Роль малых фольклорных форм в приобщении ребенка к чтению

Автор: Шигапова Елена Феликсовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ

Населенный пункт: г. Мурманск, Мурманская область

Тема: Роль малых фольклорных форм в приобщении ребенка к чтению

Опубликовано: 21.06.2016 20:54

Получить свидетельство      Скачать материал


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №125 г. Мурманск.

Знакомство детей с книгой через малые фольклорные формы.

1.В жизни ребенка книга играет огромную роль. Ребенок, безусловно, верит ей. Книга знает все. К ней можно обратиться за советом. С ней всегда интересно, всегда попадаешь в какие – нибудь приключения.  Несмотря на то, что все мы такие разные, и живем в разных местах, говорим на разных языках, играем в разные игры , во всем мире, во все времена дети одинаково любят книжки. С книгой ярче становятся их фантазии, они лучше понимают смысл еще непонятных вещей, с неимоверной скоростью «впитывая» всё, то новое, что видят глаза и слышат уши.
2.Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое потому, что весь опыт человечества мы апробируем на детях.
3.Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей, начиная с раннего возраста, традиционны для практики дошкольного образования.
4.Произведения фольклора всегда близки природе ребенка: простота этих произведений, легкость запоминания, возможность обыгрывания привлекают детей. Отражение в играх, песнях, сказках, жизни и деятельности людей многих поколений позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
5. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Мы уже говорили о том, что первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.
6. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Колыбельная – адресована малышам, находящимся в состоянии перехода от бодрствования ко сну. Музыка колыбельных песен естественным образом накладывается на сердцебиение ребенка, тем самым успокаивает его, снимает мышечное и психологическое напряжение. В игровой деятельности я показываю детям процесс укачивания, убаюкивания куклы. Во всех группах раннего и младшего дошкольного возраста у нас практикуется засыпание под аудиозапись колыбельных песен.
7. Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который педагоги нашего сада используют в повседневной жизни детей при организации режимных моментов: умывании, расчесывании, приеме пищи, одевании, во время еды, во время прогулки. Также подобрана картотека народных песенок, для знакомства детей с природными явлениями.
8. В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания. Здесь очень важным моментом является одновременно слуховое, зрительное и осязательное воздействие на ребенка. А нам, педагогам, надо не забывать про поучающий момент . Очень часто я использую прибаутки при утреннем приеме детей. Прибаутки с использованием мелкой моторики пальцев рук, можно брать на занятия, как физ. минутки. 
10. Небылицы — предлагают ребёнку уже не просто забавную, а откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название — «небылицы»). В основе небылицы — парадокс, её мир вывернут наизнанку. Небылицы мы начинаем предлагать детям со средней группы, развивая тем самым внимание, память. Сначала дети замечают просто несоответсвия и нелогичные высказывания, а затем, со старшей группы, мы учим их устанавливать простые закономерности и в дальнейшем придумывать свои нелепицы.
11. Новым способом освоения мира становятся загадки — краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. Начиная с раннего возраста, мы активно используем загадки в повседневной жизни детей, на занятиях и во время прогулок. Сначала предлагая детям простые описательные загадки, затем усложняя их и в старшем возрасте предлагая детям придумывать свои загадки. Таким образом, дети упорядочивают свои знания о мире.  
12. Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником.
В дошкольном возрасте дети знакомится с ещё одним фольклорным жанром — считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом , подчиняться установленным правилам. В младшей и средней группе  считалку чаще ведет педагог, в дальнейшем ребята уже рассчитываются сами, таким образом у детей появляется желание выучить более длинную и интересную считалку.
13.Знакомство с пословицами и поговорками начинается со старшей группы. Это может быть как часть занятия по ознакомлению с окружающим миром или по развитию речи. В подготовительной группе с пословицами и поговорками мы знакомим детей чаще, вне занятий уже объясняя не только их содержание, а учим правильно и к месту использовать ту или иную поговорку.
В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена.
Пословица — открытое наставление. Кроме того, для пословицы характерна двухчастная композиция, в основе которой лежит сопоставление или противопоставление. 
 Поговорки близки к пословицам, это меткие образные выражения, отражающие какое-либо жизненное явление. Однако в отличие от пословиц, они лишены обобщающего поучительного смысла и по форме представляют собой как бы отсечённую первую часть пословицы. В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.

14.Устное народное творчество — богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества все свои чувства, где оцениваются жизненные позиции, уважительное отношение к труду, любовь и забота друг к другу, вера в будущее, высмеиваются человеческие недостатки. Мы по-новому стали относиться к старинным праздникам, родной истории, фольклору, в котором народ любой национальности оставил накопленный опыт жизни, где заложены основы нравственных ценностей. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимопониманию.

Воспитатель 1 кат. Шигапова Елена Феликсовна

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector