Методика и форма проведения мониторинга, результатов освоения программы по образовательным областям детей первой младшей группы.

Автор: Ермилова Ольга Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Умка»

Населенный пункт: г. Балаково, Саратовская область

Тема: Методика и форма проведения мониторинга, результатов освоения программы по образовательным областям детей первой младшей группы.

Опубликовано: 01.07.2016 19:15

Получить свидетельство      Скачать материал


Методика и форма проведения мониторинга, результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой инструментарий
по образовательной области «Речевое развитие»
детей первой младшей группы.

Методика №1.Развивающая речевая среда:
1а. Выявление умения общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: беседа, проблемная (диагностическая ситуация)
Материал:
Инструкция: Спросить девочку про ее любимые игрушки.
Выяснить, почему мальчика вчера не было в детском саду.
Предложи свою помощь помощнику воспитателя.
Поблагодари воспитателя за помощь при одевании.
Проблемная ситуация: к нам в группу пришел гость. Что нужно ему сказать, предложить, спросить- с помощью «вежливых» слов.
Критерии оценки:
4 балла — понимает и выполняет инструкцию самостоятельно;
3 балла — при выполнении допускает незначительные ошибки;
2 балла — отвечает с большими подсказками взрослого;
1 балл — нет ответа.
1б. Выявление умения самостоятельно рассматривать картинки, книги, наборы предметов.
Форма проведения: групповая, подгрупповая.
Методы: наблюдения, ситуативный разговор.
Материал: картинки, книги, наборы предметов.
Инструкция: Дети — у нас в группе появились новые предметы. Хотите рассмотреть?
Критерии оценки:
4 балла — самостоятельно рассматривает предмет;
3 балла — рассматривает с частичной помощью взрослого;
2 балла — рассматривает с помощью взрослого;
1 балл — никак не реагирует на предмет.

Методика №2 Формирование словаря.
2а. Выявление понимания и называния обобщающих слов, умение называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы)
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Методы: наблюдение, ситуативная беседа.
Материал: предметные картинки или предметы с изображением одежды, посуды, обуви и т.п.
Инструкция: Д/и «Назови части предмета».
Покажи, где посуда. Назови, что это. Для чего нужны эти предметы.
Критерии оценки:
4 балла — самостоятельно различает и называет все детали и части предметов;
3 балла — различает и называет существенные детали и части предметов самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
2 балла — различает и называет некоторые детали и части предметов с помощью взрослого;
1 балл — не выполняет задание, помощь взрослого не принимает.

2б. Выявление умения находить сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет и т.п.) Выявление умения определять местоположение предмета с использованием предлогов и слов ( в, на, за, под, около, высоко, далеко)
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: беседа, ситуативный разговор.
Материал: сюжетные картинки
Инструкция: Посмотри и скажи, где находится кошка? (на столе, под столом)
Критерии оценки:
4 балла — правильно использует предлоги;
3 балла — допускает незначительные ошибки;
2 балла — отвечал с большими подсказками взрослого;
1 балл — нет ответа.

Методика №3. Звуковая культура речи:
3а. Выявление умения отчетливое произношение изолированных гласных и согласных звуков и правильное воспроизведение звукоподражаний, слов и фраз (из 2-4 слогов)
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: игра, беседа.
Материал: предметные картинки с домашними животными и птицами.
Инструкция: Д/словесная игра «Кто как кричит?»
Критерии оценки:
4 балла — самостоятельно различает и называет все детали и части предметов;
3 балла — различает и называет существенные детали и части предметов самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
2 балла — различает и называет некоторые детали и части предметов с помощью взрослого;
1 балл — не выполняет задание, помощь взрослого не принимает.
3б. Выявление умения правильного речевого дыхания и пользование высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»)
Форма проведения: индивидуальная.
Методы: ситуативная беседа.
Материал: предметные картинки.
Инструкция: Дидактическая игра «Кто к нам в гости пришел?»
Критерии оценки:
4 балла — ребенок правильно произносит фразы и словосочетания, используя высоту и силу голоса.
3 балла — произносит фразы с частичной помощью взрослого;
2 балла — выполняет задание по показу взрослого;
1 балл — не выполняет задание, помощь взрослого не принимает.

Методика №4. Грамматический строй речи
4а. Выявление умения согласовывать существительные и местоимения с глаголами, в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, используя в речи предлоги (в, на, у за, под)
Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая.
Методы: проблемная ситуативная беседа.
Материал: сюжетные картинки из сказок «Репка», «Волк и семеро козлят».
Инструкция: Дидактическая игра «В гостях у сказочных героев»
Рассматриваем сюжеты картинок, воспитатель задает вопросы по сюжету к сказке «Репка». Кто посадил репку? Кто помогал вытянуть репку? Кто за кем тянул репку?
По такой схеме проводится беседа по другой сказке.
Критерии оценки:
4балла — у ребенка совершенные диалогические и монологические формы речи;
3балла – иногда взрослые помогают согласовывать слова в предложении;
2балла – часто не согласовывает слова в предложении;
1 балл – речь невнятна.
4б. Выявление умения употреблять в речи вопросительные слова и в несложных фразах, состоящих из 2-4 слов (Кисонька – мурысенька, куда пошла?)
Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая.
Методы: ситуативная беседа.
Материал: сюжетные картинки из сказок, потешки.
Инструкция: Рассматриваем сюжетные картинки потешки «Кисонька –мурысенька», «Пошел котик на торжок» беседа по содержанию.
Критерии оценки:
4балла — у ребенка совершенные диалогические и монологические формы речи;
3балла – иногда, взрослые помогают согласовывать слова в предложении;
2балла – часто не согласовывает слова в предложении;
1 балл — речь невнятна.

Методика №5. Связная речь
3а. Выявление умения отвечать на простейшие вопросы «Что?», «Кто?», «Что делает?» и более сложные вопросы «Во что одет?», Что везет?», «Кому?». «Какой?», «Когда?». «Куда?»
Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая.
Методы: ситуативная беседа.
Материал: набор игрушек.
Инструкция: расскажем сказку «Как звери подружились!»
Критерии оценки:
4балла — ребенок самостоятельно рассказывает придуманную сказку;
3балла – воспитатель, незначительно помогает;
2балла – ребенок дополняет рассказ воспитателя;
1 балл – не принимает участия в составлении сказки.
3б. Выявление умения рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая.
Методы: ситуативная беседа.
Материал: сюжетные картинки.
Инструкция: Воспитатель дает задание: «Рассмотри и расскажи, что ты видишь на картинке».
Расскажи, о том, куда ты ходил в гости, что там видел, чем занимался?
Критерии оценки:
4балла — ребенок самостоятельно рассказывает по картинке;
3балла – воспитатель, незначительно помогает;
2балла – ребенок дополняет рассказ воспитателя;
1 балл – не принимает участия в составлении рассказа по картинке.

Методика №6. Художественная литература
5а. Выявление умения слушать и договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых произведений.
Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая.
Методы: наблюдения диагностическая ситуативная беседа.
Материал: литературные произведения по программе.
Инструкция: Чтение знакомых произведений «Пошел котик под мосток …», стихи А. Барто из цикла «Игрушки»
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно и выразительно читает наизусть 1 — стихотворения, потешку.
3 балла – ребенок выразительно читает наизусть 1 стихотворение, 1 потешку
с небольшой словесной помощью воспитателя – напоминание начало;
2 балла – ребенок может рассказать только одну потешку или одно стихотворение с помощью взрослого;
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
5б. Выявление умения играть в хорошо знакомую сказку.
Форма проведения: подгрупповая.
Методы: наблюдения, диагностическая ситуативная беседа.
Материал: литературные произведения по программе.
Инструкция: воспитатель дает задание, будем играть в сказку «Теремок».
Распределяем роли, по желанию детей.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно и выразительно рассказывает свою роль.
3 балла – ребенок выразительно рассказывает с небольшой словесной помощью воспитателя – напоминание начало;
2 балла – ребенок может рассказать только начало или одно конец роли сказочного героя с помощью взрослого;
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
5в. Выявление умения показывать и называть знакомые предметы на картинке и задавать вопросы: кто (что) это? что делает?
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Методы: диагностическая ситуативная беседа.
Материал: иллюстрации к знакомым сказкам «Теремок», «Маша и медведь».
Инструкция: воспитатель дает задание,
Критерии оценки:
4 балла – способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций.
3 балла – ребенок отвечает на поставленные вопросы с небольшой словесной помощью воспитателя;
2 балла – ребенок отвечает на вопросы с помощью взрослого;
1 балл – ребенок не справляется с заданием.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 2– 3 ЛЕТ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Методика №1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
1а. Выявить умение детей играть в среде сверстников.
Форма проведения: индивидуальная
Методы: проблемная ситуация, наблюдения в повседневной деятельности
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены дети играют.
Инструкция: — Кто изображен на картинки?
— Что они делают?
— Как они себя чувствуют? Какое у них настроение?
Критерии оценки:
4балла — ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональное состояние сверстников (грустный, веселый) и что делают?
3балла — ребенок не уверенно определяет эмоциональное состояние сверстников;
2балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
1 балл — ребенок затрудняется в определение эмоциональных состояний изображенных на картинке детей.
1б. Выявить умение навыков общения со сверстниками, участие в коллективных делах и оказывать помощь взрослым.
Форма проведения: подгрупповая
Методы: проблемная ситуация, наблюдения в повседневной деятельности
Материал: тазики, тряпочки.
Инструкция: Предлагается детям поиграть в игру «Как мы помогаем дома», выполнить разные поручения. Разделить детей на 3 подгруппы и объяснить, что каждая подгруппа будет выполнять свое поручение, а потом мы все расскажем о выполнении поручении. Воспитатель подготавливает необходимый материал, распределяет обязанности.
Каждой подгруппе педагог дается индивидуально задание:
-помочь маме вымыть столы и стулья;
— помочь бабушке полить цветы и вытереть пыль с листьев;
— помочь навести порядок в игровых зонах и т.п.
Критерии оценки:
4балла — ребенок проявляет инициативу в общении, вносит свои предложения, в тоже время проявляет умение выслушать сверстника, согласовывать с ним свои действия, уступить;
3балла — ребенок проявляет инициативу в общении, проявляет умение выслушать сверстника, согласовывать с ним свои действия, уступить;
2балла – ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь со встречным предложением;
1 балл — ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, либо проявляет отрицательную направленность в общении.

1в. Выявить умение детей не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, с уважением относиться к окружающим.
Форма проведения: подгрупповая
Методы: проблемная ситуация, наблюдения в повседневной деятельности
Материал: коробка, игрушки (по количеству детей, среди которых есть новая привлекательная)
Инструкция: Педагог обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после не продолжительного наблюдения, за поведением детей, вмешивается, и предлагает всем разобраться в сложившийся ситуации.
Предлагаются для обсуждения следующие вариант разрешения конфликта:
-отдать игрушку тому, кто взял первым, -не кому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно, — играть всем вместе, — играть по очереди.
— отдать игрушку ребенку, у которого сегодня плохое настроение и т.д.
Педагог выслушивает предложения каждого ребенка. Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.
Критерии оценки: 4балла — ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;
3балла — ребенок не провоцирует конфликт, идет на уступки, свои желания подчиняет интересам других детей;
2балла – ребенок не провоцирует конфликтной инициативы, отстаивает свои интересы;
1 балл — ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, к помощи взрослого не прибегает.
1г. Выявить знание детей о правилах поведения в помещении, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослых, говорить «спасибо», «пожалуйста»)
Форма проведения: подгрупповая
Методы: проблемная ситуация, наблюдения в повседневной деятельности
Материал: Игровые атрибуты для игры «Мы приглашаем гостей»
Инструкция: воспитатель, давайте пригласим гостей.
Что делают взрослые, когда ждут гостей?
— Чем будет заниматься каждый из вас? Давайте вместе, попробуем распределить обязанности между собой, — Идем в магазин за продуктами. (дети накрывают стол)
— Кто к нам в гости пришел? (Дети предлагают им игры, чтение книг, затем предлагают пить чай) — Нам пора возвращаться, домой. (Дети прощаются, говорят спасибо)
Критерии оценки: 4балла – ребенок берет на себя о выполнении задания, уступить, способен оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому;
3балла — ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возразить, учитывая свои интересы, замечает затруднения сверстников;
2балла – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает необходимую помощь; помощь принимает, но самостоятельно за ней не обращается;
1 балл — ребенок не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, проявляет равнодушие к сверстникам либо не способность оказать действенную помощь;

Методика№2. Ребенок в семье и сообществе
2а. Образ Я. Выявить элементарные знания о себе (фамилию и имя)
Форма проведения: индивидуальная.
Методы: ситуативная беседа.
Материал: фотографии детей.
Инструкция: воспитатель дает задание. Кто на фотографии? Как тебя зовут?
Назови свою фамилию?
Критерии оценки:
4балла – ребенок отвечает самостоятельно на поставленные вопросы полным ответом;
3балла – ребенок справляется с незначительными подсказками взрослого;
2балла – ребенок частично справляется с заданием;
1 балл – ребенок не отвечает.

2б. Семья. Выявить знания детей о своей семье.
Форма проведения: индивидуальная.
Методы: беседа
Материал: картинки с изображением семьи, фотографии семейные.
Инструкция:
— Что такое семья?
— Назови всех членов своей семьи?
— Что делает папа в семье, мама, бабушка, дедушка.
Критерии оценки:
4балла — ребенок знает, что такое семья, имеет представление и может назвать членов своей семьи, знает имена родителей, братьев, сестер.
3балла — ребенок имеет представление и может назвать членов своей семьи;
2балла – ребенок не может сказать, что такое семья, но называет имена родителей, бабушек, дедушек при незначительной помощи взрослого;
1 балл — ребенок знает только имена родителей, бабушек и дедушек, но путается в именах.

2в. Детский сад. Выявить знания детей о детском саде и о правилах
поведения в нем.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Методы: игровая ситуация
Материал: картинки с изображением различных ситуаций общения и взаимодействия взрослого с детьми (дети рисуют, кушают за столом, спят в кроватках, игра, чтение книги);
на каждой картинки представлены два варианта поведения детей — нормативное и ненормативное (кто-то из детей нарушает правило), карандаши.
Инструкция: Поможем сказочному персонажу вспомнить, чем заняты дети в детском саду и подскажем как правильно вести себя в данной ситуации.
Предложить детям рассмотреть картинки, на которых изображены дети и взрослые. Вам нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить и выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ.
-На какой картинке изображено, что все дети хотят рисовать?
— В каком помещении детского сада происходит действие?
— На какой картинке детям нравится играть вместе?
-На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?
— На какой картинки дети соблюдают правила поведения за столом?
Критерии оценки:
4балла — четко распознаёт различные ситуации взаимодействия, правильно выбрал все три картинки;
3балла – самостоятельно распознаёт не все ситуации взаимодействия и, соответственно, выполняют не все задачи, поставленные взрослым;
2балла – ребенок не распознал ситуацию взаимодействия и с задачей поставленной справился с помощью взрослого.
1 балл — ребенок не справился с заданием.

Методика№3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
3а. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Выявить знания детей о предметах, которые облегчают соблюдение к. г. н.; выявить сформированность ежедневной привычки соблюдать к.г.н.
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная
Методы: диагностическая ситуация, наблюдения в повседневной деятельности
Материал: картинки (мыло, полотенце, салфетка, расческа, носовой платок, горшок и т.д.)
Инструкция:
-Назови предметы?
-Для чего нужны эти предметы?
-Что может произойти с человеком, если он не будет соблюдать к.г.н.?
А) Умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем.
Б) Сформированности ежедневной привычки полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.
В) Умение правильно использовать носовой платок и расческу, следить за своим внешним видом.
Г) Умение быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
Д) Правильно пользуется столовыми приборами ложкой, салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Критерии оценки:
4балла — все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого;
3балла — все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого;
2балла – задания ребенок выполняет только с помощью взрослого, при этом не может ответить на все поставленные вопросы;
1 балл — ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.
3б. Выявить умение соблюдать правила самообслуживания.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: беседа, наблюдение во время режимных моментов.
Материал: картинки с изображением детей, на которых ребенок чистит зубы, убирает игрушки, самостоятельно одевается и др. режимные моменты; картинки — предметы, которые нужны для самообслуживания
Инструкция:
Расскажи, как ты сложил одежду в шкафчике? Что находится на нижней полке.
Рассмотри картинки и скажи, что ты умеешь делать?
Расскажи, что ты можешь делать сама? (Убирать игрушки, чистить зубы, складывать вещи в шкафчик, одевать самостоятельно одежду, обувь.)
Критерии оценки:
4балла-самостоятельно выполняет все задания, следит за своим внешним видом;
3балла — выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого;
2балла – задания выполняет только с помощью взрослого, при этом не может ответить на все поставленные вопросы;
1 балл — не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

3в. Общественно-полезный труд.
Выявление выполнения простейших трудовых действий, под контролем взрослого (поставить хлебницы, салфетницы, ложки), умения расставлять игровой материал на место.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: наблюдения в повседневной деятельности
Материал:
Инструкция:
Воспитатель дает задание, помогает накрывать на стол,
навести порядок в игровых зонах.
Каждому ребенку свое задание, наблюдает за выполнением.
Критерии оценки:
4балла – имеет трудовые умения и навыки, охотно отзывается на просьбу взрослого о помощи;
3балла — имеет трудовые умения и навыки, с незначительной помощью взрослого справляется с заданием;
2балла – справляется с заданием только с помощью взрослого;
1 балл – не желает помогать взрослому.
3г. Уважение к труду взрослых (ухаживает за растениями, за животными, дворник убирает снег, столяр ремонтирует мебель)
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: беседа
Материал: сюжетные картинки взрослые ухаживает за растениями, ухаживают за животными, дворник убирает снег, столяр ремонтирует мебель.
Инструкция:
Расскажи кто это?
Какую работу он выполняет?
Что ему нужно для работы?
Какую пользу приносит человек этой профессии?
Критерии оценки:
4балла – ребенок узнает, называет и рассказывает о пользе труда взрослых;
3балла — ребенок рассказывает с незначительной помощью взрослого;
2балла – ребенок частично справляется с задачами при помощи взрослого;
1 балл – ребенок отказывается от ответов.

Методика №4Формирование основ здорового образа жизни.

4а. Безопасное поведение в природе.
Выявить знания и умения элементарного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить, не дразнить их; не рвать и не брать растения в рот и пр.)
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: ситуативная беседа
Материал: предметные картинки с изображением природы – лесная полянка, домашних животных.
Инструкция:
— Почему нельзя подходить и гладить незнакомых животных?
(они могут укусить)
— Кто в природе главный: человек, растения или животные? (все взаимосвязано)
— Почему нельзя рвать, и есть растения? (они могут быть ядовитыми)
— Как человек может позаботиться о природе?
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро отвечает на все вопросы, аргументируя ответы;
3 балла – ребенок правильно и быстро отвечает на все вопросы с небольшой словесной подсказкой взрослого;
2 балла – некоторые вопросы у ребенка вызывают затруднения, но с активной помощью взрослого он справляется;
1 балл – ребенок не справляется с большинством вопросов даже после конкретной помощи взрослого.

4б. Безопасность на дорогах.
Выявить знания детей о элементарных правилах на улице, понятиях «улица, дорога, машины», о некоторых видах городского транспорта.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: беседа, дидактическая игра
Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, «Дети на пешеходном переходе», «Остановка автобуса»; игрушки или картинки – «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция»
Инструкция:
а) Дидактическая игра «Прогулка по улице»
Воспитатель просит ребенка ответить на вопросы:
— где едут машины? Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, остановку автобуса.
— Как правильно ходить по тротуару?
— Для чего нужно соблюдать всем правила дорожного движения.
— Кто следит за порядком на дорогах?
б) Дидактическая игра «Специальные машины»
Рассмотри картинки покажи и как называется этот транспорт и для чего он нужен? (Пожарная машина, полиция, скорая помощь)
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро отвечает на вопросы, выполняет все задания;
3 балла – ребенок правильно, но не очень уверенно отвечает на вопросы, выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого;
2 балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется;
1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.

4в. Безопасность собственной жизнедеятельности.
Выявить знания с правилами безопасного обращения с предметами, понятиями «можно – нельзя, опасно»
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: беседа, дидактическое упражнение
Материал: предметные картинки, телефон, игрушки – ножик, вилка и др.
Инструкция:
а) Дидактическое упражнение «Можно – нельзя, опасно»
Задание:
Рассмотреть картинку по теме и предложить ребенку показать, какие предметы нельзя трогать, почему?
б) Беседа «Правила безопасного поведения»
Задание:
— Что нельзя делать, если ты один в комнате, дома (правила поведения с бытовыми предметами)
— Кто тебе может помочь в трудных ситуациях (формирование умения обратиться за помощью к взрослым)
Критерии оценки:
4балла — ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания;
3балла — ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого;
2балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется;
1 балл — ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад комбинированного вида № 5 «Умка»
г. Балаково Саратовской области

Диагностика педагогического процесса
в первой младшей группе (с 2 до 3лет)
дошкольной образовательной организации
на 2015/2016 учебный год

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

I. Формирование элементарных математических представлений.
Методика №1. Количество.
1.Выявление навыков и умения составлять группу из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: наблюдение, проблемная (диагностическая) ситуация
Материал: коробочка, кубики, матрешки.
Инструкция: Воспитатель предлагает ребёнку взять на столе один кубик и ответить на вопрос. Сколько кубиков в руке? Положи в коробочку кубик. (выполнить задание 3-4 раза). Сколько кубиков в коробочке?
В ходе работы воспитатель спрашивает, что делает ребенок. Покажи один кубик, много.
Критерии оценки:
4балла–ребёнок самостоятельно может образовать группу из однородных предметов, различает один и много, много и мало предметов.
3 балла — требуются незначительная помощь;
2балла – ребенок затрудняется выполнить задание, воспитатель помогает;
1балл — не справился ребенок с заданием.

Методика №2. Величина

2. Выявление умений сравнивать предметы контрастных размеров и их обозначать в речи (большой дом – маленький домик, большая матрешка – маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи)
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: наблюдение, проблемная (диагностическая) ситуация.
Материал: большая матрешка и маленькая, мячи большие и маленькие, дом большой и маленький домик.
Инструкция: Воспитатель даёт детям задание, найти маленькую матрешку и поставить около маленького домика, большую матрешку поставить к большому дому.
В ходе работы воспитатель спрашивает детей, где стоит большая матрешка, а где находится маленькая матрешка.
Воспитатель даёт детям задание, возьмите в руки маленькие мячи, какие мячи остались в корзинке?
Критерии оценки:
4балла–ребёнок самостоятельно различает предметы контрастных размеров и называет их размеры (большие и маленькие предметы);
3 балла — требуются незначительная подсказка;
2балла – ребенок затрудняется выполнить задание, воспитатель помогает;
1балл — не справился ребенок с заданием.

Методика №3. Форма
3. Выявление знаний о форме предметов и называние их (кубик, кирпичик, шар, призма)
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: наборы геометрических фигур разной формы: кубики, кирпичики, шарики.
Инструкция: Воспитатель предлагает ребёнку отложить в сторону все кубики, а в коробочку сложить шарики. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе? (кубики), а какие фигуры лежат в коробочке? (шарики)
Воспитатель предлагает ребёнку взять кирпичики и положить на столе.
После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе? (кирпичики), построй дорожку из кирпичиков.
Критерии оценки:
4балла – имеет чёткие представления о геометрических фигурах, ориентируется в предметах разной формы, узнаёт шар, кубик и кирпичик.
3 балла — требуются незначительная подсказка;
2балла – ребенок затрудняется выполнить задание, воспитатель помогает;
1балл — не справился ребенок с заданием.
Методика №4. Ориентировка в пространстве
4а. Выявление умений ориентироваться в пространстве групповой комнаты и участка на территории ДОУ.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушки: собачка, зайка, медвежонок.
Инструкция: Воспитатель показывает игрушки и говорит: — У нас сегодня гости, мы должны им показать и назвать все наши комнаты, которые у нас имеются в группе. Рассказать, что мы делаем в каждой из комнат.
Рассказать, что мы делаем на участке, что есть на участке.
Критерии оценки:
4балла – легко и свободно ориентируется в окружающем пространстве группы, участка детского сада.
3 балла — требуются небольшие подсказки;
2балла – ребенок затрудняется выполнить задание, воспитатель помогает;
1балл — не справился ребенок с заданием.
4б. Выявление умений ориентироваться в частях своего тела.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: проблемная ситуация
Материал: мяч, обруч.
Инструкция: воспитатель дает задание: возьми мяч в руки, подними руки вверх, встань в обруч и попрыгай. Наклони голову вперед, назад.
Критерии оценки:
4балла – легко и свободно ориентируется в частях собственного тела;
3 балла – требуются небольшие подсказки;
2балла – ребенок затрудняется выполнить задание, воспитатель помогает;
1балл — не справился ребенок с заданием.

II. Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Методика №5. Познавательно-исследовательская деятельность
5а. Выявление умения выполнять обобщенные исследования объектов
окружающей жизни.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: наблюдение за детьми в процессе деятельности, игровые ситуации
Материал: Дидактическая игра «Что это?», предметные картинки – игрушки мяч, кукла, машина; посуда тарелка, чашка, ложка; одежда платье, носки, шорты; обувь сапоги, сандалии, туфли; мебель стол, кровать, стул.
Инструкция: Задание:
— Воспитатель показывает картинки и просит ребенка рассказать, что это такое.
— Воспитатель самостоятельно распределяет картинки по группам и просит ребенка объяснить, для чего нужны предметы, собранные вместе игрушки – чтобы играть; посуда – чтобы кушать, одежда – чтобы одеваться; обувь – на ноги надевать; мебель – чтобы можно было спать, кушать.
Критерии оценки:
4балла – ребёнок имеет представление о предметах, действие с ними, назначение. Выполняет правильные действия, исследуя предмет.
3 балла – ребёнок принимает задачу и разворачивает действия, но действует непоследовательно, недостаточно эффективно требуется небольшая помощь при решении поставленной задачи;
2балла – ребёнок допускает ошибки, взрослый задаёт много вопросов.
1балл – ребенок не справляется с заданием.

Методика Сенсорное развитие

5б. Выявление умений ребёнка обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов, умение выделять особые свойства предмета (форму, цвет, величину )и умение группировать предметы по однородным свойствам.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: наблюдение за детьми в процессе деятельности
Материал: Д/ игра «Чудесный мешочек», игрушки и предметы разной формы, величины, цвета.
Инструкция: Воспитатель показывает волшебный мешочек, говорит, что в нем лежат предметы и предлагает потрогать их, вынуть из мешочка и рассказать, все, что знает об этом предмете.
Критерии оценки:
4балла – у ребёнка сформированы простейшие сенсорные эталоны: цвета, формы, величины,(гладкий, колючий, круглый, пушистый)
3 балла–не достаточно сформированы простейшие сенсорные эталоны;
2балла – допускает много ошибок;
1балл — не отвечает

Методика. Дидактические игры

5г. Выявление умений действовать с разнообразными дидактическими игрушками (пирамидки, кубики, кольца)
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: наблюдение за детьми в процессе деятельности, игровые ситуации
Материал: игры с предметами, игрушками.
Инструкция: Воспитатель предлагает поиграть в игры по желанию детей
Критерии оценки:
4балла – согласовывает свои действия с действиями ведущего и других
участников игры, самостоятельно решает поставленную задачу;
3 балла – согласовывает свои действия с действиями ведущего и других
участников игры, требуется небольшая помощь при решении поставленной
задачи;
2балла — не выполняет правила игры;
1балл – не любит играть
5д. Выявление умений действовать с разнообразными настольными дидактическими играми, соблюдая определенные игровые правила.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая
Методы: наблюдение за детьми в процессе деятельности, игровые ситуации
Материал: настольные дидактические игры «Разрезные картинки», «Подбери пару», «Лото»
Инструкция: Воспитатель предлагает поиграть в игры по желанию детей
Критерии оценки:
4балл

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector