Авторское развивающее пособие «Скалочки-развивалочки»

Автор: Кузнецова Марина Николаевна

Должность: Воспитатель доу

Учреждение: МБДОУ д/с №14

Населенный пункт: г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край

Тема: Авторское развивающее пособие «Скалочки-развивалочки»

Опубликовано: 16.05.2016 20:59

Получить свидетельство      Скачать материал


«СКАЛОЧКИ-РАЗВИВАЛОЧКИ»
Кузнецова Марина Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14
г. Славянска-на-Кубани,
муниципального образования Славянский район.

г. Славянск-на-Кубани
2015г.
Описание: Скалочки — развивалочки игровое пособие для развития моторики рук у детей от трёх до шести лет.
Материал для изготовления пособия: картонные втулки (от фольги для запекания, пищевой стрейч плёнки), макаронные изделия различной формы, ракушки, пуговицы, разноцветный аквариумный грунт, бутылочки круглой формы из-под шампуня, плотная ткань, бусы различной формы, лента «липучка», клей ПВА, ножницы, нитки, иголка.
Описание изготовления пособия: картонную втулку разрезать поперёк на две части при помощи канцелярского ножа.

Нанести на поверхность капельки клея ПВА и приклеить макаронные изделия к втулке, располагая их ровными рядами, либо в разброс. Дать изделию просохнуть.

Втулки можно покрасить акриловыми красками. Наклеить на окрашенную поверхность ракушки, аквариумный грунт. Для изготовления скалочек также можно использовать арбузные семечки, фасоль, скорлупки от фисташек, «шапочки» от желудей и любой другой природный материал, имеющий фактурную поверхность. Это очень увлекательное занятие. Скалочки можно изготавливать вместе с детьми, учитывать их пожелания и вашу фантазию.
Для изготовления скалочек со съёмными чехольчиками вам понадобятся пластиковые бутылочки из-под шампуня или геля для душа, плотная ткань, ножницы, гранёные бусы, круглые бусы, нитки, иголка, лента «липучка» для фиксации ткани.

Отмеряем ткань на 10 сантиметров длиннее пластиковой бутылочки, измеряем толщину бутылочки и прибавляем 4 сантиметра для застёжки. На ткани делаем разметку карандашом и пришиваем бусы на расстоянии 2 сантиметра по намеченным линиям.

По краям изделия пришиваем «липучки», фиксируем чехольчик на бутылочке. Свободные края перевязываем красивой ленточкой или шнурком. Можно прошить край чехольчика широкими стежками и затянуть нитку. Аналогично изготавливаем чехольчик с круглыми бусами. Можно нашить пуговицы разного размера, формы, цвета. Съёмные чехольчики удобны тем, что их можно постирать. Имея одну основу (бутылочку), менять чехольчики с разными текстурами. Дети старшего возраста с удовольствием проделывают работу по замене чехольчиков. В процессе замены отрабатываются умения застёгивать и расстёгивать «липучки», развязывать и завязывать бантики на торцах скалочки. При хранении пособие занимает меньше места.

Скалочки можно изготовить из деревянных палочек и шпажек для приготовления шашлыка. Шпажки наклеить при помощи клея ПВА. Получается скалочка с ребристой поверхностью.
Задачи.
• Тренировать тонкие движения пальцев рук;
• Способствовать развитию творческих способностей;
• Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
• Развивать навыки ручной умелости;
• Развивать память и связную речь;
• Обогащать словарный запас.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе выполнения упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Я решила изготовить развивающее пособие в виде скалки потому, что издревле на Руси этой кухонной утварью делали различные массажи, да и современные массажёры устроены по принципу скалки. Массаж кистей рук является важной составляющей сенсорного воспитания, стимулирует сократительную способность и работоспособность мышц, подвижность суставов. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, повышает работоспособность, снимает нервное напряжение. Работа со скалочками-развивалочками-это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой происходит массаж и пальчиков, и ладони ребёнка. Необычная форма, яркое оформление привлекают внимание малыша, дети с огромным удовольствием исследуют скалочки получая сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве. Простота в изготовлении, доступность материалов, возможность использования в различной обстановке и в любое время делают скалочки-развивалочки необходимым атрибутом для развития мелкой моторики рук, стимуляции процесса развития речи, познавательной активности детей дошкольного возраста.

Варианты использования пособия.
• Массаж ладоней и стоп.
Для работы с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать скалочки-развивалочки, как массажёры.

Предложить ребёнку покатать скалочку между ладонями, движением вперёд-назад. Покатать скалочку по столу из стороны в сторону (влево, вправо).

Очень нравится детям массаж стоп скалочкой с круглыми бусинками.
Снимается усталость, нервное напряжение. Профилактика плоскостопия за счёт массирующего воздействия на ступню и поступательных движений вперёд-назад, из стороны в сторону.

«Этот валик дело знает-живо тесто раскатает. С деревянной ручкой палка- трудится на кухне скалка».

Какие же скалочки-развивалочки без теста…
Для работы готовим солёное тесто, подкрашиваем пищевыми красителями.
• Развитие «щипкового» захвата.
Детям младшего возраста довольно сложно работать с пластилином, а солёное тесто прекрасный и безопасный материал для развития моторики. Мягкое, податливое, не пачкает руки.
Отщипывая маленькие кусочки от теста, развивается мелкая моторика, тренируется «щипковый» захват, необходимый для правильного удерживания карандаша, кисточки. Научив ребёнка отделять кусочки теста, предлагаем сделать лепёшку. И вот настало время применить наши скалочки.
• Развитие познавательной активности.

Скалочки-развивалочки изготовлены из различных фактурных материалов, знакомясь с ними у детей развиваются познавательные и речевые умения. Прокатив скалочку по лепёшке из теста, дети обнаруживают на поверхности теста замысловатые отпечатки.
• Закрепления сенсорных эталонов. Цвет. Форма. Величина.

Скалочки-развивалочки окрашены в разные цвета. Это помогает детям знакомиться с цветами спектра. На основе образцов-эталонов группировать вылепленные из разноцветного теста предметы по цвету. «Пуговичная» скалка поможет различать пуговицы прямоугольной, круглой формы, группировать пуговицы по цвету. «Ракушечная» поможет закрепить понятия большая и маленькая «ракушка».
• Обогащение словарного запаса.

Работая со скалочками, дети учатся понимать и использовать в речи новые слова и понятия: «большой», «маленький», «гладкий», «шершавый», «картонный», «деревянный», «блестящий», «ребристый», «форма», «отпечаток» и т.д.
• Развитие навыков ручной умелости.
Работая со скалочками-развивалочками, дети не только постоянно массируют пальчики и ладони, они учатся регулировать силу нажима на скалочку, получая при этом отпечатки разного качества (чёткие и не очень чёткие), вырабатывается усидчивость.
Для детей старшего возраста можно предложить формочки для печенья, тем самым усложнить работу с тестом. Появляется возможность проявить себя, как творческую личность, создать неповторимый кулинарный шедевр. «Разрисовав» тесто скалочкой, можно вырезать задуманную форму, при этом включаются в работу все мышцы пальцев рук, вырабатывается аккуратность, ведь одно неловкое движение приведёт к порче изделия.

• Развитие творческих способностей.

Скалочки-развивалочки помогают детям почувствовать себя волшебниками, создающими необыкновенные угощения для кукол и друзей. Одним движением руки они способны создать необъятные космические просторы, поле с колосками, дно морское, усеянное ракушками, пушистого зайчика, колючую ёлочку…
Заключение. Для развития ребёнка не требуется огромных материальных затрат, из подручных и бросовых материалов можно изготовить развивающие пособия для детей, способные заинтересовать ребёнка, помочь ему развиваться гармонично. Я уверена, что в процессе работы со скалочками-развивалочками, мои малыши найдут им новое применение. Главное, что детям очень нравится работать со скалочками-развивалочками.
Использована литература: Л.П. Воронина, Н.А. Червякова «Артикуляционная гимнастика, массаж и самомассаж» Издательство «Детство-пресс».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector