Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в ДОУ

Автор: Палий Ольга Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ ЦРР «Умка»

Населенный пункт: г. Новый Уренгой, Тюменская область

Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в ДОУ

Опубликовано: 27.05.2016 19:03

Получить свидетельство      Скачать материал


«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в ДОУ».

В нашей стране очень остро стоит проблема оздоровления детей. Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие. По результатам обследования в последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их физического развития. Это связано с тем, что в последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода неблагоприятно влияют на организм ребенка.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предлагает выбор альтернативных форм и методов организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей. Тема здоровья подрастающего поколения в последние годы наиболее обсуждаема в нашей стране. Сегодня среди основных задач государства важное место занимает разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. В основе этого лежит эффективная организация оздоровительных мероприятий в дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня уделяется большое внимание развитию здоровья, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Дошкольный возраст — наилучшее время формирования человеческих способностей, личности ребенка. Именно поэтому задача образовательных учреждений – обеспечить условия для всестороннего развития ребенка и подготовки его к систематическому обучению в школе. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы»
Дошкольное образовательное учреждение – это первая ступень адаптации и социализации подрастающего поколения. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как у них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены разные виды мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности.
Основные направления в дошкольных учреждениях: профилактическое, организационное и лечебное.
Профилактическое: обеспечение благоприятной адаптации, выполнение санитарно-гигиенического режима, решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное: организация здоровьесберегающей среды дошкольном образовательном учреждении, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников. Лечебное: коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие, иммунотерапия, витаминотерапия, оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Здоровьеразвивающая среда в дошкольном образовательном учреждении это прежде всего то, что развивает и укрепляет организм детей, благотворно влияет на здоровье и душевное состояние детей. Вот эти мероприятия относятся к здоровьеразвивающей среде в дошкольном учреждении:
• Питание;
• Закаливающие процедуры;
• Утренняя гимнастика;
• Физические упражнения;
• Физкультурные занятия;
• Подвижные игры;
• Плавание;
• Медицинский осмотр

Оздоровительные мероприятия проводятся на протяжении всего дня. Они включают в себя режимные моменты детского образовательного учреждения. Начнем с самостоятельной двигательной деятельности детей. Она проводится и организовывается в часы утреннего приема, после завтрака, между занятиями, на прогулках, после сна и в бытовой деятельности. Как полагается самостоятельная деятельность детей организовывается как самими детьми, так и воспитателем. Воспитатель предлагает поиграть, например, в настольные игры, либо предлагает поиграть с игрушками, которые находятся в группе. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Овладение физическими упражнениями воспитывает и оздоравливает детей. Систематические физические упражнения активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, — важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Физические упражнения для укрепления здоровья помогают сохранить большой запас сил и внутренней энергии на всю жизнь, реже болеть и чувствовать себя просто превосходно. Наибольший эффект даст чёткий график физических нагрузок и соблюдение режима, отдыха после них. Систематическое выполнение физических упражнений – один из способов достижения человеком гармонии. Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основных видов движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки, строевые упражнения, общеразвивающие упражнения. Главное место в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста являются закаливающие процедуры, которые дают положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения, укрепляют здоровье и способствуют снижению заболеваемости. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей.
Также в дошкольном учреждении для старших групп проводятся бассейн и разные виды гимнастики в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: ритмическая, корригирующая, ортопедическая (рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы), дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, ЛФК, гимнастика после дневного сна, гимнастика игрового характера.
Между группами старшего возраста проводятся физкультурные праздники, досуги, дни здоровья, которые являются важными компонентами активного отдыха детей. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активно включиться в их подготовку.
Важным компонентом полноценного физического воспитания детей является рационально организованное питание. Питание – один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей. Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма.
Оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.
Оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении – это часть системы оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой положен игровой метод и широкое использование имитационных движений. У детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.
мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей — это те мероприятия, которые укрепляют здоровье, повышают тонус всего тела, настроение. Мероприятия должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Должны использоваться следующие оздоровительные мероприятия: физические общеразвивающие упражнения; занятия по физической культуре; подвижные игры; обучение элементам спортивных игр; обучение плаванию; закаливающие процедуры; физические прогулки; утренняя гимнастика; двигательно-оздоровительные физкультминутки; разные виды гимнастики (пробуждения; пальчиковая; для глаз; ЛФК; стрейчинг); нетрадиционные формы оздоровления детей; физкультурные досуги и праздники; дни здоровья; работа с родителями
Итак, подведем итог: одним из главных направлений работы дошкольного учреждения являются обеспечение благотворных условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. Главное место в детском образовательном учреждении занимают режимные моменты дня, виды и формы оздоровительных мероприятий. Таким образом подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе детского образовательного учреждения должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector