Рабочая программа по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста

Автор: Забродская Наталья Евгеньевна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МАДОУ ЦРР «Умка»

Населенный пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой

Тема: Рабочая программа по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста

Опубликовано: 09.06.2016 19:49

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка «Умка»

Рабочая программа по музыкально- ритмическому развитию детей дошкольного возраста.

Автор работы: музыкальный руководитель
Забродская Наталья Евгеньевна

[Год]
[Год]

азвание документа]
[Подзаголовок документа]
111

азвание документа]
[Подзаголовок документа]
111

г. Новый Уренгой 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждое из направлений художественного развития детей имеет свои специфические особенности, традиционные приемы и методы обучения, а отсюда следуют специфические задачи.

Основные задачи музыкального образования дошкольников:
— разделение учебных и воспитательных задач и перенесение акцента с воспитания музыканта на воспитание человека;
— музыка не средство обучения, а источник и способ духовного общения;
— творческое образное мышление в музыке;
— переход к процессу совместной творческой деятельности детей и педагога, через накопление знаний, умений и навыков.

В контексте этих задач особая роль отводится музыкально-ритмическому воспитанию: которое включает в себя такие сферы деятельности ребенка, как слушательская, исследовательская, продуктивная. Эти три сферы неразрывны, разделение их чисто условное, так как творческая деятельность — единый процесс. Система педагогики в детских образовательных учреждениях строится на следующих принципах:
— комплексность;
— непрерывность, преемственность;
— использование индивидуальных программ развития ребенка;
— целостность, образность, ассоциативность, импровизационность.

Ребенок должен встречаться с музыкой в обстановке, которая способствует активной работе всех органов чувств. Особую важность играет связь музыкальных впечатлений с физической активностью ребенка. Увеличение двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, на физическое состояние, работу нервной системы. Музыкально- ритмическое развитие детей дает возможность педагогу создать именно такую обстановку на занятии. Музыкально-ритмическое развитие детей тесно связано со слушанием музыки и дидактическими играми. Несмотря на ярко выраженную специфику каждого аспекта в отдельности — это неразрывный комплекс, имеющий общие цели, направленные на осуществление общих задач.
Основные задачи этих направлений:
— знакомство детей с миром музыки;
— накопление музыкальных впечатлений, включение музыки в контекст жизни, окружающей ребенка;
— выявление и развитие музыкальных способностей детей;
— приобретение знаний по музыкальной грамоте, основам музыкальной речи и формообразования.
Работа по музыкально- ритмическому развитию детей проходит комплексно, взаимно дополняя один аспект другим.
В тоже время на музыкально- ритмических занятиях решаются и свои специфические задачи:
— воспитание метро-ритмического чувства;
-использование разных частей тела, голоса как самых простых музыкальных инструментов в целях самовыражения;
-развитие координации в пространстве, умение координировать различные типы движений;
-участие в ритмо-моторной деятельности: повторение, запоминание, исполнение с помощью различных движений тела или с помощью оркестровых инструментов определенных ритмических рисунков;
-сочинение и исполнение ритмических аккомпанементов; игры, включающие в себя ритмическую импровизацию;
-развитие памяти, внимания, воображения, слушательских умений;
-приобретение и развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах;
-знакомство и усвоение понятий о регистрах, ритме, мелодии, темпе, динамике, тембре, стиле;
-знакомство с музыкальными понятиями, способствующими формообразованию: повтор, чередование, вариация, контраст;
-практическое освоение определенного музыкального материала (репертуара), развитие навыков его словесной, двигательной и графической интерпретации и анализа музыки;
-освоение навыков ритмического диктанта: обозначение ритмического рисунка условными жестами-символами (переход от звука к знаку, осознание способов записи и чтения музыки);
-привитие детям культуры общения между собой (в паре, в группе);
-создание положительного эмоционального настроя, уверенности в своих силах.

Работа строится по принципу параллельного освоения тем в течение всего года, занятия строятся комплексно. Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном материале.

Курс музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста рассчитан на 1(2) года (дети 5-7 лет).

Разделы курса:
-Слушание музыки.
-Метро-ритм.
-Движения (совершенствование движений)
-Методические рекомендации.
Курс музыкально- ритмического развития детей включен в учебный план детского сада. Занятия проводятся два раза в неделю. Наполняемость группы до 10-12 человек.

В программе 3 раздела —
I. Слушание музыки.
II. Метро — ритм.
III. Совершенствование движений.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I раздел. Слушание музыки.
Главная цель музыкального воспитания ребенка — научить его слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности — пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Таким образом, изучение основ музыкального языка — основная задача всех предметов музыкального цикла в школе, а развитие исполнительских навыков — средство, при помощи которого происходит общение на языке музыки.

Изучение языка музыки начинается с прослушивания музыкального произведения. Именно поэтому слушание музыки является обязательным разделом на музыкально-ритмических занятиях.
На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, а педагог имеет возможность выявить уровень и особенности эмоционального развития детей.
Необходимо обращать особое внимание на отбор музыки для занятий, как способ программирования учебной деятельности и развития эмоциональной сферы ребенка, расширение круга его музыкальных впечатлений. Для активизации восприятия музыки считаю нецелесообразным перегружать детей сведениями о композиторе, истории создания произведения до прослушивания, на данном этапе важно вызвать у детей ответную реакцию на прослушанную музыку и найти способ выражения своего отношения к ней (рассказ, пластическое выражение, рисунок, самостоятельное исполнение). На следующем этапе расширяем сведения о прослушанной музыке и включаем ее в другие виды деятельности: анализ, знакомство с особенностями музыкального языка, повторение ритмического рисунка, сочинение ритмического сопровождения.
Таким образом, ребенок включается в диалог с композитором, формируется ответная реакция. Ребенок должен иметь возможность результат своей работы показать слушателям и узнать ответную реакцию. Для этого рекомендуем форму занятия — концерта, концерта для родителей, концерта — спектакля. При повторном прослушивании музыкального произведения происходит ответная реакция на музыку, осознание ее содержания. Возникает желание самостоятельно исполнить ее, ребенок получает удовольствие от музицирования, что в свою очередь стимулирует интерес к музыкальной деятельности.

II раздел. Метро-ритм

Ритм является одним из выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых ритмических заданий, преследующих дидактические цели, необходимо учить детей выполнять их в характере музыки.
Работа по развитию метро-ритмического чувства проходит по следующим направлениям:
1. Речевая ритмика.
Задача — соотнесение речи и музыки. Это ритмизация слов, имен, стихов. Особенно эффективна в работе с детьми первого года обучения. Рекомендую заниматься речевой ритмикой под музыку, чтобы ритмизация слов имела метрическую организацию.
2. Упражнения на пульсацию.
Характер музыки определяет характер пульсации. Упражнения на пульсацию необходимо совмещать с упражнениями на развитие координации, ритмической памяти и внимания, а также с упражнениями для увеличения подвижности суставов, укрепления мышц исполнительского аппарата, освобождения корпуса и рук.
3. Ритмический диктант — это воспроизведение ритмического рисунка мелодии условными жестами.
Целая нота — руки за спиной на поясе; половинная нота — руки на поясе; четвертная — правая рука вперед , восьмая — хлопки; четверть и восьмая — обычный жест, точка у ноты — правая нога на пятку вперед.
Работа над ритмическим диктантом строится в следующем порядке:
прослушивание пьесы, определение настроения, характера музыки, жанровых особенностей;
после повторного прослушивания определение размера, исполнение
ритмического рисунка хлопками, осознание ритмического рисунка мелодии,
ритмической структуры пьесы;
«запись» ритмического рисунка условными жестами;
пройти ритмический рисунок пьесы шагами;
пройти ритмический рисунок пьесы шагами с дирижированием;
работа парами: один ребенок дирижирует, другой условными жестами показывает ритмический рисунок. Усложнение заданий в ритмическом диктанте рекомендую по мере усвоения более простых. Возможна одновременная работа над двумя ритмическими диктантами, при этом простые задания второго диктанта отрабатываются параллельно со сложными заданиями первого. За учебный год отрабатываются 3-4 диктанта разной ритмической структуры.
4. Ритмическое двухголосие — один из этапов работы над развитием гармонического слуха. Работу над ритмическим двухголосием рекомендую начинать с исполнения метрических долей руками и ногами (ходьба по кругу и на месте). Затем усложняем задание: ноги обозначают шагами метрические доли, а руки хлопками исполняют изучаемые ритмические рисунки. Дальнейшее усложнение — исполнение руками и ногами различных ритмических рисунков
5. Ритмические игры развивают у детей образное восприятие музыки. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта.
В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил. Последнее особенно важно, т. к. внутренняя дисциплина необходима детям в музыкально-художественной деятельности.
Исходя из этого, музыкальный материал для ритмических игр должен быть образным, содержащим игровые элементы.
Ритмические игры сначала отрабатываются как ритмические диктанты. Параллельно идет работа над мотивами, фразами, формой, координацией в пространстве или в работе с предметом, развитием памяти, внимания.
6. Коллективное музицирование — одна из форм работы на музыкально-ритмических занятиях , которая развивает образное и логическое мышление, слуховой контроль, гармонический слух. Игра в детском оркестре очень нравится детям, они с удовольствием осваивают музыкальные инструменты. Задача педагога — подобрать пьесы образные, доступные детскому восприятию и в то же время ставящие определенные исполнительские задачи.
На начальном этапе рекомендую использовать пьесы К. Орфа из сборника «Шульверк», детские пьесы Б. Бартока. Рекомендую также включать в репертуар пьесы, которые слушали и анализировали на музыкально- ритмических занятиях, исполняли самостоятельно.

III. Совершенствование движений

У детей происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного времяпрепровождения в спокойном сидячем состоянии. Отсюда увеличивается нагрузка на определенные группы мышц, нарушается осанка. Одной из задач музыкально- ритмических занятий является организация двигательного режима ребенка. Увеличение объема двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, физическое развитие, состояние нервной системы, то есть музыкально- ритмические занятия не только развивают умение чувствовать и ощущать метро -ритм, но и имеют лечебный эффект.
Цель этого раздела программы — научить ребенка сознательно распоряжаться своим телом, координировать простые и сложные движения, согласовывать свои движения с музыкой.
Для достижения этой цели считаю целесообразным использовать в работе упражнения:
-на развитие координации, памяти, внимания;
-на увеличение подвижности суставов и укрепление мышц аппарата.
Последовательность включения в работу основных групп суставов и мышц:
пальцы, кисти, предплечья, вся рука, шея, плечи, корпус, бедро, голень, стопа.
Количество упражнений каждого вида — 4 — 8.
-на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, различных типов шагов;
-на освобождение корпуса и рук;
-на освоение дирижерских жестов в двухдольной, трехдольном, размерах.
Освоение движений происходит постепенно, поэтому работа строится по пути параллельного освоения тем. Дети быстрее усваивают движения, повторяя за педагогом. Однако необходимо развивать способность самостоятельно выполнять движения, не глядя на соседа. Все упражнения сопровождаются музыкой, поэтому с первых уроков дети должны стараться выразить движениями характер музыки. В зависимости от эмоционального состояния группы комплекс упражнений может выполняться в начале занятия (разминка, концентрация внимания), в середине занятия (снятие усталости, напряжения и переключение внимания на другие формы работы), в конце занятия как отдых, релаксация. В каждом конкретном случае подбираются определенные типы движений и музыкального сопровождения. В работе с детьми дошкольного возраста каждое упражнение должно иметь образную и эмоциональную окраску.
Музыкально-ритмические упражнения и дидактические игры; музыкальный материал, репертуарный список и учебно-тематическое планирование- все это прилагается в приложениях к программе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector