Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пластилинографии в работе логопеда

Автор: Барковская Людмила Ивановна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ №105

Населенный пункт: г. Мурманск, Мурманская область

Тема: Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пластилинографии в работе логопеда

Опубликовано: 26.05.2016 00:54

Получить свидетельство      Скачать материал


Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пластилинографии в работе логопеда.
Барковская Людмила Ивановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мурманска детский сад №105

Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера
В задачу логопедической работы входит развитие всей речевой системы ребёнка.
В своей работе сталкиваюсь с трудностями коррекционной работы из-за тяжести речевых патологий.
Контингент воспитанников: в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющих тяжелые нарушения в психофизическом развитии. Категория детей со сложными дефектами требует своевременного оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки. Актуальной проблемой является создание условий для обучения и воспитания таких детей. Работаю с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. В силу тяжести основного заболевания – органического поражения центральной нервной системы речевые нарушения имеют подавляющее большинство детей (недоразвитие речи системного характера разной степени тяжести — НРСХ). Неврологические трудности детей обусловливаются психологическими особенности данной категории воспитанников: невозможность установления продуктивного контакта, непринятие инструкций взрослого, низкая концентрация внимания, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, тугоподвижность мыслительных процессов, импульсивные и агрессивные поведенческие реакции.
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновационная деятельность в настоящее время является неотъемлемой составляющей образовательной деятельности детского сада, когда детский сад работает в режиме развития и учитывает потребности социума и направления государственной политики в сфере дошкольного образования (в том числе потребность в инновационных системах образования и воспитания, внедрении новых технологий и содержания образования в области детства). Одним из успешных решений задач инновационной деятельности ДОУ является профессиональный уровень участников инновационного процесса, психологическая готовность к новому.
Основная цель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ для детей с множественными дефектами – способствовать их социальной адаптации и интеграции в общество на основе актуализации и реализации имеющихся у детей возможностей.
В условиях модернизации образовательных систем учитель-логопед играет важную роль в коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и это обуславливает необходимость наличия у учителя-логопеда не только новых знаний, умений, навыков, но и сформированной личностно-профессиональной компетентности, которая способствует эффективности в работе с детьми данной категории.
Речевые недостатки, а именно эта категория детей является в настоящее время из многочисленных групп детей имеющих отклонения в психофизическом развитии, являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что затрудняет социальное и личностное развитие детей.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику речевых нарушений.
Помимо традиционных технологий обучения решила использовать нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми. Это пластилинография.
Принцип данной технологии – создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, рисовать. А первая половина — «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.
Данная технология хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в обучение детей, делает его наиболее разнообразным, увлекательным и интересным.
Пластилинографию в педагогическом процессе рассматривали не только как развитие и коррекцию наружных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.
Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо создавать естественную для ребёнка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чём то абстрактном ребёнку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чём он участвует, о том, что он создаёт своими руками.
Работа по лексическим темам с помощью пластилинографии даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, через рисование фигур животных с помощью пластилинографии дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (корова без чего? – без рог; собака без чего? – без ушей; кошка без чего? – без хвоста и т.д.)
При использовании пластилинографии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «под», различать понятия «между тем-то и тем-то», тем самым формируются понимания пространственных отношений между предметами.
На занятиях по пластилинографии дети учатся общаться как между собой, так и с учителем – логопедом. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога, сначала характеризуемого учителем – логопедом, потом спонтанного, или наоборот.
При восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи использовала пластилинографию как развитие фонематического слуха:
• Закрепляет навыки правильного звукопроизношения автоматизированного звука.
• Развивает умение слышать, вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове.
Очень любят дети лепить буквы и превращать «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и так далее.
Слова можно лепить печатными буквами. Пластилинография позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки проще исправить, чем на бумаге. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным.
Деление слов на слоги осуществляется с помощью трафаретов – домиков с одним, двумя, тремя, четырьмя окошками. Дети должны вылепить предметы с одним слогом, двумя слогами, тремя слогами, четырьмя слогами и разместить их в домики.
Детям давались вылепленные слова с пропущенными буквами, которые они должны были долепить.
Применение пластилинографии на индивидуальных логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
• Развитию лексико – грамматических средств речи в рамках определённых тем.
• Формированию грамматической составляющей речи (отрабатывания навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без предлогов, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов).
• Формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причём, чем причудливее работа, выполненная самим ребёнком «Гуси – лебеди», «Жар – птица», «Павлин»), тем живее проходит этот процесс.
• Постановке и автоматизации звуков в ходе работы (рисование пластилином «волшебные ступеньки», «лесенка», «дорожка», по которым ребёнок проходит, называя соответствующие слоги и слова).
• Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, определяя наощупь, какую букву нарисовал другой ребёнок.
• Овладению звуко–буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (используя вылепленные шарики из пластилина с традиционным цветовым обозначением гласных, твёрдых и мягких согласных).
• Формированию пространственной ориентировки, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма).
• Развитию и совершенствованию психических функций (памяти, внимания, мышления).
• Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и костей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга), что в свою очередь стимулирует развитие речи.
Работа по развитию речи с применением пластилинографии сделала коррекционный логопедический прогресс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут технологии логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Список литературы:
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. Ростов, Н/Д, изд. «Феникс» 2008г.
2. Акименко В.М. развивающие технологии в логопедии. Ростов, Н/Д, изд. «Феникс» 2011.г
3. Акишенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи детей. М, АСТ. «Астрель» 2006г.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М, «Просвещение» 1997г.
5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М «Просвещение» 1991г.
6. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. М АСТ СПб «Сова» 2006г.
7. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб «Кристал» 1997г.
8. Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина. Ростов «Феникс» 2003г.
9. Узорова О.В. Физкультурные минутки. М «Астрель-АСГ»2004г.
10. Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «знакомство с окружающим миром». Развитие речи М «Гном и Д» 2004г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector