Куклотерапия как средство формирования нравственного развития детей дошкольного возраста

Автор: Бурцева Юлия Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКДОУ ПАВЛОСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5

Населенный пункт: г. Павловск, Воронежская область

Тема: Куклотерапия как средство формирования нравственного развития детей дошкольного возраста

Опубликовано: 21.05.2016 20:24

Получить свидетельство      Скачать материал


КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Всевозможные экономические, политические, социальные преобразования, происходящие в нашем с вами обществе, заставляют многих задуматься о будущем страны, о будущем своих детей. В современном мире размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в без духовности, безверии, бездушности, аморальности и агрессивности. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Нравственное воспитание влияет на формирование таких качеств дошкольника, как; добродушие и проявление гуманных отношений, чувство ответственности и справедливости, дружеские отношения со сверстниками, уважение к старшим. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, уважение, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, у него не возникает проблем в общении с окружающими и он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне. В современном мире дошкольного воспитания отмечается, что ребёнок дошкольного возраста испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не понимает, как можно владеть способами нравственной деятельности, поэтому встаёт необходимость обучения этим способам.
Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным и правильным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.
Одним из средств формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Куклотерапию можно представить, как общение взрослого с ребенком через куклу-посредника. Занятия могут быть индивидуальными и в группе. В зависимости от сложности и эмоциональной насыщенности ситуация разыгрывается в небольших этюдах, мини-спектаклях или спектаклях для публики. Ребенок становится актером, режиссером и сценаристом кукольного представления. Взрослые занимают позицию активного наблюдателя, по мере необходимости корректирующего происходящее.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Если для младших дошкольников – это мягкие игрушки для имитации движений и объединения их в общий сюжет, то для детей постарше – это уже куклы-варежки и перчаточные куклы по типу театральных, требующие большей координации и ловкости движений, определенных речевых навыков. Целью использования пособий стало создание игровых ситуаций, стимулирующих общение, эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие дошкольников. 

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. 
Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и само регуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель. 

Показания для применения метода «Куклотерапии»:
• различные отклонения в развитии речи;
• эмоциональная неуравновешенность,
• неадекватная самооценка;
• тревожность, страхи;
• проблемы в общении.
Функции куклотерапии: 
• коммуникативную — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т.д.).

На занятиях и в индивидуальной работе использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо.

При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание использую куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т.п.). Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришел зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем.

Для малышей показываю простые спектакли, например, «История одной обезьянки», где единственным действующим персонажем будет кукла «бибабо» – обезьянка, с которой что-то происходит и она, от избытка чувств, поет и танцует, разговаривает, радуется и грустит. От такого представления не откажется не один ребенок! Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыши обучают ее хорошим манерам и кормить кашей.

Разыгрываю маленькие сценки между двумя игрушками: Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает.

Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надеваю сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он — живой актер. Пальчиковый театр — лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

Малыши очень любят настольный театр – все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники. С помощью таких кукол особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Показывая детям кукольный театр доставляет много радости и удовольствия и создает у них хорошее настроение. Театрализованные представления помогают более эмоциональному и глубокому восприятию детьми содержания произведений, способствует развитию их речи.

Игрушки-персонажи для детей раннего возраста занимают важное место, особенно куклы. Кукла – совсем не обычный предмет. В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого разговариваю с детьми от имени куклы, радуюсь или плачу «Куклиным» голосом, прошу детей о помощи и пр. Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Громко поздоровавшись со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Также организовываю вместе с детьми различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например: Кукла хочет спать. Ляля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом раздеваю куклу, укладываю в кроватку, поете колыбельную песенку и пр.
Кукла хочет есть. Ляля просит кушать. Вместе с ребенком накрываю на стол и кормите куклу игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с помощью взрослого вела себя как настоящий ребенок и чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует, принцип действия у них разный, а задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог.
Кроме «кукольного театра» в терапевтической работе может способствовать сам процесс изготовления куклы. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы — марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы – костюмы.

Приложение

Сказка о Ангеле

К человеку обратился ангел:
— Хочешь, я покажу тебе твою жизнь?
— Хочу, — сказал человек. Ангел поднял его над землей и человек увидел всю свою жизнь и две пары следов, идущих рядом.
— Кто это рядом со мной?
— Это Я сопровождаю тебя всю твою жизнь.
— А почему иногда видна только одна пара следов?
— Это самые трудные периоды твоей жизни…
— говорит ангел.
—И что же, ты бросал меня в самые трудные минуты?
— Нет, я нес тебя на руках…— тихо ответил ангел.
Пусть ваш ангел всегда будет рядом.




Технологическая карта. Изготовление «Ангела»
№ 
Последовательность выполнения операций 
Инструменты и материалы 
  
  
1 
  
  
Выбрать материал 
  
1ласкуток ткани 20х20 см. 
декоративный шнур (1,5 х15-20 см), шарик ваты, форма в виде крыльев из прозрачной грубой ткани. 
  
2 
  
Взять лоскуток ткани для основы и комочек ваты, находим середину на лоскутке и формируем голову ангела, фиксируя декоративным шнуром. 
один лоскуток (для основы) ткани, декоративный шнур, комочек ваты. 
  
3 
Взять декоративный шнур и завязать его в верхней части головы,  
   декоративный шнур 
  
4 
  
Взять форму крыльев и зафиксировать   декоративным шнуром из предыдущего шага
форма крыльев 
5 
  
.  Все части выровнять, придать ангелу единый образ

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector