •  помочь детям научиться эффективно общаться;
 • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
 • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
 • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
 Социо- игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
Золотые правила социо-игровых подходов.
1-е правило.
Используется работа малыми группами или как их еще назыаают «группы ровесников». Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 4-5 детей. Деятельность дошкольников в малых группах – самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
На группы можно поделиться: -по цвету волос, глаз, одежды, по счету(первый-второй-третий) и т.д.
• 2-е правило.
Смена лидерства.
Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
• 3-е правило.
Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.
• 4-е правило.
Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение по времени, У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.
• 5-е правило.
Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.
Обучение происходит в игровой форме. Для этого можно использовать различные игры, развивающие внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
• 6-е правило.
Ориентация на принцип полифонии: «За 133-мя зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, а кто-то меньше.
Задачи социо-игровой стилистики.
• Повышение качества образования детей.
• Снятие страха перед деятельностью
• Развитие индивидуальности и сообразительности детей
• Развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими
• Формирование у детей навыка слаженной работы
Классификация игр социо-игровой направленности.
Для рабочего настроя — пробудить интерес детей друг к другу, к занятию.
Разминки (разрядки) — элемент соревнования, доступность.
Для приобщения к делу – усвоение или закрепление учебного материала.
Творческое самоутверждение – художественно-исполнительский результат действия.
На воле – простор и свобода передвижения.

Практическая часть
Проведение имитационной игры
Ход занятия.
• Приветствие: «Продолжи предложение».
«Уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами поприветствуем друг друга. По кругу каждый из вас называет по имени соседа и говорит: «Привет, сегодня хороший день, потому, что…»
2. Игра для рабочего настроя:
«Я иду в поход».
Цель: позитивный настрой на работу, сплочение.
! Сейчас мы с вами поиграем в игру. По часовой стрелке водящий начинает фразу: «Когда я иду в поход, я беру с собой, например, палатку. Следующий участник должен сказать эту фразу, добавив имя предыдущего, предмет, который он берет с собой и добавить что-то свое. И так продолжать, подобно снежному кому, до последнего участника.
3. Деление на команды. А сейчас я хочу попросить вас встать и рассчитаться на яблоко, апельсин, ананас для того, чтобы разделиться на команды.
Задание командам:
— выбрать себе капитана (посыльного);
— придумать название команды (предлагается командам дать название кулинарных блюд).
4. Ведущий приглашает к себе капитанов и каждому дает задание для команды. Задача капитанов объяснить своим командам суть задания вместе его выполнять. На выполнение заданий отводится 2-3 мин.
5. Выполнение заданий. Тема: «Развитие творческого мышления».
Задание №1. Поиск странностей. Каждой команде раздаются картинки, на которых нужно найти какие — либо странности. Время выполнения 3 – 5 мин.
Затем капитаны выходят к ведущему и рассказывают, какие странности их команды там увидели.
Следующее задание. Капитаны этих же команд выходят к ведущему для получения следующего задания.
Задание №2. Сочинить небольшое стихотворение о времени года, изображенном на картинке. Время выполнения 10 мин.
Капитаны зачитывают сочиненные стихи своих команд.
• Разминка «Танцуют все, или передай движение»
Цель: снятие напряжения, сплочение
Каждый участник по кругу показывает какой-нибудь элемент (фрагмент) танцевального движения. Остальные участники повторяют его. Так продолжается, пока каждый не покажет свое движение. Все это выполняется под музыку.
• После разминки необходимо создать новые команды. Для этого необходимо всем снова встать в круг. Рассчитаться на лилию, розу, мимозу, чтобы вновь разделиться на команды.
Задание командам:
— выбрать себе капитана (посыльного);
— придумать название команды.
Задание 3. «Магазин для лентяев».
Магазины бывают разные. И в нашем городе, оказывается, собираются открыть новую серию магазинов. «Для лентяев», «Для шалунишек », «Для врунишек». Задача каждой команды написать список, что будут продавать в этих магазинах. Сделать презентацию одного из товаров.
Затем снова приглашаются капитаны и представляют выполненное задание.
• Рефлексия.
• Ритуал прощания: «Пожелания»
Передавая зажженную свечу по кругу говорить: «Я желаю себе, я желаю тебе».
 Литература:
1. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру.
Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред.
В. М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера,
2009. – 189 с.
2. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о
социо-игровом стиле работы. — Красноярск, 1999. — 221 с.
3. «Азбука общения» -Детство Пресс,Санкт-Петербург 2007г.
4.« Бабочка социо -игрового стиля обучения.   Автор-составитель
В. М. Букатов
5. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения
дошкольников: справочно-методическое пособие для
воспитателей старших и подготовительных групп детского сада /
Под общей редакцией В.М. Букатова – СПб: Образовательные
проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе
по лексической теме
«Домашние животные»
Подготовила:
Воспитатель Ситница В.С.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека;
способствовать формированию мыслительных операций.
Развивающие:
развивать внимание, память, мышление, творческое воображение;
обогащать словарь по теме «Домашние животные»;
развивать связную речь.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес, любознательность, работать сообща в командах;
формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу.
Материал: карточки с домашними животными, карточки с заданиями, колокольчик, бумага, карандаши, ИКТ.
Упражнение «Привет!».
Цель: положительный настрой, сплочение группы.
Дети становятся в круг, взявшись за руки. По кругу каждый ребенок по очереди говорит: «Привет! Сегодня хороший день, потому, что… и добавляет что-нибудь свое, например, светит солнце и т д.
Постановка проблемной ситуации: воспитатель сообщает о том, что на скотном дворе стоит шум и гам. Животные спорят кто из них главнее и нужнее . Просит ребят помочь разобраться в этой ситуации. (Параллельно на экране появляется слайд «Скотный двор» в сопровождении звуков домашних животных).
-Ребята, нам нужно выполнить ряд заданий и тогда мы сможем определить кто из животных домашних самый главный и нужный на скотном дворе. Как вы думаете, сможете выполнить задания? Справитесь?
Алгоритм проведения игры:
Деление детей на микрогруппы: (варианты считалок могут быть разными)
• Кошка, собака, кролик.
• Вискас, чаппи, морковь.
• Молоко, шерсть, мясо.
• Телёнок, ягненок, жеребенок.
• Конюшня, коровник, конура.
• Мяу, гав, му-у.
• Рога, копыта, хвост.
• Олень, верблюд, слон.
Команды выбирают капитанов (себя не предлагать), придумывают названия своим командам.
Капитаны по зову колокольчика получают задания от воспитателя (в тайне от команд). Каждая команда получает разный набор карточек.
Задания могут вытаскивать из конвертов, могут вращать барабан .
Задания командам объясняют капитаны самостоятельно.
Выполнение заданий.
Капитаны выходят и представляют, объясняют ответы своих команд.
Разминка.
Смена мизансцены.
Выбор капитана и названия команды.
Получение новых заданий.
1-задание:
Игра «4-й лишний».
Нужно определить какое животное лишнее.
(Капитаны выбирают конверты, в которых находятся карточки с изображением животных. Воспитатель капитанам говорит в тайне от команд задание, а капитаны потом самостоятельно должны объяснить команде).
2-задание:
Упражнение «Фантастические гипотезы».
Новые капитаны выбирают первые попавшие карточки из двух конвертов. 1- карточки существительные с изображением животных, 2- карточки глаголы с изображением действий. Воспитатель сообщает капитанам, что команде необходимо составить рассказ по картинкам «Что было бы, если…». Например: на 1 картинке изображен кот, а на второй как вариться суп. Формируется гипотеза: « Что было бы, если бы кот мог готовить обед или варить суп» и т.д.).
Эта игра направлена на развитие творческого воображения и теоретического абстрактного мышления.
РАЗМИНКА
Упражнение «Тропинка, кочка, копна».
Цель: снятие усталости, сплочение коллектива, развитие внимания.
Дети берутся за руки, образуя круг и по сигналу ведущего начинают движение по кругу, пока ведущий не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит «Тропинка», дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит слово «Копна», дети направляются в центр круга, руки вверх к центру. Если ведущий произносит слово «кочки», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим повторяются.
3-задание:
Викторина «Домашние животные. Какую пользу они приносят».
(Новые капитаны вращают барабан и таким образом выбирают карточки с изображением животного. Воспитатель сообщает капитанам, что нужно вспомнить всё что они знают об этом животном: где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку). Капитаны получив задания от воспитателя сообщают своим командам, обсуждают и потом капитаны выходят и рассказывают.
4- задание:
«Постановка необычных проблем».
Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, т.е. воображения в сочетании с творческим мышлением.
Выбираются две первые попавшие карточки из двух конвертов. 1-й конверт с изображением животных, 2-й конверт с изображением любых предметов.
• Корова купила кресло. Постановка проблемы: Как она его доставит к себе домой?
• Лошадь нашла самовар. Постановка проблемы: Что она с ним будет делать?
• Кошке подарили лейку. Постановка проблемы: Для чего кошке лейка?
ИТОГ: Дети подводят итог: кто же на самом деле главный и нужный. (Все животные нужны, каждый приносит пользу человеку. Выбрать кого-то одного нельзя. Поэтому они все главные и нужные).
Воспитатель: Понравилось ли вам играть? А какая игра понравилась больше всего? А что было трудно выполнить? Ещё хотите играть в командах?
Завершающее упражнение в качестве прощания: «Комплименты»
Дети встают в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, назвать его по имени, сказать ему несколько добрых слов ( приятный комплимент или за что-то похвалить). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, назвав его по имени, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector