«Путешествие на Север»

Автор: Медведева Наталья Геннадьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ ДСКВ «Серебряное копытце»

Населенный пункт: г. Северобайкальск, Республика Бурятия

Тема: «Путешествие на Север»

Опубликовано: 06.06.2016 16:39

Получить свидетельство      Скачать материал


Проект
музыкального заключительного занятия в пятилетнем цикле
«Ознакомление детей с культурой и бытом эвенкийского народа»
Тема: «В гостях у тетушки Эникэн»
Участники: дети подготовительной группы (воспитатель Медведева Н. Г.), их родители, педагоги ДОУ города.
Длительность: 45 минут.
Проблема и актуальность. За пять лет деятельности мини-музея «Культура и быт эвенкийского народа» собран богатый краеведческий материал, появились методические разработки по применению собранного материала с детьми всех возрастных групп, а также с родителями воспитанников. Но как дети, так и родители мало знают о коренных жителях нашего края, укладе их жизни, культуре и промыслах.
Уникальность методической разработки заключается в том, что тема занятия связана с мини-музеем, направлена на расширение кругозора ребенка, что способствует вовлечению значимых ценностей национальной культуры эвенков в процесс нравственного и духовного развития дошкольника, формирует навыки посетителя выставочных заведений и мероприятий, воспитывает проводника истинных ценностей, бережного и ответственного хранителя наследия своей и малой и великой родины.
Музыкальное занятие направлено на знакомство с культурой рядом живущего кочующего народа. Разработано с опорой на рекомендации региональной программы «Истоки», а также в соответствии с требованиями комплексной программы «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Б. Зацепиной под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Ресурсное обеспечение проекта: чум, костер, предметы обихода, елки, сугробы (на сцене); полотно из снежинок, северное сияние из ткани (потолочное оформление); синяя ткань с белой каемкой; байкальская рыба; кумаланы; шапочки-маски: гагара, нерпа, еж, барсук, белка, филин, волк; кусочки ткани, кожи; дерево с дуплом; мышь на веревочке; бубен, обручи, гимнастические палки.
Цель: расширять представления детей о красоте родного края эвенков; музыкальной культуре, их быте, фольклоре.
Задачи:
• Воспитание у детей уважение к культуре, быту, обычаям и традициям эвенкийского народа.
• Знакомство с животным и растительным миром, климатическими особенностями.
• Расширение словарного запаса: парка, кумаланы, сун, важенка, одёр, нюки.
• Закрепление умений детей самостоятельно выполнять характерные для народов Эвенкии танцевальные движения.
Ожидаемые результаты:
• Знания детей о красоте родного края эвенков, их музыкальной культуре, быте, фольклоре, животном и растительном мире, климатических особенностях.
• Сформированное уважение детей к культуре, быту, обычаям и традициям эвенкийского народа.
• Расширение словарного запаса: парка, кумаланы, сун, важенка, одёр, нюки.
• Создание фонотеки с записями национальных мелодий, песен; видеотеки.
• Приобретение костюмов для ролевых игр, драматизации, музыкальных занятий (с учётом регионального компонента).
• Участие детей в театрализованной деятельности.
Реализация проекта.
Итоговое занятие «В гостях у Эникан» пятилетнего цикла «Ознакомление детей с культурой и бытом коренных народов Бурятии».

Музыкальный руководитель: опираясь на эвенкийский эпос – сказки, былины, мы вам расскажем и покажем, как появилась Земля, животные, люди и как они живут, чем занимаются в настоящее время.
В давние-давние времена на Земле было много птиц и зверей, зеленых деревьев, травы. А в реках и озерах рыба всякая плавала. Лето тогда было круглый год, и никто не знал, что такое холод.
В один из дней начался всемирный потоп.
Звучит музыка – шум воды.
Забегают девочки с синей тканью и заполняют все пространство, колыша ткань.
Музыкальный руководитель: Спаслись только водоплавающие. Собрал их Хевеки (добрый дух, творец жизни, всего доброго и прекрасного) спросил, как быть, как поступить в этом случае. И сказала Гагара: «Я нырять умею. Попробую нырнуть, может, дна достану. Нерпа сказала: А, может, я попробую.
Хенеки сказал: « Пусть Гагара попробует, она в клюве может принести землю. А вы рыбы, нерпа, как принесете землю?
Музыка воды колыхание ткани, Гагара ныряет.
Музыкальный руководитель: И не было Гагары дня три, а может и целый год. Когда она вынырнула. В клюве у нее был кусочек земли.
Хевеки сделал из кусочка шарик и положил его на воду и сказал: «Здесь пусть сотворяется новая земля».
Музыка. Синяя ткань откидывается. Имитация побережья.
Музыкальный руководитель: Первыми на Земле Хевеки создал людей, но не знал, как им помочь, чем их накормить, чтобы они не умерли от голода, заплакал от своего бессилия он и от его слез появились озера, реки, начали вырастать травы, деревья – природа ожила. Тогда Хевеки создал зверей, рыб, птиц.
Звучит музыка – бегут олени (3 круга), убегают.
Исполняется эвенкийский «Танец птиц».
Музыкальный руководитель: (на музыкальном фоне)
Мы на Севере живем и расскажем вам о нем.
Край наш северный суров – много снега и ветров.
Но у нас закон таков – не бояться холодов.
Ночь полярная так долго солнышко скрывает,
И его, конечно, каждый с радостью встречает.
Лишь закончится декабрь, и январь наступит,
Яркий лучик солнечный всю природу будит.
Выходит воспитатель в эвенкийском костюме (Эвенкийка).
Эвенкийка (воспитатель): Прекрасна Севера земля и нераскрытых тайн полна
Как эту землю не любить…
Мы здесь живем, и здесь мы будем жить!
Поет песню.
Звучит фонограмма ветра.
Музыкальный руководитель: Из-за ветра, из-за вьюги
Опустели все пути,
Не придут, наверно, гости
Вместе вечер провести.
Замела метель дорожки,
Пробираться нелегко,
Но огонь в одном окошке
Виден очень далеко.
Звучит музыка, заходят дети.
Музыкальный руководитель: В просторном чуме хватит места всем
Всяк отдохнет здесь, кто идет по тундре,
Пусть за порогом хмарь и темь,
А тут тепло и нет проблем –
Накормят, спать уложат и разбудят утром…
Эвенкийка (воспитатель). Приветствует детей на своем языке.
Дети. Также отвечают на эвенкийском языке.
Эвенкийка (кратко на эвенкийском языке говорит добрые пожелания гостям – с переводом).
Дети (благодарят по-эвенкийски).
Эвенкийка: Какие вы нарядные! Ваша одежда, как и моя, украшена узорами из меха, бисера. Вам она нравится?
Дети отвечают.
— Как называется женская одежда?
Дети отвечают
— Как называется мужская одежда?
Дети отвечают
— Как называется мой дом?
Дети: Чум.
Эвенкийка: Чум строят, или ставят?
Дети: Ставят.
Эвенкийка: Что используют?
Дети: Шесты, оленьи шкуры, бечевку, в летнее время бересту.
Эвенкийка: Почему у нас такое жилье?
Дети: Кочуете часто.
Игра-соревнование «Ставим чум». Дети делятся на две команды.
Исполняется эвенкийская песня.
Чум, чум, круглый дом,
Побывайте в доме том.
В нем всего одна стена
Очень круглая она.
Дети врассыпную двигаются по залу на оленях, по сигналу строят свой чум.
Побеждает та команда, которая справилась быстрее и качественнее.
Эвенкийка: Отгадайте загадку –
Стройный, быстрый
Рога ветвисты.
Пасется весь день
Кто же это?
Дети: Олень.
Эвенкийка: Олени сами по себе гуляют, куда им вздумается?
Дети: Нет. За оленями смотрят мужчины. Пасут их, перегоняя с место на место, ищут, где корма для них больше. На оленях можно добраться в трудно доступные места в тайге, он сам себе добывает корм из-под снега. Люди сыты и одеты, благодаря оленям.
Ребенок 1: На Севере всегда в метель и стужу
Без дорог – ночь и день,
Человеку честно служит –
Быстроногий северный олень.
Звучит фонограмма: песня оленевода.
Ребенок 2: Мне очень понравилась песня отца-оленевода, мелодию я не запомнил, а о чем в ней поется, мы расскажем с моим другом, она ему тоже понравилась.
Грудь земли укутал снег
Покрывалом тонким.
И, как снег, ребячий смех
Закружился звонко
Первый снег. Целует он
Землю на рассвете
Первым снегом покорен
Так же я, как дети.
Ребенок 3: На тропинках на лесных
Зайцы – каруселью,
Аж полопались у них
Губы от веселья.
Крик, подняв на всю тайгу,
Пляшут куропатки,
Оставляя на снегу
От следов заплатки.
Рады звери, что к зиме
Шубы поменяли,
Что охотник на земле
Их найдет едва ли.
Невдомек им лишь одно:
День тепло торопит –
Солнце выйдет, все равно,
И снежок растопит.
Девочка: Давайте споем песенку о солнечном лучике.
Исполняется песня «О солнечном лучике».
Чтение стиха об оленях.
Танец оленей.
Игра «Важенка и оленята». На полу разложены 3-4 обруча, в каждом из них находятся дети-оленята. Волк сидит за «сопкой», в отдалении от оленят.
Ведущая-важенка: Бродит в тундре важенка,
С нею оленята,
Объясняет каждому
Все, что не понятно…
Топают по снегу
Оленята малые,
Терпеливо слушая
Наставленья мамины.
Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду.
Ведущая произносит: «Волк идет!» Оленята и важенка убегают в свои домики-обручи.
Пойманного олененка волк уводит к себе.
Эвенкийка: Еще одна загадка…
Что я слышу?
Неслышно на лыжах скользит человек,
Направляясь в тайгу.
Он, как книгу, читает лес,
Не из сказки колдун он?
Нет.
Вы его знаете? Это? …
Дети: Охотник.
Эвенкийка: А чем ещё занимаются мужчины – эвенки?
Дети: Мужчины охотятся, пасут оленей, рыбачат.
Эвенкийка: А чем занимаются женщины?
Дети: Готовят пищу, наводят порядок, шьют одежду, ставят чум.
Эвенкийка: Словно звезды, взгляд искрится,
И красив девичий стан,
Шьет иголкой мастерица
Разноцветный кумалан.
Исполняется танец с кумаланами.
Ребенок: Разноцветным огнем бисер весело горит.
В парке с ярким шитьем к нам красавица спешит.
Всех улыбкой своей покоряет, манит.
«Полюбуйтесь моей паркой» – будто говорит,
Наша северяночка – эвеночка, смугляночка.
Исполняется песня «Северяночка».
• Подо льдом от стужи прячась, дремлет Северное море,
А у девушки-эвенки щеки алые, как зори…
Вот идет она по кругу в ритме четком и упругом,
И волнует, и тревожит, словно песня соловья.
Припев: В эти белые края, вновь и вновь приеду я,
Чтоб увидеть, как танцует северяночка моя.
• Вот идет она по кругу, головою в такт качая,
А над ней плывут снежинки, словно маленькие чайки,
На снегу синеют тени от задумчивых оленей,
И прозрачный месяц светит, шерсть оленя серебря.
• Подо льдом от стужи прячась, море Северное дремлет,
Но с небес высоких звезды свет алмазный льют на землю.
В тишине седой и чуткой, кружит девушка-эвенка,
Вместе с нею в танце этом кружит древняя земля.
Раздаются звуки природы Севера.
Эвенкийка: Слышите, деревья трескаются, будто они пуговицы расстегивают – значит, скоро, тепло наступит.
Дети (поочерёдно): С юга подул ветер – снег растает.
Около луны звезда появилась – потеплеет
Звезды сильно блестят – скоро тепло наступит.
Эвенкийка: Как все дети, эвенкийские ребятишки вечерком любят слушать бабушкины сказки, вот одна из них…
Инсценировка эвенкийской сказки «Без друзей не прожить».
Стоит дерево с дуплом, из него выглядывает Филин.
Рядом на пеньке сидит Белка, вытирает слезы. Идет Барсук.
Барсук: Доброе утро, Белка-соседка.
Дел сейчас много, видимся редко.
Ты не резвишься, по веткам не скачешь.
Что-то случилось, вижу – ты плачешь?
Белка: Утро недоброе, не до веселья –
Филин справляет в дупле новоселье.
Выгнал меня и занял дупло,
В нем и уютно и очень тепло.
Есть там запасы орехов, грибов
Вкусные желуди с разных дубов.
Барсук берет большой сучок и стучит по дереву.
Барсук: Филин, прошу, оставь белочкин дом!
Он ей достался великим трудом.
Из дупла высовывается Филин.
Филин: Нет, не уйду, мне уютно, тепло.
Пусть Белка поищет другое дупло.
Барсук: Ты, Филин, не прав, поступаешь не честно,
Здесь белочкин дом – всему лесу известно.
Филин: Мне нравится здесь, я хочу здесь остаться,
Ко мне не советую Белке соваться.
Барсук: Ну что ж, я сейчас отправляюсь в дорогу,
Пойду, позову всех друзей на подмогу.
Барсук уходит. Белка скачет возле дерева.
Белка: У меня был теплый дом,
Для бельчат построен он.
Все я сделала сама,
Знаю – близится зима.
Входят Еж и Барсук.
Барсук: Мы придумали, как быть
Как его перехитрить.
Еж подзывает Белку, шепчет ей на ухо. Белочка подбегает ближе к дуплу.
Барсук и Еж выпускают маленькую мышку. Она на веревочке, которую дергают в разные стороны то Еж, то Барсук. Мышка пищит. Из дупла выглядывает Филин.
Филин: Мышка, шлю тебе привет!
Славный сделаю обед.
Мышек очень я люблю,
В миг тебя я изловлю.
Вылетает из дупла и начинает ловить мышку. В это время Белка залезает в дупло.
Филин бегает за мышкой, запутывается в веревке и падает в изнеможении.
Выходят Барсук и Еж.
Еж: Что мы видим! Грозный Филин
Мышку-крошку не осилил
Барсук: Он помял большие крылья
И свалился от бессилья.
Филин (дрожащим голосом): Да, со мной стряслась беда –
Ни туда я, ни сюда.
Ведь для вас секрета нет,
Что друзей у меня нет.
Кто поможет снять веревку?
Еж: Белка сделает все ловко.
Филин: Я пред нею виноват.
Барсук: Попроси тогда мышат.
Филин: Мышку тоже я обидел.
Еж и Барсук: Филин, Филин,
Что мы видим
И даем такой совет:
Заводи друзей, сосед!
Белка, Еж и Барсук распутывают Филина.
Эвенкийка: Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам – урок.
Эвенкийская игра «Замри» под сопровождение песни.
Текст песни читается под бубен:
«В гости в тундру мы пришли, кто есть кто? Определи?
Зайцы, волки и лиса, куропатка и сова.
Приготовься и смотри,
Фигура из тундры замри!
Дети замирают, изображая любого животного.
Музыкальный руководитель: Все, что видим мы сегодня,
По тайге и над Тунгусской –
Все народ наш создал, поднял,
Сделал все эвенк и русский.
Эвенкийка: Моя родная, Эвенкия!
В любое время приезжай,
Тебя здесь встретят, словно сына,
Затопят печь, согреют чай
И низкий стол к тебе подвинут.
Ребёнок: И скажут: «Вот твоя постель» –
И ты уснешь теплом согретый,
Забыв, что в двух шагах метель,
Неистовствует до рассвета.
Ребёнок: Лепешек пресных напекут,
Пока ты спишь, и спозаранку,
Тебе оленей приведут,
И сами запрягут их в санки.
Ребёнок: И колокольца частый звон
Разбудит берега немые…
– Счастливый путь! Такой закон
Гостеприимства Эвенкии!
Эвенкийский танец «Одёр».
Музыкальный руководитель: Велика наша Россия, много разных народов проживает на ее необъятных просторах, живут дружно, в согласии, помогая друг другу.
Ребенок: Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая –
Необъятная страна. В. Степанов «Необъятная страна».
Исполняется песня «Моя Россия».
Музыкальный руководитель: Благодарим хозяюшку за гостеприимство – Спасибо (по-эвенкийски).
Благодарим всех гостей, до свидания (дети прощаются по-эвенкийски).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector