Курочка Ряба

Автор: Гурова Наталья Владимировна

Должность: Младший воспитатель

Учреждение: ГБОУ гимназия 1552

Населенный пункт: г.Москва, Московская область

Тема: Курочка Ряба

Опубликовано: 18.05.2016 22:08

Получить свидетельство      Скачать материал


Статья на тему «Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи.»
Выполнила
Гурова Наталья Владимировна
Воспитатель Гимназии 1552 г. Москвы.
_x000C_Введение
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.
На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».
«Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком» Дети с речевыми нарушениями -это особая категория аномальных детей (сохранен слух, не нарушен интеллект), но значительны речевые нарушения.
«Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание). Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е. Левиной и ее сотрудников и период с 1965 по 1980 гг. Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е. Хватцева, О.П. Правдиной, Р.Е. Левиной и другими. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления».
Как указывают Л.И. Белякова, Е.А.Дьякова: «подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет»

 Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
Задачи:
расширять знания родителей об условиях правильного формирования речи детей
уточнить знания родителей о роли участия семьи в коррекции речевого развития ребенка;
дать методические рекомендации по воспитанию и обучению.
Как указывает Г.В. Чиркина, «основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития».
Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление; таким образом, деление методических рекомендаций на разделы несколько условно, поскольку задача их едина. В каждом разделе задания располагаются от простых к сложным. Задания в зависимости от ведущей задачи должны отвечать закономерностям развития любой психической функции: от наглядной деятельности к образной, затем к словесно-логической и абстрактной.
В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе».
Жизненно необходимо, при составлении коррекционной педагогической программы учитывать и медицинские показания ребенка. Вот основные направления медицинской и педагогической помощи детям, при речевых нарушениях.
1.Лечебные мероприятия:
· медикаментозное лечение (по показаниям),
· гомеопатия (по показаниям),
· фитотерапия (по показаниям),
· психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям),
· физиотерапия (по показаниям),
· массаж,
· лечебная физкультура.
2. Развитие познавательной деятельности.
3. Развитие речи:
· развитие понимания обращенной речи;
· развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);
· развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);
· развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);
· работа над дыханием и голосом;
· работа над темпом и ритмом речи.
4. Логоритмика
5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.
6. Формирование математических представлений.
7. Подготовка к обучению грамоте.
8. Физическое развитие.
9. Эстетическое воспитание.
10. Социальная адаптация:
· формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
· формирование представлений о самом себе».
Таким образом, для нормального развития детей с речевыми нарушениями применяют целый комплекс мер, направленных на восстановление тех или иных функций организма ребенка. Также необходимым условием коррекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы с учащимися.
А если учитывать, то, что дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении, то знание педагогом особенностей детей с речевыми нарушениями, значительно облегчат работу и помогут найти адекватные формы обучения и воспитания.
Таким образом, проанализировав литературные источники по проблеме исследования, можно сделать выводы о том, что в психологической науке существуют различные точки зрения на определение основных понятий семейной психологии.
1. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сложность ее изучения вызвана тем, что семья, как малая группа, является закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в ее дела. Семья отличается от других малых групп многообразием, глубиной и длительностью связей, объединяющих её членов. Семья способствует самоутверждению ребёнка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, оказывает психологическую поддержку и защиту, спасает от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Многими исследователями отмечается значимость межличностных взаимоотношений в семье (Л. П.Буева, А.С.Макаренко, В.Н.Мясищев, В.Сатир,Э.Фромм и т.д.).
2. Опираясь на анализ литературных источников, можно сказать, что на формирование типов родительского отношения влияют такие факторы как личностные особенности родителей, психологические особенности ребёнка и особенности семейных взаимоотношений. Тип родительского отношения к болеющему ребёнку относят привязывающее-подавляющий, симбиотически-авторитарный, принятие-отвержение, инфантилизация. Исследования показывают, что позитивные взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребёнку со стороны родителей могут сформировать положительный взгляд на мир ребёнка и на самого себя. Негативные взаимоотношения нередко приводят к ущербному развитию потребностей, мотивов, низкому самоуважению и недоверию к окружающим.
3. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребёнка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические, психологические и социальные факторы риска. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений: расстройства фонационного оформления речи (афония, дисфония, брадилалия, тахилалия), нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (заикание, проявление речевого негативизма), нарушение языковых средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР)) и многие другие причины.
4. Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в семье показал, что для понимания ситуации необходимо, с одной стороны, познание мира субъективных переживаний и оценок ребёнка. С другой стороны важно иметь представление о реакции родителей на интеллектуальный дефект ребёнка, проанализировать их взгляды на возможности взаимодействия с ним.

Заключение
Дети с речевыми нарушениями — это особая категория аномальных детей (сохранен слух, не нарушен интеллект), но значительны речевые нарушения.
Вообще понятие «Нарушение речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека».
Причины, вызывающие нарушения речи: биологические — это причины, воздействующие на организм в период внутриутробного развития ребенка и в первые месяцы жизни и социально-психологические — они связаны с психической депривацией (психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени) ребенка.
Рассматривая классификацию речевых нарушений, видим, что «дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector