Консультация «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»

Автор: Жихарева Анна Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 92 «Веснушка»

Населенный пункт: г. Сургут, Тюменская область

Тема: Консультация «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»

Опубликовано: 25.05.2016 14:09

Получить свидетельство      Скачать материал


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 92 «ВЕСНУШКА»

Консультация для педагогов
«Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»

Воспитатель:
Жихарева А.В.

Сургут
декабрь 2015 год
Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор началось семейное воспитание. Народная мудрость о воспитании детей в семье переходила от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами. Это были своего рода духовые заповеди, которые чтил народ.
Ознакомившись с мудростью воспитания, убеждаешься: народ – величайший педагог — мыслитель, педагог – практик.
Недаром ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю».
Вся многовековая история в области воспитания детей, весь педагогический смысл заложен в пословицах и поговорках русского народа.
Виссарион Григорьевич Белинский сравнивал пословицы и поговорки с «ходячей житейской, практической философией народа».
К. Д. Ушинский писал: «По содержанию, наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями».
Итак, какие же философские и педагогические проблемы волновали столетиями русский народ?
Прежде всего, обратим высказывания о сущности семьи. Ведь именно в связи с этой философской проблемой ставились и решались конкретные вопросы воспитания детей. Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание в семье – одна из непреходящих ценностей:
• «Человек без воспитания – тело, без души»
• «Самое лучшее наследство — воспитанность»
• «Дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло».
Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение воспитывать, народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил».
Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях; верно, подметил, что «детушек воспитывать не курочек пересчитывать».
Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить». Извечный и основной вопрос русских семей: каким и кем будет сын или дочь. Прежде всего, каким, а потом – кем.
От того, какова цель, намечается и план воспитания, система условий, средств и методов.
«Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрёшься».
Одна из педагогических аксиом гласит: воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учётом их возрастных особенностей. «Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается».
Народный многовековой опыт заставил усомниться во всесильности воспитания. Он подметил немаловажную роль наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в следующих суждениях.
• «От плохого семени не жди доброго племени»
• «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки».
Обобщая свои наблюдения, народ весьма образно сказал о неоднозначности наследования:
• «Из одной печи, да не одинаковые калачи»
• «От одной матки, да разные ребятки».
Какие же качества ценит русский народ в человеке? На первое место ставится физическое воспитание и здоровье.
• «Смолоду закалишься — на весь век, пригодишься»
• «Здоров будешь – всё добудешь»
• «Было бы, здоровье – остальное будет».
Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Учение в детстве, как резьба на камне».
Воспитательный идеал в русской народной педагогике – это ребенок физически крепкий, здоровый, воспитанный и трудолюбивый. Труд и трудолюбие в народном мировоззрении, во взглядах на духовные ценности понимаются как сердцевина личности:
• «Где труд, так и счастье»
• «Дерево ценят по плодам, а человека по делам».
Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека, выраженный в пословицах и поговорках.
Естественно, возникают вопросы: какие методы воспитания рекомендуются народной педагогикой?
Какие условия необходимы, и какие средства целесообразны в формировании личности? Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считала – Родителей.
В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму-разуму учат да, сердцем награждают: «Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит».
Пример родителей – лучшая школа для детей, извечная прописная педагогическая истина.
• «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы»
• «Возле батьки, матки учатся дитятки».
В реальном процессе семейного воспитания трудно выделить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребёнка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которую народ за его многовековую историю. Одна из прекрасных традиций – обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, а с другой – долг детей перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает».
Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком. В младшем дошкольном возрасте в развитии речи детей большое значение имеет знакомство с фольклором.
Знакомство с потешкой — особым видом малого фольклорного жанра.
В потешке всегда действуют один или два персонажа. Кроме того, потешка — художественное произведение, рассчитанное на образное восприятие героев — и лисы, и зайца, и волка, и медведя. Потешка раскрывает характер героя: лиса — хитрая, волк — сердитый, медведь — сильный, белка — хлопотунья и т. д.
Перед детьми мы ставили задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим попытаться ее обыграть. Дети с удовольствием учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка.
Даже очень застенчивые дети научились выступать перед своими товарищами.
На занятиях мы так же используем загадки. В любой загадке предмет не называется, нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы легче было догадаться, в загадке или говориться, на что похож предмет, или называют его таким словом. Что сразу понимаешь, что это такое. Например: «висит груша, нельзя скушать? ». Что похоже на грушу? (лампочка). А если дети все же затрудняются, то используем картинки — подсказки.
Так же большое внимание в развитии речи детей мы уделяем русским народным сказкам.
Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки — ребятушки, коза — дереза и другие.
Повторение песенок героев народных сказок, их имен, закрепляет эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.
В своей работе мы стараемся использовать нетрадиционные способы в знакомстве со сказками.
Сказку можно нарисовать или слепить из пластилина (соленого теста).
Каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование или лепка сказочных персонажей из доступных материалов помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет.
Сказку можно сложить из ткани.
Сказку можно понюхать.
Проведенное исследование показало: на вопрос о том какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно, чаще все называли запахи духов и цветов и очень удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую “палитру” запахов. Чтобы дети убедились в этом на практике, мы начали собирать коллекцию запахов. В разные пластмассовые баночки положили разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (например, мускатный орех). Можно сказать, что “нос”, т. е. развитое обоняние, помогает детям “ощутить” сказку более разносторонне и богато.
А ещё сказки могут звучать.
Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (горох, пшено, гречка, манка, ломаная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и др.). Создавать звуки можно и с помощью голоса.
Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.
Еще одним их эффективных приемов развития речи детей является театрализация сказок.
Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
В устном народном творчестве, как нигде, сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с потешками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, развивая их связную речь. В фольклоре оцениваются жизненные позиции, человеческие недостатки, восхваляются положительные качества, воспитывается уважение к труду, восхищение творением человеческих рук. Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector