ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор: Курочкина Светлана Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ №51

Населенный пункт: г. Томск, Томская область

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Опубликовано: 02.06.2016 16:35

Получить свидетельство      Скачать материал


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Курочкина Светлана Анатольевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №51, 2 корпус, г. Томск
e-mail:Swetanka@sibmail.com, т. 89095493204
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как».
Исследовательская деятельность мне показалась интересной, и я решила применить ее для математического развития дошкольников. 
 Реализация данной деятельности невозможна без создания предметно-развивающей среды. В уголок экспериментирования я поместила различное оборудование: прозрачные и непрозрачные емкости, мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки, пипетки, шприцы пластиковые (без игл), пластиковые, резиновые трубочки, деревянные палочки, пластиковые контейнеры, рулетку, линейки, весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, лупы, зеркала, магниты, ленты разной длины и др. В игровых центрах разместила разнообразные предметы и игровой материал.
Образовательную деятельность выстраиваю так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность. Провожу нетрадиционные занятия: занятия-соревнования; занятия-КВН; занятия – сюжетно-ролевые игры; занятия-путешествия; занятия-сказки.
  Использую нетрадиционные формы и методы работы, которые способствуют развитию познавательного интереса:  моделирование (например, купить в магазине чашек столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировать фишками, так как поставлено условие — кукол в магазин брать нельзя); элементарные опыты (например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков); занимательные проблемные ситуации (Например, «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились!»); математические сказки и т.д. Они побуждают детей к активной мыслительной  и практической деятельности; мотивируют  активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.
В своей работе я использую разнообразные приемы активизации умственной активности детей. Решение проблемных ситуаций я считаю одним из главных приёмов при организации исследовательской деятельности дошкольников. Научить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей размышления. 
 Например, при закреплении у детей умения сравнивать длину предметов путем «наложения», «приложения» и сравнения их «на глаз», предлагаю измерить длину предметов. Перед детьми встаёт новая задача – научиться использовать меру.
Я создаю такую ситуацию, при которой мерка будет единственно возможным средством измерения. Так, показывая полоску бумаги, я говорю, что ее необходимо измерить. Чем это можно сделать? Дети предлагают варианты — линейкой, рулеткой. Я одобряю их ответы: «Правильно, но у нас нет этих предметов. Как быть?» Дети вспоминают, что можно измерить и полоской бумаги. 
 На одном из первых занятий по измерению я могу задать детям вопрос, одинаковы ли по длине стол, который находится в игровом уголке, и тот, за которым они занимаются. И подвожу детей к мысли, что столы надо измерить. На столе уже разложены разные предметы, которые можно использовать в качестве мерок: тесьма, кусок веревки, картонная полоска и пр. Я заранее подбираю такие мерки, которые укладываются полное число раз (без остатка) в длине измеряемого предмета.
Для разнообразия занятия по измерению я придумываю интересные, новые задания: «Мы — портные. Нам надо раскроить материал и сшить салфетки для занятий. У каждого из вас есть кусок материала — полоска. Мерка — это одна салфетка. Нам надо измерить, сколько таких салфеток можно сшить из этого куска материала».
Дети могут кроить носовые платки, коврики, а потом их расписывать; заготавливать бланки рецептов, закладки для книг и т. д. Все это они потом охотно используют в играх.
Если дети могут успешно сотрудничать, согласованно работать, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, то проблемные ситуации могу организовывать в виде «деловой игры». Предлагаю детям такую «деловую игру». Группа разбивается на бригады строителей, внутри которых распределяются роли. Каждой бригаде даются рулон обоев и мерка (рулоны у всех разные, мерки одинаковые). Надо подобрать тот рулон обоев, которым можно оклеить кукольную комнату. Решая проблемную ситуацию, дети определяют, что в кукольной комнате четыре стены, значит, мерка должна уложиться не меньше четырех раз. Обычно дети увлекаются решением подобных задач и просят еще что-нибудь измерить.
В процессе решения проблемно-практических ситуаций я стараюсь дать детям больше самостоятельности, чтобы они опытным путем, обсуждая свои действия и итоги, могли не только проверить практический результат, но и научиться переносить свои знания и умения в нестандартные ситуации.
Когда дети научатся измерять протяженности (длину, ширину, высоту) предметов, я им показываю способы измерения жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Измеряя количество крупы, дети ссыпают ее в одну посуду, а определяя количество воды, выливают ее в один сосуд и по ходу измерения откладывают фишки, которые затем подсчитывают. Я обращаю внимание детей на то, как важно измерять точно и аккуратно, на конкретных примерах показываю, что неточные действия приводят к ошибочному результату.
Например, я показываю миску с фасолью и спрашиваю: «Как узнать, сколько здесь фасоли?» Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно,— говорит воспитатель,— но у меня нет весов. Как по-другому можно узнать?» На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Я указывает на них: «Может быть, эти предметы помогут нам?» Скорее всего, дети скажут, что стаканом, чашкой, ложкой можно измерить фасоль. Я объясняю, как это надо сделать: «Давайте попробуем измерить фасоль стаканом. Но сначала надо договориться, как мы будем насыпать». Показываю, что стакан можно наполнять до половины, до краев, с «горочкой». Дети выбирают один из вариантов. Затем высыпаю фасоль из стакана в пустую миску или тарелку, лучше всего прозрачную. И чтобы не сбиться со счета, предлагаю детям, каждый раз, когда высыпаем из стакана фасоль ставить предметы для памяти. Показываю детям и другие предметы: чашку, блюдце, ложку — и предлагаю попробовать измерить этими мерками.
Далее измерительная деятельность включается в проблемные ситуации. Например, доктор Айболит перепутал кувшины с «живой» и «мертвой» водой. Он помнит одно: «живой» воды было больше, чем «мертвой». Детей просят помочь Айболиту, они обсуждают, как это можно сделать. Я помогаю опытным путем показать непригодность некоторых способов (например, на глаз сравнить нельзя, так как кувшины непрозрачные, заглянуть внутрь нельзя: ведь горлышко узкое и ничего не видно). Задача очень ответственная — ошибиться нельзя. Вместе со мной дети решают, что надо жидкость из каждого кувшина измерить меркой и сопоставить результаты измерения.
В процессе обучения измерению большое внимание я уделяю развитию глазомера. Детям предлагаю «на глаз» определить разницу в величине предметов; сколько стаканов воды поместится в графине и др. Затем они также путем измерения проверяют точность своих предположений. У детей развивается «чувство веса», они учатся сравнивать предметы «по тяжести» (тяжелые — легкие), подбирать равные и неравные по весу предметы, «взвешивая» их на ладонях (в руках). На конкретных примерах рассматриваю с детьми независимость веса от размера предмета (большой воздушный шар легче маленького деревянного или металлического шарика).
Решая «маленькие» математические проблемы, ребёнок учится ориентироваться в окружающем, чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию. Растёт и реализуется его творческий потенциал.

Список литературы
• Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — Сургут: РИО СурГПИ, 2005. — 137 с.
• «Детский сад от А до Я». Раздел: «Исследовательская активность ребенка». № 2 – 2004 г. гл. ред. С.Максимова.
• Михайлова З.А.,Носова Е.Д. и др. Теории и технологии математи-ческого развития детей дошкольного возраста. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 384 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector