«Консультирование в практике педагога-психолога ДОУ»

Автор: Сюбаева Юлия Леонидовна

Должность: Педагог-психолог

Учреждение: МДОУ ВМР «Детский сад №4 «Колокольчик» комбинированного вида»

Населенный пункт: г. Вольск, Саратовская область

Тема: «Консультирование в практике педагога-психолога ДОУ»

Опубликовано: 24.05.2016 23:07

Получить свидетельство      Скачать материал


«Консультирование в практике педагога-психолога ДОУ: теоретические подходы и практические методы»

Подготовил педагог-ихолог
Сюбаевой Юлии Леонидовны

Саратов 2014

ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие с семьей является одной из наиболее сложных сфер деятельности в образовании, поскольку в современных условиях жизни взрослый отдает большую часть времени карьерному росту, ведению индивидуального предпринимательства или, наоборот, поиску работы, заботе об экономической выживаемости семьи и так далее, хотя потребность в успешном взаимодействии с дошкольным учреждением при дефиците личного времени остается для родителя важной.
Постановка проблемы. Особая роль в развитии личности ребенка, в частности его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка на всех этапах его развития. В процессе постоянного контакта с ребенком родители помогают регулировать, упорядочивать его аффективные реакции при взаимоотношении с миром, осваивать психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации эмоционально волевых процессов. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным отклонениям психического развития ребенка.
Общение – это первая человеческая деятельность, возникшая на заре становления человеческого общества. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Нарушения в общении внутри семьи сегодня не редкость, педагог-психолог обязан помогать родителям находить общий язык с их детьми, проводя консультации, чем и обусловлена актуальность выбранной проблемы.
Цель данной работы – представить и охарактеризовать основные методы консультирования педагога-психолога в дошкольном учреждении.
Задачи:
1.Определить основные типы, задачи и функции ДОУ на современном этапе развития российского общества.
2.Выделить возможные проблемы и претензии в общении детей и родителей, предоставить пути их решения.
3.Охарактеризовать основные моменты работы педагога-психолога с родителями.
4.Описать процесс консультирования и его базовые аспекты.
5.Сделать выводы.
6.Написать практические рекомендации по педагогическо-психологическому консультированию.
Консультирование в практике педагога-психолога ДОУ: теоретические подходы и практические методы
Задачи и функции дошкольного учреждения основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка, всемерное развитие таких качеств, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.
Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми в дошкольных учреждениях можно проводить по следующим направлениям:
— изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на своеобразие личности каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми);
-отказ от преподнесения политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;
-изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа (переход от фронтальных занятий к занятиям с небольшими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);
-насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;
-изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы — совместной со сверстниками или индивидуальной.
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
Портрет выпускника детского сада:
•любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции
•любящий  свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России
•осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим
•умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе
•мотивированный на исследовательскую и творческую  деятельность, способный к самостоятельному поиску решений
•владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию
•осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности
•осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила  поведения,  владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни
•владеющий средствами вербального и основами  невербального общения.
Принципы системы ДОУ в России:
— гуманизм, ориентация на личность ребенка;
— единство в условиях поликультурного государства;
— общедоступность программ;
— светский, развивающий характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
— свобода и плюрализм;
— демократический характер управления образованием и автономность ОУ.
Функции ДОУ:
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
— забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий
Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций
социального, государственного заказа.
Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.
Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве средства его развития.
Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка на относительные показатели детской успешности.
Соблюдение материально-технических и медико-социальных условий, ориентированных на ребенка и его благополучие.
В целях психопрофилактики работа с родителями должна строиться в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и развития личности.
Психологом могут быть разработаны программы профилактики, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений, на умение разрешать конфликты, на повышение воспитательного потенциала родителей [2]. Залогом успешной работы психолога с родителями является многообразие используемых форм и методов: организационно-деловая игра, дискуссия, тренинги, совместные занятия детей и родителей и другие, направленные на предупреждение психологического неблагополучия. Это и организация родительских собраний, консультаций, круглых столов, клуба интересов, индивидуальных встреч, полезных встреч со специалистами, родительские университеты; проведение неформальных встреч родителей, детей и педагогов (концерты, праздники, выставки, интеллектуальные и спортивные игры, и т.д.); разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в детском саду, или подготовить совместно с ними исследовательский проект [3]. Совместная работа позволяет обеспечить массовость, оперативность и своевременность в предотвращении нежелательных тенденций в развитии ребенка. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей дает возможность охватить большее число детей, потому что они находятся в постоянном контакте. Кроме того, окружающие ребенка взрослые сами смогут разрешать многие психологические проблемы и предотвращать их в будущем [2].
Эффективное взаимодействие, совместная работа психолога и воспитателя по предупреждению возможного неблагополучия психологического здоровья дошкольников в образовательном учреждении должны включать в себя: взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное и добровольное сотрудничество на всех стадиях работы; совместное участие психолога и педагогического персонала в процессе психолого-педагогического консилиума, что позволяет каждому определить, как он будет решать выделенную проблему в рамках своей профессиональной компетенции [2]; сопряженность профессиональных целей и ценностей; совместное проектирование, направленное на создание максимально благоприятных условий для превращения образовательной среды ДОУ в поле насыщенного полусубъектного взаимодействия; создание программы психолого-педагогического просвещения педагогов; актуализацию психологических механизмов развития профессионального самосознания педагогов [7].
Г. С. Корытова, О. А. Черкасова подчеркивают, что успех образования во многом зависит от педагогического взаимодействия педагога с детьми [4], а также от позиции психолога, его способности установить со всеми, кто к нему обращается, доброжелательные взаимоотношения [6]. Психолог должен уметь организовать эффективное взаимодействие с субъектами образования с целью сохранения и поддержания их психологического здоровья.
Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Алешина Ю.Е.).
Психологическое консультирование (в системе ДОУ) – система коммуникативного взаимодействия психолога с нуждающимися в помощи рекомендательного характера (Марцинковская Т.Д.).
Специфика консультативной деятельности в ДОУ:
•психолог находится внутри той группы, где зарождаются и развиваются как положительные, так и отрицательные взаимоотношения педагогов, детей, родителей, те или иные их личностные качества. Сам психолог находится внутри сложной системы межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом;
• отсутствие формы «прямого консультирования» (т.е. когда психолог работает вместе с детьми над решением возникающих у них проблем), поскольку дошкольник практически никогда не выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют взрослые (педагоги, родители…).
Консультирование носит опосредованный характер, т.е. направлено на решение проблем обучения, воспитания, развития ребенка через лиц, его окружающих.
Клиент – субъект (человек или группа, например, семья), нуждающийся в помощи.
Заказчик – человек, делающий заказ на консультацию.
Выделяют два типа консультирования в зависимости от соотношения «клиент-заказчик»:
1) опосредованное консультирование (заказчик– педагог или родитель, клиент – ребенок), при этом консультирование направлено на ребенка через лиц, заинтересованных в помощи ему, осуществляется стратегия рекомендаций этим лицам, контакт с самим ребенком включает только диагностику (и в некоторых случаях коррекцию как результат выбранной стратегии помощи);
2)консультирование самих педагогов и родителей (которые являются одновременно и клиентами и заказчиками):
• по поводу их взаимоотношений с детьми, при этом контакта с детьми не происходит, поскольку проблема не в детях, а в личностных характеристиках обратившихся за консультацией;
• по поводу личностно-профессионального роста педагогов;
• по поводу взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Опосредованное консультирование называется возрастно-психологическим консультированием, цель которого – контроль процесса психологического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Психолог работает с задачами развития ребенка на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. При этом необходимо осознание содержания понятия нормы психологического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья.
В данном типе психологического консультирования педагогов и родителей, обратившихся за помощью, следует рассматривать как специалистов в своих областях. Сотрудничество по поводу проблем ребенка позволяет объединить знания о ребенке и использовать их ему во благо.
Так как возрастно-психологическое консультирование предполагает совместное решение проблемы воспитателем, педагогом и психологом в ходе психологического консультирования, важно научить родителей и педагогов самостоятельно разрешать подобные проблемы, которые могут возникнуть в будущем.
Основные виды «реальных» запросов (по Т.Д. Марцинковской).
1) необходимость подтверждения обвинительной позиции.
Возможные позиции обвинения:
— Я – Я (редко);
— жена – муж;
— родители – ребенок;
— родители – бабушка, дедушка;
— все члены семьи – ребенок.
Реальный мотив – получение признания собственной позиции.
Действительное отношение к ситуации – драматизация с отсутствием перспективы ее исправления.
Рекомендательная стратегия – облегчение драматизма ситуации путем выяснения истинного запроса. В случае обвинения ребенка необходимо введение программы диагностического обследования с последующим снятием обвинения.
2) необходимость психоэмоциональной поддержки.
Реальный мотив – поиск утешения, сочувствия.
Отношение к ситуации – пессимистическое, присутствует неуверенность в себе.
Рекомендательная стратегия – поддержка, совместное нахождение средств и возможностей решения проблемы.
3) потребность в совете.
Реальный мотив – раздел ответственности за принятие решения, его обоснованность.
Отношение к ситуации – неопределенное.
Рекомендательная стратегия – определение и формулирование профессионально-личностной позиции психолога без принятия ответственности за последующие действия консультируемого лица. При необходимости психологического дифференцирования позиции вводится диагностическое обследование ребенка.
4) необходимость психосоматического лечения или стимулирования
развития ребенка.
Реальный мотив – получение совета и рекомендаций по лечению (развитию) ребенка.
Отношение к ситуации – реалистическое.
Рекомендательная стратегия – удовлетворение мотива, если проблема в компетенции детского психолога, если же нет– рекомендация обратиться к соответствующему специалисту.
2. Анализ психологической ситуации (сбор информации).
1)выявление всех участников ситуации;
2)определение обстоятельств, условий и факторов, которые способствовали развитию проблемы, путем:
• первичной беседы с родителями, педагогами, установления контакта с ребенком;
• беседы с родителями, направленной на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана;
•сбора информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости);
•наблюдений за ребенком в естественных условиях;
•экспериментально-психологического обследования ребенка (тестирования);
•обработки данных.
Выделяют четыре сферы, в которых могут концентрироваться проблемы ребенка:
•состояние здоровья;
•особенности социальной обстановки (семья, группа сверстников…);
•особенности поведения и деятельности ребенка;
•особенности развития познавательной, эмоционально-личностной сфер.
3. Анализ психологической проблемы.
1) выдвижение гипотез относительно сложившейся ситуации, сбор
дополнительных данных для проверки гипотезы;
2) формулирование вывода о наличии и мере выраженности тех или иных особенностей (психологический диагноз, в котором должен быть отражен уровень актуального и потенциального развития ребенка).
Таким образом, на основе полученных сведений психолог:
• дает общую оценку уровня развития ребенка;
• определяет трудности ребенка и степень их сложности;
• выявляет факторы, провоцирующие трудности;
• устанавливает сферы воздействия с целью снижения остроты
проблемы;
• определяет условно-вариативный прогноз развития.
4. Формулировка психологической проблемы.
1) обсуждение вариантов достижения конкретных изменений в поведении и личности ребенка;
2) оценка реальных условий и возможностей решения проблемы.
5. Решение психологической проблемы.
1) выбор способов и средств психологической помощи;
2) распределение ответственности за решение проблемы;
3) реализация намеченной цели.
6. Анализ результативности.
Возможно, будет назначено повторное консультирование и сопровождение ребенка в дальнейшем.
Цель психологического консультирования родителей и педагогов ДОУ – способствовать становлению культурно-продуктивной личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. Культурно-продуктивная личность обладает стремлением к личностному росту и установлению позитивных взаимоотношений с окружающими ее людьми.
В данном случае Клиент= Заказчик.
Позиция психолога по отношению к родителю – помощь в осознании и решении проблемы (но не решение проблем за него!).
Стратегия психологического консультирования в данном случае направлена:
• на ориентацию клиента на принятие собственной ответственности за происходящее;
• на понимание, анализ и принятие собственных чувств как единственной возможности понимания себя и собственного поведения;
• на подготовку более глубокого контакта с другим, отношения с которым не складываются у клиента с помощью чувств и переживаний клиента как основы восстановления более доверительных взаимоотношений;
• на планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов, направленных на изменение ситуации.
Глобальная цель – изменение отношения клиента к своему внутреннему миру (познание и изменение себя).
Правила психологического консультирования
1. Доброжелательное отношение к клиенту: отделение личности от поведения; безоценочное принятие (надо видеть в человеке позитив); доверие к человеку как предположение его ресурсности, возможностей; направленность на сотрудничество; результатом должно стать ощущение клиента себя в психологической безопасности.
2. Распределение ответственности должно быть 50% на 50%, совместное решение проблемы предполагает, что клиент должен брать на себя ответственность за принятие окончательного решения и последующие действия.
3. Если клиент немотивирован (не желает помощи), не следует «биться головой о стену». Подобная ситуация может возникнуть и с педагогами (часто не желают признаваться в своих слабостях) и с родителями (при настойчивых рекомендациях воспитателя обратиться к психологу). Клиента сначала надо мотивировать.
4. Соблюдение конфиденциальности.
5. Осознание пределов своей компетентности.
6. Принятие индивидуальных и культурных различий.
7. Разграничение профессиональных и личных взаимоотношений.
5. Профессиональные требования, предъявляемые к психологу-консультанту
Главными качествами психолога-консультанта являются:
• эмпатия как умение сопереживать (но не брать на себя проблемы клиента);
• способность анализировать чувства другого человека;
• способность активировать ресурсы клиента и мотивировать его на работу над собой;
• желание самосовершенствоваться в направлении личностного и профессионального роста.
В процессе работы психологу необходимо отрабатывать специальные навыки и умения:
•ставить открытые и закрытые вопросы;
•фиксировать внимание на главных мыслях клиента, его чувствах;
•следовать в беседе за логикой клиента, направлять беседу, давать обратную связь;
•овладевать приемами проведения беседы, а именно: перефразирования (прояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний; выразительного молчания (функции привлечения внимания, акцента значимости, стимулирования напряжения, отрицания); совместного принятия решений.
Немаловажное значение имеет развитие невербальных способов общения, демонстрирующих заинтересованность, сочувствие, доверие клиенту: визуальный контакт, улыбка, поза, мимика, тембровые окраски голоса, интонация и др. Психолог должен научиться искренне выражать свои чувства и управлять ими, не допускать введения в консультативный процесс свободного светского диалога, чрезмерного самораскрытия, с одной стороны, и закрытости — с другой. Не следует жестко придерживаться первоначальной гипотезы, так как она может оказаться ложной. Надо постоянно избегать без должной мотивировки лобовых вопросов или игнорирования.
ВЫВОДЫ
Таким образом, консультирование педагога-психолога в детском саду является очень важным, поскольку в настоящее время многие родители сталкиваются с трудностями при общении со своими детьми. Задача психолога – помочь разобраться с внутрисемейными проблемами, чтобы оградить ребенка от неблагополучной атмосферы и содействовать его здоровому психоэмоциональному состоянию, росту и развитию.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1.Задачи и функции дошкольного учреждения основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.
2.Психологом могут быть разработаны программы профилактики, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений, на умение разрешать конфликты, на повышение воспитательного потенциала родителей. Залогом успешной работы психолога с родителями является
3.Цель психологического консультирования родителей и педагогов ДОУ – способствовать становлению культурно-продуктивной личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Исходя из своей рабочей практики в ДОУ, считаем возможным для педагога-психолога порекомендовать следующее:
Проводить мониторинг эмоционального состояния детей хотя бы раз в год, сравнивать результаты, выявлять психологические нарушения, проблемы.
Проводить разъяснительную работу с родителями не реже 1 раза в месяц, организовывать лектории на различные тематики, связанные с пониманием и воспитанием детей.
В случае диагностирования проблем в общении привлекать родителей и детей для беседы, помогать им найти общий язык.
В любой момент быть наготове оказать консультационные услуги детям или родителям по любому интересующему их вопросу, входящего в круг компетентности психолога.
Стараться найти и применить особый подход к каждому клиенту, быть независимым в суждениях и объективным, не смотря на ситуации и обстоятельства.
Главное в данной профессии – научиться слушать и слышать собеседника.
_x000C_СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Афонькина Ю.А. Повышение квалификации педагогов-психологов в современных условиях развития дошкольного образования \ Научно-теоретический журнал Выпуск №1(10). 2012. – С. 71 – 79.
Бурлакова, И.А. Психологическое со-провождение образовательной программы ДОУ / И.А. Бурлакова, Е.К. Ягловская// Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2011. – №02.
Венгер, Л.А. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога/ Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Р.И. Бардина и др// Дошкольное образование. – 2003. – №5 (101). 1-15 марта.
Корытова Г.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Выпуск 5 (133). С. 175–181.
Савостьянова Е.А. Комплексная работа с родителями в детском саду в рамках здоровьесберегающих технологий, 2010. – С. 245 – 249.
Шумакова О.А. Условия и факторы совершенствования взаимодействия педагогов-психологов с родителями обучающихся \ Образование. Просвещение, 2010. – С. 106 – 112.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector