«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Автор: Кузнецова Валентина Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ №9 «Тополёк» (первое отделение)

Населенный пункт: г. Клин, Московская область

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Опубликовано: 17.05.2016 17:17

Получить свидетельство      Скачать материал


Проект

«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Разработал: воспитатель
высшей квалификационной категории
Кузнецова В. В.

2016 год
Содержание

1. Актуальность проекта
2. Тип проекта
3. Состав участников проекта
4. Срок реализации проекта
5. Продолжительность проекта
6. Цель и задачи по проекту
7. Межпредметные связи по проекту
8. Описание продукта, полученного в результате проекта
9. Форма проведения презентации проекта
10. Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта
11. Поэтапная совместная деятельность по решению задач проекта
12. Ожидаемый результат
13. Диагностика
14. Приложение к проекту (конспекты занятий, бесед)
15. Из опыта работы по реализации данного проекта в МДОУ №9 «Тополёк» (таблицы диагностики, фотоматериал)

Актуальность
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. В речи детей существуют множество проблем:
— недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
— бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
— бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
В Законе РФ «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы направлены на решение задач формирование общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Именно связность речи может помочь в решении этих задач.
В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Речевое развитие». Данная область включает владению речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Цель: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.
Задачи:
Для детей:
Образовательные
• развивать навыки связной речи;
• формировать полноценные произносительные навыки;
• обогащение словарного запаса детей по данной теме.
Воспитательные
воспитание умения свободного общения со взрослыми и детьми
Развивающие
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие творческих способностей, эмоциональной сферы детей.
Для педагога:
• Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи.
• Изучить приемы мнемотехники, используемые для работы с детьми.
• Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у воспитанников.

Ожидаемый результат
Для детей
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.
• Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности: может спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и прочее.
• У ребенка значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, он пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
Для педагога
• внедрение новых методов в работе с детьми
• повышение профессионализма
• самореализация
Для родителей
• повышение уровня личностного сознания

Тип проекта – практико-значимый
Состав участников
• воспитатель группы
• дети группы №4 (возраст от 3 лет 6 мес. до 4 лет 6 мес.)
• родители воспитанников группы
Срок реализации – один месяц: 20 декабря 2015 года –20декабря 2016 года
Продолжительность проекта – краткосрочный

Межпредметные связи по проекту
Интеграция образовательных областей:
• ОО «Речевое развитие»
• ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Описание продукта, полученного в результате проекта –
Мнемотаблицы, мнемодорожки, нарисованные детьми

Форма проведения презентации проекта –
Фотоотчёт по теме проекта

Методико-демонстрационный материал,
необходимый для выполнения проекта –
Подборка литературного материала по теме проекта
Подборка стихотворений по теме проекта
Подборка иллюстраций , мнемотаблиц, мнемосхем, мнемодорожек

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта –
• проектор;
• компьютер
Поэтапная совместная деятельность
по решению задач проекта

Этапы
Деятельность педагогов
Деятельность детей
1 этап
Подготовительный
• Постановка целей и задач.
• Определение проблемы, подлежащей решению.
• Анализ проведенных исследований по данной проблеме.
• Составление плана проекта.

• Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).
• Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (например, домик – медведь — )

2 этап
Целеполагание
• Педагоги формируют проблему: знают ли дети, что такое мнемодорожки, мнемотаблицы.
• Педагог вводит детей в проблему: рассмотреть иллюстрации к сказкам и мнемотаблицы к ним.

• Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи (пересказ с использованием приемов наложения и приложения).

3 этап
исполнение

• Графическая зарисовка мнемотаблицы.
• Включение элементов мнемотехники в педагогический процесс.

.
Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы:
— на занятиях;- в свободной деятельности;- в продуктивной деятельности;- в индивидуальной деятельности.

4 этап
презентация
Итоговое занятие внутри ДОУ
Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи (пересказ с использованием приемов наложения и приложения).

Выводы по окончании проекта
Данный проект, который был реализован в МДОУ «Тополёк», в декабре 2015 – январе 2016 года с детьми дошкольной группы (возраст детей от 3 лет 6 мес. до 4 лет 6 мес.) показал следующее:
Для детей:
• Повышения уровня связной речи воспитанников, т.е. у них улучшилось:
• фонетически и грамматически правильное владение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог);
• словарный запас, позволяющий выразить мысль. Описать событие, задать вопрос и ответить на него;
• умение задавать вопросы и дать полный ответ на простые вопросы;
• умение оценивать речевое поведение – свое и окружающих, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета.

Для педагога:
• повысился профессионализм, самореализация;
Для родителей:
• родители приняли активное участие в оформлении мнемодорожек, мнемотаблиц, мнемосхем;
• домашние чтения, пересказ, заучивания художественных произведений при помощи мнемотаблиц.

Диагностика
Уровень речевых умений на начало проекта:
Низкий уровень – 46%;
Средний уровень – 54%:
Высокий уровень – отсутствует.
Уровень речевых умений на конец проекта:
Низкий уровень – 20%;
Средний уровень – 68%:
Высокий уровень – 12%.

Приложение к проекту:

«Использование приёмов снемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector