Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Автор: Акимова Александра Юрьевна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ «ДС № 82 «Сказка»

Населенный пункт: г. Норильск, Красноярский край

Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Опубликовано: 31.05.2016 08:16

Получить свидетельство      Скачать материал


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 «Сказка»
663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Советская, д. 8 «А», тел. (3919) 46-17-22 e-mail:mdou82@norcom.ru

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовили:
А.Ю. Акимова, учитель-логопед

2016 г.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Хорошее знание языка ребенку необходимо для овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Поэтому поиски новых методов и приемов коррекционного воздействия не утратили своей актуальности. Значит, очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» предусматривает большой объем знаний, который нужно им передать, и нам, хочется, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, мы заметили, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приемами и методами запоминания. Все это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Наша хоть и не долгая практика показывает, что у ребенка с нарушением речи при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния.
(2 слайд) Изучив различные нетрадиционные коррекционно-развивающие технологии, хотим поделиться с вами эффективными приемами работы по развитию связной речи на основе мнемотехники, т.е. техники облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
(3 слайд) Процесс запоминания делится на четыре этапа:
1. кодирование элементов информации в зрительные образы;
2. процесс запоминания;
3. запоминание последовательности информации;
4. закрепление информации в памяти.
Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания.
Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры «из просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.
Именно эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков и развивать память, связную речь через приемы опосредованного запоминания.
(4 слайд) Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Основой мнемодорожек послужили чистоговорки и стихотворения. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.
(5 слайд) Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для:
— обогащения словарного запаса,
— при обучении составлению рассказов, (6 слайд)
— при пересказах художественной литературы,
— при отгадывании и загадывании загадок, (7 слайд)
— при заучивании стихов. (8 слайд)
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог, логопед в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Если на начальном этапе работы даем готовые схемы, то на следующем — коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь мы выступаем как равноправные партнеры, которые незаметно помогаем ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по мнемотаблицам получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети могут составлять сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.
Подчеркнем, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. (9 слайд)
А теперь мы предлагаем перейти к практикуму, разделимся с вами на 4 команды, и каждая команда попытается составить мнемотаблицу по предложеному рассказу или стихотворению.
При проведении практикума всем участникам было предложено на выбор задание:
1. Составление мнемотаблицы и рассказа-описания по лексической теме «Осень» с использованием мнемокадров.
2. Составление мнемотаблицы и рассказа-описания «Посуда», с использованием схем Т.А.Ткаченко
3. Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.
4 Составление сказочного сюжета и мнемотаблицы по предложенной серии сюжетных картинок.
Участники семинара показывают мини-занятие по предложенным темам с применением схем и моделей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector