Взаимодействие с родителями в период адаптации.

Автор: Засухина Жанна Геннадьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ №452 «Родничок»

Населенный пункт: Нижний Новгород, Московский район

Тема: Взаимодействие с родителями в период адаптации.

Опубликовано: 30.05.2016 23:22

Получить свидетельство      Скачать материал


Адаптация детей с отклонениями в развитии
к новым социальным условиям.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Одной из основных задач при взаимодействии с родителями детей, имеющими отклонения в психическом развитии, является проблема в подборе оптимальных методов взаимодействия с семьей, способствующих оказать благотворное влияние на социальную адаптацию ребенка.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.
Проблемы адаптации ребенка с отставанием в психическом развитии к ДОУ в раннем возрасте изучена явно недостаточно, имеющиеся в психологической литературе данные весьма немногочисленны, психологических исследований по этой теме очень мало, что и обусловило актуальность изучения данной темы.
Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности, ее вхождения в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Этот момент имеет особое значение. Ведь взаимодействие со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе. По мнению Боболева А.А. основным условием развития ребенка является общение, как фактор формирования личности, как вид, устремленный на познание и оценку самого себя.
Детский возраст имеет колоссальное значение для формирования процесса социальной адаптации человека.
Изучением проблемы социально-психологической адаптации занимались И.А. Милославова, Н.К. Бойченко, В.П. Казначеев, И.А. Жданов. Вопросы социального развития детей в зарубежной науке отражены в работах исследователей Л.А. Венгера, П. Валлон. Разработке феномена социально-психологической адаптации и социального развития в отечественной психологии посвящены труды А.Н. Леонтьева, A.B. Запорожца.
Особенно сложно проходит процесс социальной адаптации детей с отклонениями в психическом развитии.
Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость. 
Работа с детьми сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течение всего адаптационного периода играть с детьми в различные игры, стараться ввести в любые режимные моменты игру (как мы выяснили ранее — это основной вид деятельность ребенка).
К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:
— игру повторяют в течение дня несколько раз;
— при введении новой игры знакомые игры повторяют;
— знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;
— игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций; 
— продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуют индивидуально, по количеству повторений; 
— при повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены. 
Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями. 
Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость. 
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее: беседы с родителями; анкетирование; наблюдение за ребенком; развивающие игры. Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком с момента поступления его в детский сад. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. 
В ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие. 
Диагностика эмоциональных особенностей дошкольников с отклонениями в психическом развитии обычно оказывается второстепенной задачей при изучении других характеристик указанной категории детей. В то же время исследователи отмечают значимые различия эмоциональных реакций детей с отклонениями в психическом развитии и детей с нормальным уровнем развития. Э. Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с отклонениями в психическом развитии выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.
Специфические особенности детей с отклонениями в психическом развитии создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.
1. Дети с отклонениями в психическом развитии испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:
а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
б) имеющийся у большинства детей с отклонениями в психическом развитии негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
г) многие дети с отклонениями в психическом развитии, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с отклонениями в психическом развитии эта недостаточность выражена в еще большей степени.
Общая задача педагогов и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. На пути реализации возникают различные трудности: отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т.д.; мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.
В образовании родителей детская дошкольная организация должна выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности.
Цель взаимодействия с родителями: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей с психическим недоразвитием, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка. 
Наиболее важным условием успешного взаимодействия с родителями является то, что воспитатель должен быть не только профессионалом в своей области, но и обладать навыками и опытом передавать свои знания.
Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. 
Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector