Круглый стол с родителями «Лицом к природе»

Автор: Шишкина Татьяна Михайловна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 78»

Населенный пункт: г. Самара, Самарская область

Тема: Круглый стол с родителями «Лицом к природе»

Опубликовано: 20.05.2016 09:44

Получить свидетельство      Скачать материал


Круглый стол с родителями на тему:
«Лицом к природе»

Автор: Шишкина Татьяна Михайловна

Краткая аннотация
Экологическая тематика родительского собрания выбрана из весьма серьёзных побуждений. Информация, предоставляемая из сухих цифр и рассказывающая об экологическом бедствии Земли, весьма расплывчата в понимании родителей и совсем далека от детей. Всё, что касается разрушения природы человечеством и охраны её, описано не раз и не два учеными, писателями, журналистами, — все, кроме одного. Необычайно осязаемо увидеть то, что главный враг природы — мы сами. Что каждый, и я, и все, кто нас окружает, ответственны за судьбу каждого живого на земле.
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.
Родительское собрание: действенная форма работы педагога с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами работы с детьми в условиях детского сада и семьи, проводится в форме диалога, с использованием разных методов активизации родителей.

Цель: обсуждение с родителями проблемы формирования экологической культуры ребенка; способствование повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Задачи:
1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;
2. Познакомить родителей с различными формами деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;
3. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде;
4. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
5. Включение родителей в совместную работу над проектом «Зеленая планета».

Форма работы: «круглый стол».
Участники: — родители старшей группы;
— воспитатель
Предварительная работа:
• Анкетирование родителей (Приложение 1)
• Изготовление приглашений на родительское собрание
• Изготовление памяток для родителей «Правила поведения в природе» (Приложение 2)
Инструментарий и раздаточный материал:
— карточки с высказываниями, «экологические» ситуации, памятки-подсказки, проектор, видеосюжеты, музыкальный центр.
План:
1. Вводный этап. Приветствие родителей.
2. Основной этап. Просмотр социального видеоролика «Мир заново не нарисуешь». Коллективное обсуждение вопросов.
3. Игра «Директива».
4. Кейс-метод. Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа».
5. Знакомство с экологическим проектом «Зеленая планета».
6. Заключительный этап. Памятки «Экологические запреты» или «Правила поведения в природе». Подведение итогов собрания.
7. Рефлексия. Просмотр мультфильма «Это совсем не про это».

Ход встречи
    1. Организационный этап
Вступительное слово воспитателя
— Добрый вечер, уважаемые мамы и папы. Спасибо, что пришли! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме — экологическому воспитанию. 
У нас с вами одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
По тем ответам, что вы дали в анкете, стало ясно, что вы готовы сотрудничать с детским садом и двигаться в одном направлении, приобщая детей к природе.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Просим вашего внимания, посмотреть видеоролик.
2. Просмотр детского социально-экологического видеоролика.
— «Мир заново не нарисуешь». Наша планета сильно загрязнена. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
— Мне бы хотелось перейти к обсуждению некоторых вопросов.
Скажите, пожалуйста, свою точку зрения:
— Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
— Как вы думаете. Почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие — нет?
— Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как происходят такие прогулки?
— Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления. Приметы, учить стихи о природе?
— Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья. Заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?
— Что больше всего, по-вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
Самым правильным будет начать с себя, родителя. Начать работать над собой, менять свои привычки, образ жизни.
Предлагаю игру.
3. Проводится игра «Директива» (это скрытое приказание неправильно сформулированное родителями за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно — собственным чувством вины перед родителем.)
Раздаются карточки с высказываниями.
Примеры высказываний:
1. «Не ломай ветки, бесстыдник» — «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем».
2. «Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» — «Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»
3. «Куда бежишь как сумасшедший? Не видишь, машины едут!» — «Пойдем медленнее. Вспомним правила поведения на дороге».
4. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый. Ты что лужу не видел? Недотепа». — «Будь повнимательнее в следующий раз — обходи лужу».
Родители согласны ли вы, что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание» к окружающему, к окружающим, к самому себе. Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом можете вы.
4. Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа»
Обсуждение ситуаций: вашему вниманию зачитываются ситуации ваша задача найти правильные пути ее решения:
а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?
б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?
в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. — Чего ты носишься с этой банкой, — услышал он от отца.- Брось ее в воду — и дело с концом. Правильно ли поступил отец?
г) Кто — то заметил: «Что — то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» — сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?
5. Обсуждение этапов работы над проектом «Зелёная планета»
— Одним из главных моментов в сегодняшней нашей встрече, познакомить Вас с экологическим проектом, который мы с ребятами собираемся реализовать.
Родителям оглашаются этапы работы над проектом, акцентируются те этапы, в которых они смогут принять непосредственное участие.
   — Просим Вас принять активное участие.

6. А теперь мы предлагаем Вам подумать и продолжить высказывание:
«Мой ребенок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я… »
(Каждый из родителей даёт свой ответ, что бы они сделали, чтобы их ребёнок бережно относился к природе).
Итог мероприятия:
— В завершении нашей встречи, мы хотим раздать Вам «правила поведения в природе» или «экологические запреты».
— Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей.
Но встает вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер. Ведь получается: «Не делай того, не делай этого… » Не слишком ли много запретов обрушивается на ребенка?
Определенные экологические запреты абсолютно необходимы.
«Обрушивать» эти запреты на ребенка «сверху» нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованны, а многие и открыты дошкольниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку.
Следует учитывать правила поведения в природе.

Воспитание у детей любви к природе, бережное отношение следует считать важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей. Мы надеемся, что время, проведенное сегодня, не было потрачено впустую, вас заинтересовало экологическое воспитание детей, данный проект и наша совместная работа принесет плоды, а также, надеемся, что вы получите удовлетворение от совместной творческой деятельности.

7. Рефлексия. Просмотр мультфильма.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

С целью способствования повышению роли семьи в формировании экологической культуры ребенка, просим Вас откровенно ответить на следующие вопросы.
Ф.И.О.
__________________________________________________________________
Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего края?
__________________________________________________________________
Считаете ли Вы, что в п. Красная Глинка существуют экологические проблемы? Какие? __________________________________________________
__________________________________________________________________
На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, поселка, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? __________________________________________________________
Как часто Вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
__________________________________________________________________
Как Вы считаете, Ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы? _____________________________________________________________
Какие мероприятия Вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для поселка?_______________________________________
__________________________________________________________________
Как Вы считаете, в нашем поселке существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие? _________________________________________
__________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятки
«Правила поведения в природе»

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников! Каким может быть обоснование этого правила? Живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения.
Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить? К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей акации, другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.
2. Не повреждай кору деревьев! Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).
3. Не собирай березовый сок! Помни, что это вредит дереву. Дошкольникам можно прочитать стихотворение Алексея Толстого
«Острою секирой ранена береза…»
Острою секирой ранена береза,
По коре сребристой покатились слезы;
Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечится к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана…
Лишь больное сердце не залечит раны!
Рассказать детям, что раны на дереве следует замазать глиной.
4. Не рви в лесу, на лугу цветов! Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лекарственные растения — ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Разумеется, сбор лекарственных трав должен проводиться под руководством взрослого.
6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
7. Не сбивай грибов, даже ядовитых! Помни, что грибы очень нужны в природе.
У некоторых ребят формируется отрицательное отношение к несъедобным, а особенно ядовитым грибам. Встречая такие грибы, дети стараются уничтожить их (сбить, раздавить), нередко мотивируя это тем, что такими грибами могут отравиться животные или люди. Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью — грибницей — они срастаются с корня ми деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством.
8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков! Пауки — традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пауки являются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей, многие из которых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и сами они, по-своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.
9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
10. Не разоряй гнезда шмелей! Шмели — насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. Причина этого — широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах.
11. Не разоряй муравейники!
12. Береги лягушек, жаб и их головастиков!
13. Не подходи близко к гнездам птиц! По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
15. Не разоряй птичьи гнезда!
16. Не шуми в лесу, в парке! Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
17. Не жги весной траву на лугу! Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.
18. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора! Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоемы, или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья другим людям.

Это основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Этот список не окончательный. В будущем, он может быть дополнен.
Усвоив экологические правила и сформировав на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, поступки ребят не будут наносить вред природе.
Единство экологического сознания и поведения — сущность экологического воспитания дошкольников.

Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.
2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).
2. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector