«Организация театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Автор: Романова Татьяна Николаевна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад «Ручеёк»

Населенный пункт: г. Новый Уренгой, Тюменская область

Тема: «Организация театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Опубликовано: 23.05.2016 06:38

Получить свидетельство      Скачать материал


«Особенности организации театрализованной
деятельности в работе с детьми дошкольного
возраста с нарушением зрения и речи»

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.
Игры – драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности: самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует соответствующие им и их поступкам, старается говорить, четко, чтобы его все поняли.
Нарушение зрения в определенной мере ограничивает возможности развития творческого воображения. Однако благодаря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсорного развития, логическому мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений и памяти) дети с нарушением зрения могут достигать значительных результатов. Воображение, как мотив деятельности, играет главную и существенную роль в процессах компенсации зрения и становления личности в целом.
В дошкольном возрасте наряду с игрой складываются такие виды деятельности как художественно-речевая и театрально-игровая, которые считаются видами художественной деятельности и имеют большие возможности для развития психических процессов – внимания, воображения, мышления, эмоциональной отзывчивости.
Гармоничное сочетание различных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решать задачу коррекционно-воспитательной работы по преодолению вторичных отклонений в развитии психических процессов у детей с нарушением зрения, а также на восстановление зрительных функций (остроты зрения, цветоразличения, глазодвигательных функций).
В нашем детском саду мы большое внимание уделяем вопросам организации театрализованной деятельности в режиме дня, так как разумная организация способствует выбору основных направлений, специальных форм и методов работы с детьми со зрительной патологией.
Также в нашем учреждении предусмотрена совместная творческая театрализованная деятельность детей и взрослых в студии «Приходи сказка», результатами которой являются совместные постановки спектаклей и праздников.
Основные цели работы музыкально-театральной студии «Приходи сказка»:
• Приобщать детей к театральной культуре как части мировой культуры и искусства.
• Познакомить детей с устройством театра (сценой, занавесом, гримерной и т.д.)
• Познакомить детей с театральными жанрами (драматический, музыкальный, кукольный, клоунадой и др.)
• Познакомить детей с различными видами кукольных театров (би-ба-бо, настольный, теневой, пальчиковый).
• Учить различать настроение, переживание, эмоциональное состояние персонажей, передаваемые различными средствами драматизации.
• Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
• Развивать высшие корковые функции (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
• Развивать мелкую моторику рук.
Основные направления работы музыкально-театральной студии «Приходи сказка»:
• Приобщение детей к искусству.
• Формирование речевых областей под влиянием кинестических импульсов от рук.
• Развитие личности ребенка (коммуникативных навыков, эмоциональное развитие).
• Формирование высших корковых функций.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая среда в ДОУ обеспечивает право и свободу выбора. Поэтому в центрах театрализованной деятельности размещены разные виды кукольного театра, ширмы для показа. Особое внимание уделяется периодическому обновлению материала, ориентированного на возраст и интересы детей.
Примерное содержание занятия по театральной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей с нарушение речи и зрения.

• Речевая разминка (развитие речевого аппарата):
а) на вдох, выдох: «Пушинка», «Свеча», «Листик», «Бабочка»;
б) артикуляционная гимнастика. Например, «Лягушка улыбается,» «Хоботок», «Лягушка – слоненок — дудочка», «Лопаточка», «Качели»;
в) упражнения для развития дикции (сила голоса, темп); (например – «Пильщики» (темп, ритм), «Мышки» (динамика), скороговорки, стихи);
2. Выразительность исполнения:
а) движения: «День, ночь», «Сказочный сон»;
б) игры на ориентировку в пространстве;
в) партнерство на сцене (коммуникативные игры «Зеркало», «Бабочки, жуки»);
3. Кукловождение:
а) упражнение на развитие мелкой моторики.
В процессе занятия проводится зрительная гимнастика для предупреждения переутомления глазодвигательных мышц, в заключительной части занятия рекомендуется релаксация.
Занятия по музыкально-театрализованной деятельности обеспечивает качественный рост личности дошкольника с нарушением речи и зрения, обусловленным активным общением ребенка с различными видами искусства, способствует обогащению эмоционального, художественно-эстетического опыта, накоплению и раскрытию творческого потенциала детей. При оценке развития индивидуальных особенностей детей в музыкально-театрализованной деятельности используется диагностический инструментарий, предложенный С.И. Мерзляковой. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. (см.приложение).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector