Экологический проект «Очистим село от мусора»

Автор: Петрова Зоя Ивановна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ходарская средняя общеобразовательная школа им.И.Н.Ульянова»

Населенный пункт: с. Ходары, Чувашская Республика

Тема: Экологический проект «Очистим село от мусора»

Опубликовано: 09.06.2016 13:17

Получить свидетельство      Скачать материал


I Введение
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. 
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому Айболиту, уголок Зеленой аптеки, сделать ручеек, бассейн и т. д.
Кроме создания описанных выше условий в экологическом воспитании необходим своеобразный подход к детям.

Актуальность проблемы

Мы все живем в удивительном, красивом, самом зеленом селе Ходары. Мы в нём родились, растём, учимся, отдыхаем. Здесь строятся новые красивые дома и другие здания. Но часто приходится видеть, как повсюду лежит мусор- это бутылки, бумага, пустая пачка от сигарет и т.д. Тогда, наше село превращается в большое мусорное поле, до которого никому нет дела. Мусор портит эстетический вид. Все люди стараются избавиться от мусора. Одним достаточно выбросить бумажку из кармана, другие, собрав мусор в доме, выбрасывают его на улицу, считая, что там он не будет им мешать.
Мусор — проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке или озере, поле.  Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире. Над ней работает большое количество ученых. Постоянно разрабатываются новые технологии, внедряются новые подходы.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», я разработала проект «Очистим село от Мусора».

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно – исследовательский
Участники проекта: воспитанники группы «Радуга», воспитатель,  родители.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности реализации проекта: долгосрочный

• Анализ внешней среды

Положительные факторы
Отрицательные факторы
1.Потребность в системе дошкольного образования
2.Наличие и функционирование образовательных учреждений
3.Законодательная база деятельности образовательных учреждений
4.Наличие образовательных программ
5.Наличие национального проекта «Образование»
6.Повышение интереса со стороны государства к системе дошкольного образования
7.Демократизация и инновационная направленность образовательного процесса
8.Экологизация общества
1.Мировой экономический кризис
2.Недостаточное количество дошкольных учреждений в государстве
3.Недостаточное финансирование системы дошкольного образования
4.Большое количество населения проживает за чертой бедности
Полезные последствия положительных факторов
Угрозы и ограничения
1.Возможность и законность деятельности
2.Самостоятельность в выборе образовательных программ, способов и методов обучения
3.Поддержка инновационной деятельности
1.Отсутствие возможности части детей посещать дошкольные образовательные учреждения
2.Финансовые затруднения при организации образовательного процесса

1.2.  Анализ внутренней среды
 
 
Сильные стороны
 
Слабые стороны
 
Программно – методическое обеспечение
 
      Программы и технологии:
— Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы,2012 г
— Николаева С.Н.«Юный эколог»,2005
— Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», 1996
— Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации, 2008
Методическое обеспечение:
— учебно-методическая литература, подписные и периодические издания.
— Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.
— Развивающий видеоматериал для занятий с детьми дошкольного возраста «Двенадцать месяцев»
Из-во: СГУ –ТВ 2008г.
 
— Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;
 
— отсутствие экологических знаний и педагогического  опыта у родителей воспитанников.
Материально – техническая база
 
— Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
— уголки природы в группах;
— экологическая тропа на участке детского сада;
— огород на  участке;  огород на окне
— наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
— библиотечка книг с экологическим содержанием
 
 

1.3 ПРОБЛЕМАТИКА
 
       Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
       Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения — актуальная и главная задача ДОУ.
      В теоретических основах экологического воспитания дошкольников  (П.Г.Саморукова, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова и др.)  указывается на необходимость максимально использовать данный период детства, так как в это время ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
 Процесс это сложный и длительный , поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
 Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически — деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
Проблема: как разрешить «мусорную проблему», не причиняя вред природе
Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

II Основная часть

2.1.Концептуализация проекта

Охрана окружающей природной среды — одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей.
Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма. Средний возраст мужчин в Российской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений. Российский народ приближается к грани вырождения.
А вы никогда не задумывались, что может сделать каждый из нас для улучшения экологической обстановки, хотя — бы своей местности?
Давайте подумаем об этом вместе!
Проект «Очистим село от мусора» направлен на изучение: экологической обстановки в селе Ходары, изучение роли жителей, проживающих в нашем селе в загрязнении окружающей среды и определение вклада, который могли бы внести ребята нашего детского сада и жители села в решение этой проблемы.
  “Всё меньше – окружающей природы…
Всё больше окружающей среды”
Р. Рождественский
Эти слова становятся горькой правдой. Наше село не исключение. И об этом надо говорить во весь голос! Этот проект — и есть колокол, который звонит нам о ключевых проблемах села: об уровне озеленения, о несанкционированных свалках.

2.2. Целеполагание

Цель проекта:
Сформировать у детей знания о мусоре, о методах его переработки и о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта:
— расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
— формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
— дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
-уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
-стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
— учить, в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
— развивать экологическую культуру.

Девиз проекта
«Село — наш дом, не мусори в нем!»

Предмет исследования — мусор.
Методы исследования: изучения статистических данных, изучение и анализ литературы, наблюдение, эксперимент, практическая работа, практико-ориентированное исследование.

2.3.Ожидаемые результаты
— Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
— непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий — благоустройство и украшение участка в детском саду с использованием «бытовых отходов»
— создание в ходе проекта стенгазет, листовок и фотоальбомов
— создание картотеки «Родная природа»
—  привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей
— работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала);
— помощь родителей в оформлении фото протокола “Загрязнение нашего города», выпуск плакатов « Этого недолжно быть».

2.4. Реализация проекта


Мероприятия
Дата
Исполнители
1.
Беседа
«Помогите природе»
Октябрь
Воспитатель, дети
2.
Экскурсии вокруг образовательного учреждения и по улицам Ленина и Новая
Октябрь — май
Воспитатель, дети
3.
Зеленый патруль
«Чистый участок детского сада»
Октябрь — май
Воспитатель, дети
4.
Показ фильма
«Мусор — глобальная экологическая проблема»
Ноябрь
Воспитатель, дети
5.
Сбор и сдача
«Батареек и Макулатуры» в специальные пункты приема
Ноябрь-Декабрь
Воспитатель, родители, дети
6.
Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор»
Ноябрь
Воспитатель, родители, дети
7.
Экспериментальная деятельность «Если закопать в землю мусор, что произойдет?»
Ноябрь
Воспитатель, дети
8.
Занятие
«Мусор – это хорошо или плохо?»
Декабрь
Воспитатель, дети
9.
Правила поведения в природе. Выпуск плакатов
«Этого не должно быть!»
Декабрь — Январь
Воспитатель, родители, дети
10.
Фото протокол
«Загрязнение нашего села»
Декабрь
Родители, дети
11.
«Этот фактический мусор» — работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала
Январь- Апрель
Воспитатель, дети, родители
12.
Развлечение для детей
«Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
Февраль
Воспитатель, дети
13.
Экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги»
Февраль
Воспитатель, дети
14.
КВН для семейных команд
«Что мы знаем о природе и ее охране»
Апрель
Воспитатель, дети, родители
15.
Открытие галереи
«Мусорный вернисаж»
Апрель
Воспитатель, дети

2.4.1. Этапы реализации проекта
1этап – подготовительный
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Очистим село от мусора» по формированию экологического образования;
3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;
2 этап — организационный
Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;
1.Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.
2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;
3.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.
4.Создать презентацию: «Жалобная книга природы»; 
5.Разработать консультацию и газету для родителей «Прикоснись к природе сердцем»;
 6.Подготовка родителей к работе;
3 этап – практическая деятельность
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:
-анкетирование родителей (приложение 1)
-наблюдения и экологические экскурсии по улицам поселка, вблизи детского сада;
-показ презентации, слайд шоу;
-познавательное чтение;
-детская деятельность «Новая жизнь ненужных вещей»
-лаборатория (опыты и эксперименты);
-выпуск экологический газеты;
-тематический день «Волшебная экология души»;
-экологические, подвижные, дидактические игры; проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей»
4 этап – итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов — круглый стол «Наши результаты».

2.4.2. План действий по реализации проекта

План-карта действий по реализации проекта для детей 5-6 лет

Акция: «Чистая планета» (август-сентябрь).
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.


п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога. Люди мусорят.
Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»
Трудовой десант «Мы за чистый двор»
Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»
2.
Экологические знаки
Конкурс рисунков-знаков.
Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе.
Конкурс рисунков-знаков.
3.
Экологическая тропа
Экскурсия, д/и по решению проблемных ситуаций
Субботник на экологической тропе: сенокос, ограждение саженцев, ремонт ограды огорода.
4.
Экологическая газета
Рисование «Какую пользу я принёс планете?»
«Чистота — залог здоровья» — памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло).

Акция: «Открытие птичьей столовой» (октябрь-ноябрь).
Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.


п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога
Птицам нечего есть
Решение проблемных ситуаций
Конкурс «Птичьи домики»
2.
Экологические знаки
Рисование плаката «Покормите птиц зимой»
Презентация фильма «Птицы зимой»
3.
Экологическая тропа
КВН «Друзья птиц»
Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом)
Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи»
4.
Экологическая газета
Рисование «Птичьи дома»
Придумывание историй «Как я спас птичку»

Акция: «Ёлочка — живая иголочка» (декабрь).
Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать.


п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога Ёлочка просит помощи
Чтение письма от ёлочки.
Выпуск листовок и распространение в микрорайоне
2.
Экологические знаки
Рисование запрещающих знаков вырубки елей
Рисование запрещающих знаков вырубки елей
3.
Экологическая тропа
Установка запрещающих знаков
Установка знаков по экологической тропе
4.
Экологическая газета
«Не дадим лесу остаться без ели»
Фотомонтаж «Праздничная ёлка» (на экологической тропе)

Акция: «Жизнь в капле воды» (февраль-март).
Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода — это бесценный дар природы, её надо беречь.


п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога
Вода в опасности
Занятие в лаборатории.
Изготовление атрибутов к викторине «Вода — это жизнь»
2.
Экологические знаки
Составление знаков «Берегите воду» для малышей
Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»
3.
Экологическая тропа
Исследуем слой снега.
Викторина «Вода — это жизнь»
4.
Экологическая газета
Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде».
Дневник наблюдений за водой.

Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей — развлечение (апрель)
Награждение юных защитников природы переходным галстуком юного защитника природы.

План-карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет

Акция: «Мой дом — моя планета» (август-сентябрь)
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.


п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога. Много мусора на улицах села
Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах села.
Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»
Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»
2.
Экологические знаки
Просмотр и обсуждение презентаций
Составление презентаций знаков для детей.
3.
Экологическая тропа
Викторина «Чистюля»
Фото сессия на тропе
4.
Экологическая газета
Рисование листовок к пословицам и поговоркам.
Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.

Акция: «Столовая для пернатых» (октябрь-ноябрь)
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.


п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога
Птицы голодают
Решение проблемных ситуаций.
Конкурс кормушек.
2.
Экологические знаки
Создание книги «Птицы нашего края»
Изготовление памяток — листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей»
3.
Экологическая тропа
Зеленый патруль.
Викторины.
Экскурсии.
Составление презентаций о птицах
4.
Экологическая газета
Рисование плана -схемы экологической тропы моей семьи для газеты.
Разучивание стихов о птицах
Конкурс «Экологическая тропа моей семьи». Остановка «птичий домик»
Подборка стихов «Покормите птиц зимой»

Акция: «Ёлочка — хозяйка леса» (декабрь).
Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям.


п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога
Ель просит защиты
Получение из леса посылки.
Выпуск листовок и распространение в микрорайоне
2.
Экологические знаки
Рисование запрещающих знаков для презентаций
Презентация «Ёлочка — хозяйка леса»
3.
Экологическая тропа
Украшение елей красными ленточками
Цикл наблюдений за елью.
Установка знаков на экологической тропе.
4.
Экологическая газета
«Спасаем лес — сохраняем планету»
Сочинение
«Как мы спасали ель»
Презентация «Новогодняя ель на экологической тропе семьи»

Акция «Земля — голубая планета»(февраль-март).
Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.


п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога
Кран — кап, кап, кап.
Просмотр документальных фильмов о воде.
Организация медиотеки «Вокруг вода»
2.
Экологические знаки
Закладка для книг «Помни о воде»
«Поделись опытом» — семейный патруль.
3.
Экологическая тропа
Исследовательская деятельность «Вода в природе».
Развивающие игры с капелькой воды.
Составление картотеки игр о воде.
Презентация водоёмов на семейной экологической тропе.
4.
Экологическая газета
Защита плакатов «Вода — это жизнь»
Выпуск листовок «Берегите воду»

Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей — развлечение (апрель).

2.4.3. Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
• Педагог
• Родители
• Дети
• Музыкальный руководитель 
 
Материально-техническая база:
— Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
— уголок  природы в группе;
— экологическая тропа на территории группы;
— огород на  территории группы;
— огород на окне;
— наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы,  слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
— библиотека книг с экологическим содержанием;
— костюмы животных, растений.
 Методическое:
• теоретическая и методическая литература,
• периодическая печать,
• материалы по передовому педагогическому опыту.
 
Информационное обслуживание проекта:
• Интернет-сайты (сайт дошкольной группы;)
• Выпуск фотоотчетов;
2.МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
 
Оценка результативности проекта происходит на основании по методике «Диагностики экологической воспитанности детей» С.Н.Новиковой.
Цель диагностики:
 выявить уровень экологической воспитанности детей 5-7 лет
Критерии сформированности
экологической воспитанности у детей:
 
•  Познавательный интерес к природе и ее изучению;
•  Проявление гуманного отношения к природе;
•  Знания и представления об окружающей природе;
•  Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
•  Практические умения и навыки по охране природы (наблюдение в природе; объектами природы).
 
Критерии наблюдений за детьми:
* Частота проявлений бережного отношения;
* В каких случаях проявляется и на что направлено.
 
Шкала оценок:                                   Общие показатели:
 
В (высокий уровень) — 3 балла                           55 – 63 балла
С (средний уровень)  — 2 балла                          30- 55  баллов
Н (низкий уровень)  — 1  балл                             55 – 63 балла
 
 
 

 
По результатам диагностики на начальном этапе, мы сделали следующие выводы: дети с низким уровнем развития экологической воспитанности показали незнание практических навыков и умений по охране природы, дали мало правильных ответов об окружающей природе (знания не оформленные, отрывчатые), испытывали затруднения в ответах, даже получая помощь взрослого,  чувствовали себя неуверенно, Эти дети не проявляют интереса к изучению и охране окружающей среды.
У детей, показавших   средний уровень развития экологической воспитанности, побуждения к изучению природы, гуманному отношению к ней — неустойчивые, ответы детей были нечеткими, с большинством диагностических заданий эти дети справляются с помощью взрослого. Стоит отметить, что дети со средним уровнем вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем развития экологической воспитанности…
Дети с высоким уровнем развития экологической воспитанности справились со всеми диагностическими заданиями без помощи взрослого, показали содержательные знания об окружающей природе, показали оригинальность суждений, сообразительность.
 
По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития, дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.
  Средний уровень  –  показали 50% процента детей.
  Низкий уровень –   развития экологической воспитанности показали 20% детей,
   Высокий уровень –     развития экологических знаний выявлен у 30% детей 5-7 лет; причём, как в старшей, так и в подготовительной группе примерно на одном уровне
Таким образом, анализ результатов  начальной (констатирующей) диагностики, подтвердил необходимость целенаправленной педагогической работы для повышения уровня экологической воспитанности детей 5-7 лет  через экологизацию образовательного  процесса и организацию предметно – развивающей среды: реализацию проекта «Будь природе другом», что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к   объектам окружающей природы.
После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы. Цель диагностики- выявление динамики уровня сформированности экологической воспитанности детей 5-7 лет.
 Анализ полученных результатов, позволил сделать вывод, что уровень  экологической воспитанности детей 5-7 лет изменился.
 Количество детей с высоким уровнем развития экологической воспитанности  резко увеличился – 70% из общего числа. Эти дети справились со всеми диагностическими заданиями без помощи взрослого, показали содержательные знания об окружающей природе, сообразительность.  выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось оригинальность суждений, отсутствие трафаретности в высказываниях. Дети подготовительной группы подтвердили свою готовность к обучению в школе.
Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности  изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем, а дети с низким уровнем овладели некоторыми знаниями и умениями экологического характера, начали проявлять познавательный интерес, проявлять гуманное отношение к природе: 30% из общего числа.
Детей с низким уровнем  развития экологической воспитанности на   конец года не осталось.  При участии в диагностике в конце учебного года дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.
Сравнительные данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные данные
по выявлению уровня  экологической воспитанности детей
                                     
УРОВНИ
Сентябрь 2015 год
Май 2016 год

Кол-во детей
%
Кол-во детей
%
ВЫСОКИЙ
6
30%
14
70%
СРЕДНИЙ
10
50%
6
30%
НИЗКИЙ
 4
20%
0
0
 
Для наглядности результаты за сентябрь 2015 года представлены в диаграмме.

Для наглядности результаты за май 2016 года представлены в диаграмме
Сентябрь 2015 – май 2016.

Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей.
Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила результативность проведённой проектной деятельности.
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития на конец года не осталось, вырос процент детей с высоким уровнем развития по данному направлению. Проведенная в течение года работа   по экологическому воспитанию детей лет привела к следующим результатам:
— дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
 — у детей сформировались  первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней, 
— у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

III Заключение
Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

       Таким   образом,  при   системном,  комплексном  проведении  
 намеченной   работы   можно   достичь   намеченных  целей:
1.   Воспитание   любви   и   уважения   к  растениям, природе    в   целом.
2.Воспитание  осознанного  бережного   отношения   к    объектам 
 природы. 
3.  Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои  действия   по   отношению   к   окружающей  среде.
4.Формирование   навыков   экологически   грамотного   и          
безопасного   поведения   в  природе.
Наш  проект   способен  при   целенаправленной  деятельности   педагогов   и   родителей   помочь   детям осознать   себя   взрослыми людьми,    спасающими  и  оберегающими   природу родного края.

Список использованной литературы
1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. — № 5. — С. 22-27.
9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — № 2. — С. 47-49.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильево

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector