Диагностика НПР с примерами

Автор: Залётова Анна Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ГКУЗ МО «Фрязинский дом ребенка»

Населенный пункт: г. Фрязино, Московская область

Тема: Диагностика НПР с примерами

Опубликовано: 27.05.2016 18:23

Получить свидетельство      Скачать материал


Государственное казённое учреждение здравоохранения Московской области «Фрязинский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

                                  
Консультация на тему:
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРИМЕРАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Воспитатель
Залётова А.А.

2015г.

ДОКЛАД
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРИМЕРАМИ РАБОТЫ.

Детское дошкольное учреждение нуждается в систематических и надежных методах контроля развития детей раннего возраста
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие главный врач, старший воспитатель, логопед, психолог, медсестра и конечно же воспитатель группы.
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям группы, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М. Щеловановым, Н.М. Аксариной, необходимо учитывать, что у маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план коррекционно-воспитательной и оздоровительной работы.
Развитие ребёнка идёт неравномерно и в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Как отмечали данные исследователи диагностика нервно-психического развития детей в первые три года жизни является одной из важных функций врача и педагогов дома ребенка . Традиционно, воспитатель, психолог и логопед группы под руководством старшего воспитателя, применяя методы диагностики, определяет уровень развития ребенка и оценивает его по показателям. Контроль за динамикой развития детей в домах ребенка осуществляется по представленным показателям (стандартам) развития в установленные сроки :
— на 1-й году жизни — ежемесячно,
— на 2-м году – 1 раз в квартал,
— на 3-м году – 1 pаз в полугодие в дни, близкие к дню рождения ребенка.
— начиная с 3 лет – 1 раз в год.
— а также в преддверье медико-психолого-педагогического совещания.
В каждом эпикризном сроке проводится мониторинг следующих показателей:
Понимание речи.
Активная речь.
Сенсорное развитие.
Игры и действия с предметами.
Изобразительная деятельность.
Конструктивная деятельность.
Степень развития общих движений.
Формирование навыков самостоятельности.
Социальное развитие.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть симптомом заболевания. В этом случае врачом назначаются: медикаментозное лечение, физио-процедуры, массаж, лечебная физкультура и т.д. Так же вносятся изменения в коррекционно-воспитательную работу всех педагогов с учетом психофизиологических особенностей ребенка.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей в доме ребенка могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беда со всеми специалистами группы.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
Данный метод мониторинга нервно-психического развития ребенка сильно отличается от обычного метода наблюдения тем, что контроль проводится по единой методике и учитывает мнение всех специалистов, участвующих в повседневной жизни малыша. Это можно сравнить с такой ситуацией: вся семья ребенка – медицинские работники и педагоги, и каждый из них знает все возможности ребенка со своей профессиональной точки зрения. Тогда семья примет все возможные усилия для наилучшего развития ребенка. Необходимо понимать, что диагностика каждого ребенка складывается не одномоментно, а по результатам уже установленного близкого контакта с ребёнком, что способствует воспитаннику не воспринимать ситуацию тестирования, ка стрессовую, своим отношением специалисты внушают малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Конечно поведение знакомых взрослых при диагностике не совсем обычно: специалисту необходимо не помогать ребенку обучиться новым навыкам и умениям, но с другой стороны специалист способен выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам. При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций..
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие, на четвертом году и далее – 1 год отставания). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, в четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока, к пятой группе – относятся дети с задержкой развития на четыре эпикпизных срока, но есть еще и группа развития ниже пятой – когда дети отстают в развитии на пять и более эпикризных срока. Конечно следует понимать, что каждый ребенок – это индивидуальность, и подчас может наблюдаться не синхронное развитие по некоторым показателям, учитывающимися данной методикой.
Для таких случаев, авторы предложили в каждой группе определять степень опережения или задержки в развитии. В первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей, четвёртой, пятой и группе нижже пятой выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верх негармоничным развитием (одна часть линий выше на единицу, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
На основе технологии диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста разработанной авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой, мною была предпринята попытка создания удобного бланка тестирования, в преддверье планового заседания ПМПк, которая включает в себя часть медицинских и психологических аспектов наблюдения.

В дальнейшем нами были использованы образцы бланков для составления отчета о проделанной работе.
ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
поазатели
Ф
И

Дата
рождения

Дата поступления

Дата обследования

Возраст на момент обследования

Понимание
речи

Активная
речь

Развитие позна-вательной сферы

Игра и действия с предметами

Движение

Навыки

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное
развитие

Вес

Рост

Окружность
головы

Окружность
груди

Сон

Засыпание

Сон

Пробужден.

Аппетит

Особенности поведения

Вредные
привычки

Группа
развития

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ФРЯЗИНСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ»

Отчет о работе 7-8 группы за период ноябрь 2014 года –май 2015 года.

Составила воспитатель
Залётова А.А.

Отчет составлен по 5 детям 7-8 группы, все дети находятся на 1 режиме : 1 дневной сон и пятиразовое питание + сок.
1 ребенок до 7-и лет – Ч. Алина 6л.5м.
1 ребенок до 6-ти лет – Ш. Ира 5л.9м.
2 ребенка до 5-ти лет – К. Вика 4г.3м., и Савельев Максим 4г.1м.
1 ребенок 4года – Ч. Владимир .
Из них 2 ребенка 3 гр.развития К. Вика и Ч. Вова, Вова повысил группу развития (с 4 до 3), 2 ребенка с 4 группой развития – Ч. Алина и Ш. Ира, и 1 ребенок с группой развития ниже 5 С. Максим.
Ч. Вова — улучшения по 7 из 9 показателей НПР, К. Вика — улучшения по 4 показателям НПР, Ш. Ира — улучшения по 3 показателям НПР, Ч. Алина — улучшения по 2 показателям НПР, С. Максим улучшение по 1 показателю НПР.
Проводилась следующая работа:
-индивидуальная коррекционно-педагогическая работа;
-физкультурно- оздоровительная работа;
-культурно- досуговая деятельность.
Осуществлялась преемственность в работе всех сотрудников группы и специалистов других областей (врачи, логопеды, психологи, массажисты, специалист физиотерапии, музыкальный работник). Удалось создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, для самостоятельной, творческой деятельности детей на участке и в группе. Соблюдался сан.эпид режим группы. формирование культурно-гигиенических навыков, развитие речи и общее развитие детей.
За отчетный период были проведены утренники (новый год, праздник спорта, весенний праздник). У детей было много гостей.

Показатели НПР 7-8 группы

поазатели
ФИ
С. Максим
Ш. Ира
К. Вика
Ч. Алина
Ч. Вова
Дата
рождения

08.04.11

07.08.09

11.02.11

06.12.08

03.05.11
Дата поступления

12.07.11

11.08.12

19.10.12

25.12.13

25.12.13
Дата обследования

07.05.15

18.05.15

18.05.15

18.05.15

18.05.15
Возраст на момент обслед.

4г1м

5л9м

4г3м

6л5м


Понимание
речи


(+1)


(+1)

Активная
речь


(+1)


(+1)
2г6м
Сенсорное развитие

2г6м
(+1)

(+2)
2г6м
Игра и действия с предметами
(+1)
12м
(+1)

(+1)


(+1)
2г6м

Движение

1г6м
(+1)

(+1)


(+1)

Навыки

1г3м


Конструктивная деятельность

2г6м
(+1)

(+1)
2г6м
Изобразительная деятельность

2г6м

4 г
(+1)
2г6м
Социальное
развитие

12м


(+1)

Вес
(+0,2кг)
13,4кг
(+1,7кг)
12,7кг
(+0,5кг)
19,5кг
(+0,6кг)
15,6кг
(1,4кг)
13,4кг

Рост
(+1см)
101см
(+2см)
98см
(+3см)
106см
(+4см)
103см
(+2,5см)
96см
Окружность
головы

48см

48см
(+0,5см)
50,5см

48см

48см
Окружность
груди
(+1)
55см
(+6см)
52см
(+2,5см)
58см
(+0,5см)
54см
(+2см)
51см
Сон

Засыпание
Спокойное
Долгое беспокойное
Долгое беспокойное
Долгое спокойное
Быстрое спокойное

Сон
Глубокий спокойный

Беспокойное

Беспокойное
Глубокий спокойный
Глубокий спокойный

Пробужден.
Позднее
Раннее
Самостоят.
Раннее
Самостоят.

Постепенное
Самостоят. Постепен.

Аппетит

Хороший

Хороший

Хороший

Умеренный

Умеренный
Особенности поведения

Положит.

Доброжелат.

Неустойчив.
Положительное
Положит. активное
Вредные
привычки
Сосет
палец
___________
Раскачивается при беспокйств
__________
__________
Группа
развития

Ниже 5 гр.р.

4гр.р.

3гр.р.

4гр.р.

3гр.р.

ЛИТЕРАТУРА.
Печора К.Л. «Психолого — педагогическое обследование детей в возрасте 1 год Змесяца — 6 лет». Методические рекомендации. Москва 1995г.
Смирнова Е.О., Галиузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет» СПб., 2005г.
Доскин В.А., Макарова З.С., Ямпольская Р.В. «Развитие и воспитание детей в домах ребенка». Москва. Владос- Пресс. 2007г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector