Программа для дошкольников

Автор: Белова Наталья Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБ ДОУ «Детский сад № 198»

Населенный пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тема: Программа для дошкольников

Опубликовано: 01.06.2016 17:45

Получить свидетельство      Скачать материал


Комитет образования и науки администрации г.Новокузнецка
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 198»
654059, Россия, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Тореза, № 63-А
тел. 8(3843)-54-84-66, E-mail: teremok198@mail.ru

Рассмотрено на педагогическом совете протокол № 1 от 30.08.2015

Утверждаю:
заведующий МБ ДОУ
«Детский сад № 198»
И.М. Мещерякова
______________________
Приказ № 49 (о)от 31.08. 2015

Дополнительная общеразвивающая программа
по развитию основ экологической культуры
у детей среднего дошкольного возраста «Почемучка»

Составитель программы:
Белова Наталья Анатольевна,
воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 198»

г. Новокузнецк,2015г

Содержание:

1. Пояснительная записка 3
2. Учебно-тематический план 7
3. Содержание программы 9
4. Уровни достижения детьми планируемых результатов 12
5. Информационно –методическое обеспечение программы 15
6. Литература 17
7. Приложения 18

• Пояснительная записка
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 
Проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Цель программы — привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

2. Задачи
• Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
• Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
• Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
• Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов — двигаются, питаются, дышат, растут.
• Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц…)
• Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
• Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
• Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
• Основные направления образовательной деятельности
• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление — изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами.
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности.

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
        Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
        Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
        Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития. 
        Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
        Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
        Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
• Организация образовательной деятельности
Программа по развитию основ экологической культуры у детей
среднего дошкольного возраста «Почемучка» рассчитана на 1год, проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня продолжительностью 20 минут, с использованием физминутки.

Содержание занятий воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 198».

Методы, используемые для реализации работы кружка:
  игровые ситуации
  наблюдение 
  беседа 
  исследовательская деятельность
  экспериментальная деятельность
В качестве подведения итогов планируется провести семейный конкурс, развлечения, открытое занятие.
• Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы. Сформированная экологическая культура дошкольников, отношение ребенка к природе строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

2. Учебно – тематический план
Учебный план


п/п

Наименование образовательной услуги
(программы)
Кол-во
занятий
в неделю

длительность занятия в мин.

Средняя группа
1.
Программапо развитию основ экологической культуры
у детей среднего дошкольного возраста «Почемучка»

1/20
20 мин


Содержание тематических разделов программы
Объем образовательной нагрузки

количество занятий
количество часов
1
Растения
5
1,6
2
Семейный конкурс
1
0,3
3
Времена года
2
0,6
4
Явления природы
2
0,6
5
Животные
3
1
6
Птицы
4
1,3
7
Опыты
6
2
8
Деревья
2
0,6
9
Насекомые
1
0,3
10
Развлечения
5
1,6

Всего
31
9,9

Программа реализуется в течении одного учебного года (с сентября по май),включает в себя 31занятие. Каждый тематический раздел завершается обобщающим занятием. В мае проводится итоговое занятие. Формы подведения итогов реализации программы: участие в конкурсах для дошкольников; открытый показ итогового занятия. Календарно-тематический план представлен в приложении 1.

• Содержание.
Растения.
Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы. Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (бальзамин и фикус), находить сходства и различия. Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим. Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать. Активизировать словарь детей: комнатные, протирать, поливать.Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные.

Времена года
Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев. Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет. Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались.

Явления природы

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения.
Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев.
Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет.
Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе.
Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы. Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода. Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались.

Животные

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Закрепить названия детенышей домашних животных. Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать. Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы). Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. Закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания. Формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Птицы

Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные, юг. Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья.Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные. Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.
Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают.

Опыты

Закрепить знания о снежинке.
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти.
Учить видеть красоту природы.
Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка.

Познакомить детей с понятием – лёд.
Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов.
Воспитывать осторожность на льду.
Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Развивать воображение и творчество.
Активизировать словарь детей: морозные узоры.
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке.
Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах.
Учить создавать ситуацию опыта.
Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой.
Активизировать словарь детей: полезный, горький.
Познакомить с понятием – капель.
Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками.
Формировать осторожность и опасность около домов.
Активизировать словарь детей: холодная, белая, капель.
Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека.
Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды.
Закрепить значение грязной и чистой воды.
Активизировать словарь детей: грязная, чистая.

Деревья

Познакомить с осенним деревом – рябиной. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды. Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева.
Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Активизировать словарь детей: красавица, зеленая.

Насекомые
Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым.
Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых. Активизировать словарь детей: летают, жужжат.
Развлечения
Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания.
Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры.
Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах.
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.
Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры.
Продолжать формировать знания о лесных обитателях.
Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная.
Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями.

3. Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития

Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
Формирование познавательных действий, становление сознания.
Формирование первичных представлений об особенностях природы.
Высокий уровень
Задаёт много вопросов познавательного характера, преобладают вопросы «почему», направленные на установление причинно-следственных связей в мире физических явлений; с интересом выслушивает ответ взрослого, ответ порождает новый вопрос. Возникает потребность объяснить мир; проявляет яркий познавательный интерес не только к непосредственно воспринимаемым объектам, но и к тому, что ранее увидел, услышал, узнал; инициирует наблюдения для приобретения новых знаний об окружающем; в речи отражает результаты наблюдений; ярко проявляет чувство удивления, начинает проявлять чувство сомнения, удовольствие от процесса познания и узнавания нового, радость познания; пытается делать первые умозаключения, исходя из имеющихся знаний, собственного опыта жизнедеятельности; начинает по своей инициативе проявлять исследовательскую активность.
Проявляет исследовательское поведение, систематически самостоятельно установить причинно-следственные связи, получить новые знания об интересующем объекте; привлекает взрослого к содействию в экспериментировании, с удовольствием участвует в экспериментах, организуемых взрослым, отражает в речи их ход и результаты, делает попытки сформулировать предположения. В деятельности опирается на собственный опыт, пользуется своими знаниямидля разрешения проблемных ситуаций, поставленных как взрослым, так и самостоятельно; использует различные приёмы для решения новых задач, отбирает способы деятельности, ориентируясь на некоторые существенные признаки объектов; сравнивает различные предметы, выявляет различия в них и отражает в речи; понимает жизненные ситуации, проигрывает с заменой одних объектов другими. Замечает противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений; проявляет к ним интерес и пытается разрешить противоречия, используя свой жизненный опыт, наблюдая и экспериментируя, привлекая взрослого к содействию.
Имеет чёткие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта
Средний уровень
Вопросы задаёт достаточно часто, появляются вопросы причинно-следственного характера, но преобладают вопросы, направленные на установление непосредственно воспринимаемых связей(где, куда, зачем, какие, когда и т.п.), не всегда выслушивает ответ взрослого, задаёт вопросы непоследовательно. Проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, начинает интересоваться тем, что ранее увидел, услышал, узнал; с интересом наблюдает за окружающим, для обобщения результатов наблюдений нуждается в помощи взрослого; в процессе познания проявляет чувство удивления, радуется новому; под руководством взрослого с интересом включается в выполнение исследовательский заданий.
Эпизодически проявляет попытки самостоятельно установить причинно-следственные связи, получить новые знания об интересующем объекте, для получения результата этих попыток нуждается в помощи взрослого; с удовольствием участвует в несложных экспериментах. Организуемых взрослым, отражает в речи фрагменты информации, полученной в процессе экспериментирования. При необходимости, особенно в ситуации затруднений, преобразует способы решения задач(проблем) в зависимости от ситуации с помощью взрослого. Пользуется своими знаниями для разрешения проблемных ситуаций, поставленных взрослым. Сравнивает различные предметы и выявляет различия в них.
Имеет фрагментарные, недостаточно обобщённые и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого.
Низкий уровень
Задаёт вопросы, направленные на установление непосредственно воспринимаемых связей, не всегда выслушивает ответ взрослого, задаёт вопросы непоследовательно. Познавательные интересы ситуативны; участвует в наблюдениях, исследованиях, организованных взрослым, но не проявляет ярких познавательных чувств; затрудняется в речевом выражении, обобщении полученных знаний.
Попытки самостоятельно экспериментировать наблюдаются редко, они малорезультативны; не проявляет яркого интереса к экспериментам, организуемым взрослым, в речи не отражает результаты познания. Испытывает затруднения в обобщении своего опыта,затрудняется в выделении существенных признаков предметов. С помощью взрослого понимает изображения на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями или сравнивает объекты с помощью взрослого. С определяющей помощью взрослого преобразует способы решения задач(проблем) в зависимости от ситуации.
Представления недостаточно дифференцированные; отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает.
Низший уровень
Задаёт вопросы редко; вопросы имеют ситуативный или предметный(кто, что) характер, ответ взрослого не побуждает к дальнейшему осмыслению воспринимаемого.
Познавательные интересы не выражены или не дифференцированы, быстро пресыщается заданиями познавательного типа; познавательные чувства не проявляются; полученные знания в речи не отражает или отражает неадекватно.
Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций в процессе экспериментирования, организованного взрослым, не стремится в них участвовать. Не чувствителен к противоречиям, несоответствиям; не принимает помощи взрослого в их разрешении. Не принимает задачу как проблему, которую надо решить; помощь взрослого существенно не влияет на собственный опыт. Задачи, возникающие в деятельности, самостоятельно решить не может. Не устанавливает элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями. Не преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.
Представления неверные, малоинформативные или не сформированы; свой опыт не отражает в речи.

Диагностический инструментарий

С целью выявления эффективности педагогического воздействия проводится педагогическая диагностика два раза в год (сентябрь-май).
Формы проведения:
-беседа;
-игра;
-наблюдение;
-игровые ситуации;
— опытно-экспериментальная деятельность

3. Информационно-методическое обеспечение

Технические средства обучения
• Магнитофон, ноутбук, телевизор
• аудио материал, видеоматериал 

Наглядно – образный материал 
• Наглядно – дидактический материал
• Дидактические игры
• Игровые атрибуты;
4. Опыты
• Стихи, загадки, сказки.

ЛИТЕРАТУРА
1.. С.Н. Николаева «Юный эколог» — М. Мозайка-синтез, 2010.
2. С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» — М. Новая школа, 1995.
3. Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
 4.Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.

Приложение 1
Календарно- тематический план

Тема
Задачи

Сентябрь
11
«Цветы на участке осенью»
Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду.
Уточнить представления детей о садовых работах осенью.
Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.
22
«Что нам осень подарила»
Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Уточнить знания детей об уходе за овощами.
Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.
23
За грибами мы пойдем.
Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы.
44
Семейный конкурс
«Дары осени»
Создать условия для развития творческого потенциала детей и их родителей в рамках культурно- образовательного пространства учреждения, повысить познавательный интерес к миру природы.
Октябрь
55
«Сколько знаю я дождей»
Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения.
Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.
Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.
66
«Домашние животные»
Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.
Закрепить названия детенышей домашних животных.
Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать.
77
«Как звери к зиме готовятся!»
Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы).
Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания.
Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок.
88
Развлечение:
«К нам гости пришли»
Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания.
Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры.
Ноябрь
99
«Осеннее дерево»
Познакомить с осенним деревом – рябиной.
Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.
Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды.
110
«Перелетные птицы»
Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг.
Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей.
Активизировать словарь детей: перелетные, юг.
111
«Воробьишка»
Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи.
Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья.
Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.
112
Развлечение: «Синичкин праздник»
Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах.
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.
Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры.
Декабрь
113
«Снежинка»
опыт
Закрепить знания о снежинке.
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти.
Учить видеть красоту природы.
Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка.
114
«Волшебная льдинка»
опыт
Познакомить детей с понятием – лёд.
Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов.
Воспитывать осторожность на льду.
Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.
115
«Зимняя красавица — ель»
Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева.
Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.
Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
Активизировать словарь детей: красавица, зеленая.

Январь
116
«Жизнь птиц зимой»
Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой.
Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки.
Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно.
117
«Мороз – удивительный художник»
опыт
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Развивать воображение и творчество.
Активизировать словарь детей: морозные узоры.
Февраль
118
«Выращиваем лук на окошке»
опыт
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке.
Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах.
Учить создавать ситуацию опыта.
Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой.
Активизировать словарь детей: полезный, горький.
119
Комнатные растения.
Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (бальзамин и фикус), находить сходства и различия.
Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим.
Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать.
Активизировать словарь детей: комнатные, протирать, поливать.
220
Развлечение: «Путешествие по зимнему лесу»
Продолжать формировать знания о лесных обитателях.
Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

2

Март
221
«Наши четвероногие друзья – собака»
Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.
Воспитывать осторожное обращение с бездомными животными, опасно для жизни.
Активизировать словарь детей: бездомная, укусит.
222
«Птицы прилетели»
Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.
Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают.
223
«Сосульки».
Звенит капель.
опыт
Познакомить с понятием – капель.
Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками.
Формировать осторожность и опасность около домов.
Активизировать словарь детей: холодная, белая, капель.
Апрель
224
«К нам весна шагает быстрыми шагами»
Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев.
Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.
Активизировать словарь детей: весенняя, греет.
225
«Первые цветы в природе»
Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам.
Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.
Воспитывать интерес и любознательность.
Активизировать словарь детей: подснежники, нежные.
226
«Водичка водичка»
опыт
Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека.
Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды.
Закрепить значение грязной и чистой воды.
Активизировать словарь детей: грязная, чистая.
227
Развлечение
«Русская березка»
Формировать представления у детей о русской березе.
Расширить знания об охране природы.
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная.
Май
228
«Солнышко на травке»
Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе.
Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы.
Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода.
329
«Что такое облака, дождь, гроза?»
Дать понятие об испарении воды, образовании облаков.
Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме.
Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Активизировать словарь детей: страшно, испугались.
330
«Божья коровка»
Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым.
Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых.
Активизировать словарь детей: летают, жужжат.
331
Итоговое развлечение:
«В мире природы»
Развлечь детей.
Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому.
Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector