Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок: какой он?»

Автор: Николенко Надежда Терентьевна

Должность: Педагог-психолог

Учреждение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №148»

Населенный пункт: г. Воронеж, Воронежская область

Тема: Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок: какой он?»

Опубликовано: 17.05.2016 17:10

Получить свидетельство      Скачать материал


Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок: какой он?»
Как помочь гиперактивному ребенку.
Американский психолог В.Оклендер поясняет: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливет молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».
Родители такого малыша должны обладать редкой выдержкой, понимая, что ребенок с диагнозом СДВГне в силах контролировать свое поведение и сдерживать эмоции, ведь гиперактивность, как правило, становится следствием патологии, называемой минимальной мозговой дисфункцией с нарушением процессов торможения. Ваш егоза и сам страдает от собственной непоседливости, но самостоятельно изменить что-либо не в силах.
Первые проявления гиперактивности можно заметить еще в младенческом возрасте: у ребенка наблюдается повышенный мышечный тонус, малыш чутко реагирует на смену обстановки, звуковые и световые раздражители, часто и громко плачет, с трудом засыпает, сон его обычно поверхностный и непродолжительный.
Специалисты, исследующие проблему детской гиперактивности, все больше склоняются к тому, что в некоторых случаях она обусловлена нарушением режима питания. Содержащиеся во многих современных продуктах вещества нарушают нейрохимические процессы мозга, что нередко приводит к химическому дисбалансу, следствием чего становится гиперактивность.
К вредным для нашего организма элементам относят: пищевые красители, усилители вкуса, консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители.
Помимо этих, отравляющих организм веществ, не меньший вред могут принести и самые обычные продукты, источники быстрых углеводов – сахар и мучные изделия (если употреблять их в ненормированных количествах).
Попробуйте провести тест: 3 дня исключите из меню ребенка все продукты, содержащие вышеперечисленные вещества, сладости, пирожки, булочки, пирожные. Отдавайте предпочтение овощам, фруктам, кисломолочным продуктам и крупяным изделиям. Понаблюдайте за ребенком, возможно вы заметите, как изменилось поведение вашего малыша. Исходя из этого, составьте сбалансированное меню. Помните, что именно сейчас закладываются основы будущего здоровья ребенка, и каким оно будет, во многом зависит от вас.
Одним из решающих факторов в развитии гиперактивности является обстановка, в которой растет и развивается ребенок. Психика малыша не может формироваться автономно, бытовые условия, люди, окружающие его, взаимоотношения взрослых в семье – все это в немалой степени влияет на становление личности ребенка, на его психическое и эмоциональное здоровье. Педагоги и врачи подтверждают, что дети из так называемых неблагополучных семей отличаются от своих сверстников повышенной нервной возбудимостью, эмоциональной нестабильностью, отсутствием навыков самоконтроля.
Под неблагополучной семьей в данном случае подразумеваются не только люди, ведущие асоциальный образ жизни, неблагополучие – это отсутствие взаимопонимания между родителями, частые конфликты, ссоры, свидетелями которых становятся и дети. Может быть, прежде чем вести ребенка к врачу, стоит проанализировать сложившийся семейный уклад?
Не менее важна и согласованность родителей в приемах воспитания ребенка. Очень часто можно наблюдать следующую картину: мама и бабушка позволяют драгоценному чаду абсолютно все, в то время как папа весьма строг и требователен. Неокрепшая психика малыша не в силах преодолеть эти противоречия, результатом чего становятся проблемы со здоровьем, в том числе и гиперактивность.
Выявить точную причину развития СДВГ сложно, однако можно исключить или ограничить влияние некоторых факторов и помочь этим ребенку.
Помните песенку из детского мультфильма: «В каждом маленьком ребенке, и в мальчишке и в девчонке, есть по двести грамм взрывчатки или даже полкило»? Действительно, мы уже говорили о том, что активность и движение – нормальное состояние каждого здорового ребенка, так как же определить ту грань, за которой естественная детская энергичность превращается в патологию. Ведь все дети любят играть в подвижные игры, бегать, баловаться, время от времени капризничают, злятся, и мало кто из малышей может долго заниматься каким-то одним делом.
Но главное отличие здорового ребенка от ребенка гиперактивного состоит в том, что первые являются вполне управляемыми детьми, периоды бурной активности у них носят кратковременный характер, гнев или агрессию такого малыша можно предотвратить или быстро купировать, он поддается уговорам, у него вполне развиты навыки самоконтроля.
Понаблюдайте за своим ребенком в отличающейся от привычной обстановке: гиперактивный ребенок не может сдерживать своих порывов. Его не остановит присутствие посторонних людей, другие сдерживающие факторы, его обычное состояние – бесцельное движение – остается неизменным. Все уговоры и угрозы наказания в этом случае бессильны.
Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» ставится с учетом трех главных критериев: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Понятие «невнимательность» включает в себя:
— неспособность концентрировать внимание на деталях, что приводит к искажению информации в целом, обилию ошибок при выполнении какого-либо задания;
— отсутствие слухового восприятия. Родители подобных детей часто жалуются на то, что ребенок их как будто не слышит, но все дело в том, что малыш просто не может вникнуть в обращенную к нему речь;
— неумение доводить начатое дело до конца, работать, соблюдая определенные правила, опять же потому, что вникнуть в эти правила ребенок не может;
— проблемы с организацией собственной деятельности. Ребенку трудно настроиться на определенное занятие, обдумать и осуществить план работы;
— отказ от занятий, требующих продолжительного интеллектуального напряжения;
— забывчивость;
— частые потери вещей, сопутствующих предметов, игрушек, канцтоваров.
Далее остановимся на явлении гиперактивности, для нее характерны следующие признаки:
• Суетливость ребенка, неумение спокойно сидеть, стоять, навязчивые движения рук, ног;
• Неумение заниматься каким-либо определенным делом. Во время занятий в школе или в детском саду ребенок может без спроса покинуть свое место, увлекшись чем-то другим;
• Бесцельность двигательной активности ребенка, что называется движением ради движения. При этом часто нарушаются правила безопасности, повышается риск травматизма;
• Отказ от спокойных игр, тихого отдыха, определенных занятий, требующих тишины и спокойствия;
• чрезмерная разговорчивость.
И наконец импульсивность:
• ребенок торопится ответить на вопрос, не задумываясь, не дослушав его до конца;
• не умеет сдерживаться и дожидаться своей очереди, выкрикивает, перебивает, вступает в конфликты.
Если 6 из перечисленных признаков характеризуют поведение вашего ребенка, можно предположить, что он гиперактивен и за консультацией обратиться к специалисту в медицинское учреждение.
Неуправляемый – таким эпитетом чаще всего характеризуют гиперактивных детей педагоги и родители. К подобным малышам трудно найти подход. Но родители прежде всего должны понимать, что ребенок сам страдает от своей «неуправляемости» и нуждается в помощи. Помните, что помочь ему сейчас можете только вы, и помощь – это долгая упорная работа, в том числе над собой. По возможности устраните из жизни ребенка те вредоносные факторы, выработайте единую линию воспитания, сглаживайте конфликтные ситуации, свидетелем которых может быть ребенок, систематизируйте питание малыша, поддерживайте контакт с педагогами д/с или школы, которую посещает ребенок.
Со своей стороны постарайтесь, чтобы ваши отношения строились на доверии и взаимопонимании. Сдерживайте свои отрицательные эмоции, гнев, раздражение, не повышайте голоса на ребенка и откажитесь от физических наказаний. Дети с диагнозом СДВГ крайне негативно относятся к разного рода запретам, угрозам и критике. Все эти методы в данном случае не принесут никакого результата, а лишь усугубят ситуацию. Откажитесь от нотаций и выговоров, вы и сами знаете, что ваш ребенок их просто не слышит. Нельзя впадать и в другую крайность – вседозволенность. Отсутствие границ пугает ребенка, делает его беззащитным. Мягко контролируйте действия малыша, стараясь объяснять ему причины тех или иных запретов. Разговаривайте спокойно, уверенно, приводите красочные примеры из жизни, побуждайте ребенка задавать вопросы, делать выводы.
Ограничьте до минимума время просмотра телевизора, прослушивания бурной музыки, исключите компьютерные игры. Играйте в настольные игры, в которых могут принимать участие все члены семьи.
Избегайте посещения многолюдных мест и зрелищных мероприятий: это чревато перевозбуждением ребенка, и как следствием нарастанием гиперактивности ребенка. Отдавайте предпочтение прогулкам на свежем воздухе с умеренными подвижными играми, наблюдениями за природой.
Не ограничивайте двигательную активность малыша, пусть он избавится от излишков энергии, но при этом следите за тем, чтобы он не переутомился.
Как можно чаще подключайте к общению всех домочадцев: устраивайте семейные праздники, пикники, давая при этом малышу посильные задания – чувство собственной значимости поможет ему быть серьезнее и ответственнее.
Вместе с ребенком составьте распорядок дня и старайтесь четко придерживаться его. Это действует на детей успокаивающе. Поручите малышу выполнять определенную обязанность по дому, желательно в одно и тоже установленное время, например, выносить мусор. Хвалите и поощряйте его за проделанную работу, гиперактивные дети очень чутко реагируют на похвалу. Радуйтесь вместе с ребенком его успехам, даже самым малым, дайте ему понять, что вы замечаете все его старания и усилия, гордитесь им, и конечно очень любите его.
Многие специалисты, исследующие данную проблему, утверждают, что гиперактивность нельзя рассматривать как заболевание, это скорее отклонение от поведенческих норм, обусловленное адаптацией к современному ритму жизни. Родители должны помнить, что их ребенок особо нуждается в понимании, любви и заботе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector