НОД по познавательному развитию

Автор: Якименко Сэмбель Явдатовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №197»

Населенный пункт: г. Оренбург, Оренбургская область

Тема: НОД по познавательному развитию

Опубликовано: 02.06.2016 17:34

Получить свидетельство      Скачать материал


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №197»

Конспект НОД «В гости к зайчонку»

Подготовила воспитатель 1 кв.категории
Якименко С.Я.

Оренбург 2015

Цель.
Учить:
-Закреплять умение группировать предметы по цвету;
-Продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результата определения в речи;
-Закреплять понятия «короткий» и «»длинный»
-Продолжать учить узнавать и правильно называть геометрические формы по двум признакам (по цвету и форме).
Развивать
-Усидчивость;
-Внимание;
— Воображение.
Воспитывать
-Желание помогать.

Оборудование.
Цветы разных цветов, теремок с геометрическими формами, зайчики – вкладыши, эмблемы с геометрическими формами, конфета – сюрприз.

Ход непрерывно – образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, я по секрету узнала, что к нам сегодня придёт гость. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

Летом серый,
Зимой белый.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
1-Правильно, это заяц. (достаёт игрушку зайца) Ой какой зайчик грустный. Что же случилось? Давайте послушаем, что зайчик скажет.
-Зайчик говорит, что у его зайчишек, сестрёнок и братишек, платья износились, дырочки появились. Что же делать?
Дети. — Зашить, заштопать, купить, нарисовать, наклеить и. т. д.
-Правильно ребята, можно и купить и заклеить и заштопать, а у зайчика в сумочке есть заплатки. Давайте мы пришьём заплатки, вы согласны?

2-Но. как же мы к зайчикам попадём, живут они очень далеко в лесу?
Дети. Нужно поехать

-А ка вы думаете, на чём мы можем поехать? (Д/И «Пассажирский транспорт» — Дети из предложенных картинок выбирают пассажирский транспорт (Самолет, поезд, автобус, машины – грузовые, легковые, бетономешалка, грейдер, трактор)
Дети. — На машине, на самолёте, на автобусе, на поезде.

-Правильно вы всё сказали. Можно поехать на машине, на автобусе, полететь на самолёте. А хотите поехать сегодня на поезде? Ну, тогда цепляетесь вагончики.
(Едут под музыку «Голубой вагон»)

-Остановка. Ой, на полянку мы приехали. А какого цвета трава на полянке. (зелёного)
-А что ещё может расти на полянке? (кустики, цветы, грибы)
-А давайте посадим цветы на нашей полянке. Хотите?
-Сначала посадим красные цветы, теперь жёлтые, а какие цветы остались? (синие) Украсьте синими цветами.
-Молодцы. Посмотрите на нашу полянку. Какая она стала? (разноцветная) А сколько всего цветов на полянке (Много)

-Ну что поехали дальше. Цепляйтесь вагончики.
(едут)
3-Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок
-Интересно кто там живёт?
-Чтобы открыть первое окно, нужно назвать на какую форму оно похоже? (на круглую)
-Какое животное спряталось? (Заяц) А как вы догадались?
(По ушам) А какие уши у зайца? (белые, пушистые, длинные, мягкие)
-Правильно, у зайчика уши белые, пушистые, мягкие, длинные.
-А какой формы второе окно? (квадратное)
-Ой, а чьи это уши? (волчьи)
А вы догадались? (они серые, гладкие, короткие)
-Правильно, у волка уши серые, гладкие, короткие.
Вывод. У зайца уши … .(длинные) У волка …. (короткие)
-Откроем третье окно, на какую форму оно похоже? (На треугольную)
-Какое животное спряталось? (Лиса) Как вы догадались?
(По хвосту) А какой хвост у лисы? (Пушистый, рыжий, длинный)
-Правильно у лисы хвост рыжий, пушистый, длинный.
-На какую форму похоже четвёртое окно? (На круглую)
-Какое животное спряталось? Как узнали? Какой хвост у медведя?
-Правильно у медведя хвост коричневый, короткий.
Вывод: У лисы хвост …. (длинный). У медведя … .(короткий)
Ребята, а вы догадались из какой сказки эти звери?
(Теремок)
-А каких героев не хватает?
-А сколько зверей живёт в теремке? (Много) А сколько зайцев? (Один)
-Поехали дальше.
Едут
4-Ну вот мы и приехали. А вот и зайчики.
-Выбирайте зайчика, которому будете помогать и найдите заплатку по цвету такую же, как платье и по форме такую же, как дырка на платье.

-Зайчик наш вас благодарит, и спасибо говорит и хочет с вами поиграть
Дидактическая игра «Найди свою фигуру»
(Дети танцуют под музыку, как только музыка остановится, бегите к такой же фигуре, какая на рисована, на эмблеме, на руке)
Итог НОД

-Куда мы с вами ездили? На чём? А какие добрые поступки совершили? А какого цвета были цветы на поляне? А сколько их? А какую сказку вспомнили? А как зайчикам помогли? А какие по форме были заплатки? По цвету?
Зайчик дарит большую конфету с угощениями.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №197»

Образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии»

Подготовила воспитатель 1 кв.категории
Якименко С.Я.

Оренбург 2015

Здоровье дошкольников как фактор успешности образовательно-воспитательного процесса.
Состояние здоровья учащихся напрямую связано с успешностью обучения. Педагог, работающий с детьми, знает, насколько результат обучения зависит от работоспособности, поскольку усвоение материала происходит только в тот момент времени, когда ребенок имеет хороший психомоторный тонус и может внимательно слушать, запоминать, обдумывать и воспроизводить материал. Среди причин, которые могут снижать уровень продуктивной активности ребенка, – соматическое неблагополучие, влияющее на работоспособность, результативность и успешность обучения.
Обучение должно вести за собой оптимальное развитие, а ребенок оставаться здоровым и жизнерадостным. В связи с этим, хочется обратить внимание на фактор успешности обучения, который часто остается в тени – на физическое здоровье ребенка, определяющее его устойчивость к предъявляемой нагрузке.
Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда возникает такое понятие, как физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка.
Научными исследованиями убедительно доказано, что распространенность острых респираторных заболеваний среди детей зависит от режима проветривания и площади учебно-воспитательных помещений, а также от планировки здания. Исследования педиатров отмечают высокий уровень поведенческих нарушений у часто болеющих детей. Это позволяет относить частую заболеваемость к психосоматическим расстройствам. Для часто болеющих детей характерен высокий уровень тревожности, превалирование отрицательных эмоций. Из отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей наиболее часто выявляются нарушения сна, аппетита, проявления двигательной расторможенности, гиперактивности, патологические привычные действия (тики, подергивания, грызение ногтей), страхи, нервно-психические нарушения преимущественно невротического уровня.
Наблюдается также замедление темпов нервно-психического развития, отмечается прежде всего задержка наиболее информативных и более поздно формирующихся функций – активной речи, сенсорики, конструирования, являющихся основой для последующего формирования логического и наглядно образного мышления, страдает мелкая моторика, что проявляется в трудностях с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, изобразительной деятельности, письме. Многие дети не достигают в показателях развития возрастного уровня. Страдают, прежде всего, высшие корковые функции, мышление, память (прежде всего речеслуховая), нарушается сенсомоторное развитие, снижается работоспособность.
Физически ослабленный ребенок не обладает достаточным арсеналом «рабочих характеристик» для того, чтобы справиться с нагрузкой, предлагаемой в процессе обучения. Он устает, накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводит к формированию хронической усталости или переутомлению. Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома.
Астенический синдром – это состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребенка повышается чувствительность к громким звукам, яркому свету, он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, ухудшаются внимание и память, нарушается чувствительность глаз. При повышенной утомляемости глазных мышц ребенок не способен длительно фиксировать текст при чтении, содержание прочитанного не усваивается. Этому сопутствует, как правило, падение мышечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате, сон становится поверхностным, тревожным, с частыми пробуждениями. По утрам ребенок испытывает чувство усталости, угнетенности. Нарушаются отношения с детьми из-за легко возникающих раздражения и гнева. Особенно тяжелая ситуация складывается для ребенка при несовпадении его достижений с ожиданиями взрослых.
Ребенку постоянно приходится выслушивать порицания, ощущать на себе недовольство. В результате у него возникает и поддерживается высокий уровень тревожности. Формируется психологический синдром хронической неуспешности – представление о себе как о безнадежно плохом ученике, заслуживающем порицания воспитателя и собственных родителей. Иногда учебная несостоятельность ребенка достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном развитии. То, что нередко оценивается взрослыми как капризы и лень, связано с тем, что ребенок не может сосредоточить внимание на задании, сконцентрироваться, при этом дополнительные занятия лишь усиливают утомление. Нередко наблюдается снижение учебной мотивации.
Астенические состояния, трудности поведения, снижение успеваемости могут возникать у детей, перенесших различные инфекционные заболевания. Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течение довольно длительного времени после заболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость. У этих детей резко отличная от здоровых учащихся динамика работоспособности в процессе учебных занятий. Утомление наступает намного раньше и более ярко выражено. Чем больше такой ребенок занимается, чем больше старается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи.

Понятие и виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
В современных условиях большое значение имеет отношение человека к сохранению своего здоровья, не только к состоянию здоровья физического, но и душевного и социального благополучия. Сегодня медицине трудно справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому остро встает вопрос о работе по формированию к нему осознанного отношения. Начинать приучать детей к здоровому образу жизни нужно еще с детского сада, так как именно в этом возрасте существует серьезная проблема сохранения психического и соматического здоровья. И одной из самых основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является воспитание здорового подрастающего поколения с использованием здоровьесберегающих технологий. В самом общем смысле, здоровьесберегающие технологии – это психолого-педагогические приемы, методы, подходы, направленные на решение проблем здоровья детей.
В последние годы при обследовании дошкольников обнаруживается ряд закономерностей в отставании физического и психического развития детей: снижение мышечного тонуса, нарушение осанки, плоскостопие, гипокинезия, дисгармония нервных и физических показателей. Сопротивляемость детского организма снижается, повышается возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность, нарушается произвольная регуляция.
В этой связи педагогам нужно обратить особое внимание на такие аспекты своей деятельности, как:
соблюдение гигиенических условий в помещениях ДОУ (чистота, проветривание, благоустройство);
чередование различных видов учебной деятельности, используемых в воспитательно-образовательном процессе, так как утомляемость ведет к снижению познавательного интереса;
применение физкультурных минуток, музыкальных пауз на занятиях, проведение бодрящих гимнастик, гимнастик для глаз, пальчиковых игр, плавание в бассейне;
использование для релаксации спокойной классической музыки, звуков природы;
организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников;
наличие благоприятного психологического климата в группе;
привлечение родителей к совместной работе по проведению дней здоровья, соревнований, занятий с психологом по профилактике вредных привычек, проведение консультаций, разработка советов и рекомендаций для них по воспитанию стремления детей к здоровому образу жизни.
В нынешних условиях здоровьесберегающая деятельность в ДОУ обычно осуществляется по следующим направлениям:
Медико-профилактические технологии.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. Это вид деятельности подразумевает:
организацию мониторинга здоровья детей и разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организацию и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
организацию профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т. д.);
организацию контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов.
Физкультурно-оздоровительные технологии.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Это вид деятельности подразумевает:
развитие физических качеств детей;
контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
формирование правильной осанки, профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата;
воспитание привычки повседневной физической активности;
оздоровление средствами закаливания.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Физкультурно-оздоровительная деятельность, как правило, осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами – в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз. Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, важности гигиенической и двигательной культуры, здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.

Построение целостной здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Принято утверждать, что основными причинами подрыва и разрушения здоровья ребенка являются:
нарушения духовно-нравственных принципов;
недостаточная двигательная активность, гиподинамия;
нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, недосыпание, нарушение сна;
низкая санитарная культура;
проблемы семейных отношений;
вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.
Как следствие, с точки зрения педагогов ДОУ, начинать формирование подобной среды в учреждении необходимо с организации следующих компонентов
рациональное питание.
оптимальная для организма двигательная активность.
соблюдение режима дня с учетом индивидуальных биоритмов.
предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
повышение психоэмоциональной устойчивости.
Вместе с тем, исследователи обращают внимание на то обстоятельство, что понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья детей. На этом основании выделяются следующие основные элементы такой среды в ДОУ:
благоприятный морально-психологический климат;
экологичность и гигиеничность;
современный дизайн;
рациональный режим жизни, труда и отдыха;
современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения.
В непосредственной деятельности для повышения эффективности здоровьесберегающей среды педагогу ДОУ необходимо учитывать следующие факторы и обстоятельства:
Физиологические потребности являются основой жизнедеятельности: их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность, то есть достаточное освещение, соответственная росту мебель являются базой для всего процесса обучения в группе. Сюда же можно отнести и потребность детей в двигательной активности, и необходимость использования физкультминуток во избежание переутомления в каждой образовательной ситуации.
Потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс и формирует у детей неврозы. Необходимо на протяжении всего времени общаться с детьми, т.е. вести диалог, а не переходить на школьную форму обучения, не забывать, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, с детьми надо играть и учить их надо в игре, не забывать хвалить их за успехи, не сравнивать друг с другом, уважать, признавать такими, какие они есть.
Формирования у дошкольника сознательного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих. Данный вопрос следует поднимать каждый день во время всех видов деятельности, так как эти знания в дальнейшем помогут избежать многих травмирующих ситуаций.

Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ.
Создание благоприятного климата для развития личности детей является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего (благоприятного) социально-психологического климата требует понимания психологии дошкольников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
В качестве базовых характеристик благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе следует опираться на следующие критерии:
В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между детьми, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
В коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.
В коллективе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
Дети активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной деятельности.
Успехи или неудачи отдельных детей вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в ДОУ является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Традиционно в понятии социально-психологического климата выделяются три «зоны»:
Первая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья зона – психологический климат, т.е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Так как, социально-психологический климат – это результат совместной деятельности детей, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность.
По мнению А.Б. Парыгина, психологический климат устанавливается в результате действия психологических механизмов регулирования коллективной деятельности:
адаптация – активное принятие и усвоение ценностей, норм, традиций новыми членами коллектива;
коммуникация – активный обмен информацией и духовное обогащение членов коллектива путем формирования ценностных ориентаций и установок;
идентификация – формирование чувства принадлежности к коллективу в процессе межличностного общения на уровнях: эмоциональном (способность сопереживания); ценностно-мировоззренческом (способность стать на чужую точку зрения); поведенческом (способность подражать поведению);
интеграция – сплочение коллектива в саморегулируемый социальный организм с учетом совместно-индивидуальной деятельности.
Вместе с тем, педагогу следует учитывать, что существует не только в пространстве учебно-игровой деятельности, но и подвергается другим социальным влияниям: книгам, кино, рекламе, компьютерным играм. Это может повлиять на иерархию мотивационной сферы дошкольников, дестабилизировать их отношения со сверстниками. Для препятствия этому и более эффективному формирования благоприятного социально-психологического климата в ДОУ необходимо понизить уровень внушаемости детей и повысить их психологическую устойчивость.
Внушаемость в широком смысле определяется как личностно-детерминированный процесс безусловного принятия задаваемой извне информации; в более узком смысле – как непроизвольная, происходящая помимо воли подверженность влиянию. Для дошкольников характерна повышенная внушаемость и слабая развитость критичности мышления. Для исправления данной ситуации Н.А. Лазарева предложила следующую модель:

Развитие навыков сотрудничества и бесконфликтного общения у дошкольников.
С введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.
Развитие личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста определяется направленностью содержания образования на приобретение воспитанниками опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной. Поэтому, при реализации образовательной программы, особое место отведено деятельностному содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных воспитанниками знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
В этой связи актуальность технологии сотрудничества заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.
Основными принципами технологии сотрудничества являются:
Обучение носит развивающий характер, воспитатель не дает готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.
Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале.
Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но и способов эффективного сотрудничества.
Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после ее достижения подводится итог.
Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности развивающего цикла. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками.
Достижение этой цели добиваюсь посредством решения следующих задач:
Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.
Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.
Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
Установка педагога на обучение детей сотрудничеству требует от него умений:
создавать условия и поощрять свободу выбора, свободное выражение детьми своих чувств, в том числе и негативных, интересоваться всеми инициативными проявлениями детей;
слушать, стимулировать высказывания детей об опыте взаимодействия с партнерами, отклики на инициативу других детей, их оценки общего результата, инициативные предложения в процессе первоначального обсуждения и планирования совместных действий;
принимать проявления чувств, которые выявляют проблемы ребенка (принятие не означает согласия или одобрения чувств, принятие – это признание, что эти чувства имеют место,
уважительное отношение к переживаниям ребенка и последующая помощь ему в разрешении проблемы);
выражать самому свои чувства, высказывать свое мнение о взаимоотношениях детей в совместной деятельности, одобрять группу (действия, слова по достижению общего результата, отношения между участниками).
В младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Вместе с тем подобная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия.
На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает их к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения. Роль воспитателя:
помочь выделить различные точки зрения и зафиксировать их (т.е. устно или символично обозначить все точки зрения);
регулировать эмоциональный настрой детей, вводя новые или напоминая правила дискуссии;
если точек зрения нет, предложить свою (возможно неверную).
Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия.
Далее логически следует определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом: работа в парах, деятельность в микрогруппах. При непосредственном выполнении задания воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале. Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ ее выполнения.
Нужно учитывать, что в совместной деятельности используется, как правило, несколько стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам:
содействие, когда ребенок помогает другим, активен в достижении общего результата;
противодействие, когда ребенок препятствует достижению целей другими участниками, не согласовывает с ними свои действия;
уклонение от взаимодействия, когда ребенок избегает взаимодействия с партнерами, даже если ситуация и обстоятельства требуют этого.
Стратегия, которую выбирают дети в начале работы, зависит от их личностных характеристик, замотивированности, межличностных отношений в группе, от эффективности педагогической работы на предыдущих этапах.
Выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия.
Сотрудничество: партнеры помогают друг другу, активны в достижении индивидуальных и общих целей деятельности.
Компромисс: партнеры и содействуют, и взаимодействуют в деятельности.
Контраст: одни участники содействуют, другие противодействуют.
Уклонение: партнеры избегают активного сотрудничества.
Однонаправленное содействие: одни участники содействуют, а другие – уклоняются от взаимодействия.
Однонаправленное противодействие: один – препятствует достижению целей, а другой – уклоняется от взаимодействия.
Таким образом, в процессе реализации данной технологии, дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом, навыками само и взаимного контроля результатов деятельности, формируется умение отстаивать свое мнение, указывать на ошибки других и исправлять их.
Тем не менее, следует помнить, что педагог должен перед началом работы по данному разделу еще раз проанализировать результаты диагностики и опыт наблюдения за детьми на предыдущих этапах работы, чтобы составить социально-психологический портрет группы. Постановка проблемной ситуации перед детьми на первом же занятии позволяет педагогу пронаблюдать, какой тип взаимодействия в группе преобладает, какую стратегию поведения в групповой деятельности выбирает каждый ребенок. На основе полученных данных педагог строит работу по обучению детей сотрудничеству.

Педагогический мониторинг готовности детей к школе.
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика и мониторинг.
Мониторинг воспитания необходим самым разным категориям работников сферы образования, органов управления образованием, то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в образовательных учреждениях. Наконец, мониторинг необходим самим педагогам, то есть тем, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания.
В условиях введения Федеральных государственных требований, достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Иными словами, ребенок при поступлении в школу должен обладать не только набором определенных знаний, а следующими интегративными качествами личности: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия, способный решать интеллектуальные и личностные задачи имеющий первичные представления о себе, своем месте в обществе, овладевший предпосылками учебной деятельности, овладевший необходимыми умениями и навыками.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит свое место в пространстве и времени. Тем не менее, из года в год специалисты детских садов и начальной школы сталкиваются с проблемами, вызванными неспо

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector